Правительство отозвало по просьбе спикера Думы Вячеслава Володина 15 устаревших законопроектов. Депутаты назвали проведенную кабинетом министров ревизию «каплей в море». Необходимости разбирать законодательные завалы нет, но это придает вес Думе в разговоре с правительством, считает эксперт
Правительство отозвало в апреле 15 своих законопроектов и предложило Думе отклонить семь инициатив, внесенных им в прошлые созывы Думы. Так кабмин отреагировал на просьбу спикера Думы Вячеслава Володина провести ревизию законопроектов. Спикер в конце февраля указал представителю правительства в нижней палате Александру Синенко на необходимость избавиться от устаревших законопроектов.
С рекомендацией отозвать или отклонить по сокращенной процедуре проекты, утратившие актуальность, выступила рабочая группа, которая с начала года готовила предложения по сокращению рассматриваемых законопроектов. Избавиться от старых законопроектов попросили также думские комитеты и фракции. Ревизию предлагалось провести в течение двух месяцев.
Все отозванные правительством проекты не прошли первое чтение. Они были или переписаны правительством и рассматриваются в иной редакции, или приняты в депутатской редакции, или встретили сопротивление в Думе и не будут приняты в предложенном виде.
Неактуальные
Инициатива о применении повышенной ставки земельного налога на участки сельхозназначения, не используемые для сельскохозяйственного производства, потеряла актуальность, после того как был принят депутатский законопроект, предусматривающий также и изъятие этих участков в случае нецелевого использования.
Против законопроекта о повышении с 5,1 до 5,9% ставки страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 2019 года ранее выступили депутаты комитета Думы по бюджету, а также фракция «Единой России», посчитав его необоснованным. После переговоров депутатов с чиновниками было достигнуто соглашение о том, что правительство не будет настаивать на принятии этого законопроекта.
Правительство отозвало также проект о снижении минимального размера административного штрафа для НКО — иностранных агентов, не включенных в соответствующий реестр, с 300 тыс. до 100 тыс. руб. Документ был подготовлен во исполнение постановления Конституционного суда.
Законопроект потерял актуальность через несколько месяцев после внесения в Госдуму — к тому моменту был принят правительственный документ, который позволил судам по некоторым статьям Кодекса об административных правонарушениях снижать размер штрафа в два раза меньше нижнего предела, пояснил РБК зампредседателя комитета по законодательству Рафаэль Марданшин.
Из 15 отозванных правительством проектов четыре касаются регулирования поставок стальных труб украинского производства на территории России, Белоруссии и Казахстана. Они были внесены еще в 2012 и 2013 годах.
Между первым и вторым
Семь правительственных проектов, которые прошли первое чтение, но не были рассмотрены во втором, были предложены к отклонению. Все они достались седьмой Думе от предыдущих созывов.
Среди них — проект о совершенствовании процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций. В случае его принятия вероятность применения механизма банкротства в отношении стратегических организаций существенно снизится, отмечал думский комитет по собственности. В 2011 году он был принят в первом чтении, после этого Дума к нему не возвращалась.
«Есть законопроекты, которые были приняты в первом чтении, но в процессе доработки ко второму чтению концепция правительства поменялась. Считалось неприличным отклонять их: когда отклоняют правительственные законопроекты, принятые в первом чтении, для всех министерств это минус», — пояснил первый зампредседателя комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов. По мнению первого зампредседателя комитета по законодательству Михаила Емельянова, законопроекты «буксуют» между первым и вторым чтениями, когда сталкиваются лоббистские интересы в том числе отдельных ведомств.
Шестая часть
По подсчетам РБК, отобранные правительством 22 проекта составляют примерно шестую часть от числа «залежавшихся» в Думе законопроектов, инициированных кабинетом министров. Около 140 проектов были внесены кабинетом министров в прошлые созывы Думы и не дошли до рассмотрения во втором чтении, хотя, как правило, проекты правительства рассматриваются в приоритетном порядке.
Остался, например, в думском портфеле резонансный законопроект о передаче властям Москвы полномочий по ведению дел о нарушениях ПДД, зафиксированных видеокамерами. Документ был подготовлен во исполнение поручения первого вице-премьера Игоря Шувалова, внесен в мае 2015 года, но рассмотрен Думой не был.
Отобранные кабинетом министров 22 законопроекта — это «капля в море», считает Емельянов. «Правительство просто отмахнулось, выполнило поручение формально», — согласен депутат от КПРФ Валерий Рашкин.
В задачи рабочей группы, предложившей провести ревизию законопроектов, не входило давать оценку, сколько и какие законопроекты нужно отзывать и отклонять, сказал РБК глава группы, первый вице-спикер Думы Иван Мельников (КПРФ). «Со стороны группы были заданы только такие критерии фильтрации законопроектов: потеря актуальности, отрыв от реальной ситуации с правовой точки зрения и в целом жизненной», — пояснил депутат.
Старая практика
Правительство время от времени отзывает свои законопроекты, которые устаревают и теряют актуальность, отмечает политолог Екатерина Шульман. «Правительство тоже работает по новостной повестке: что-то случилось — вносится проект, а если каждый день в голову приходят новые идеи, то старые с такой же скоростью устаревают, поэтому время от времени они их забирают», — говорит она.
При этом, по словам Шульман, надо учитывать, что правительство обладает правом законодательной инициативы как коллективный орган, поэтому для отклонения своих проектов нужно достигнуть такого же консенсуса между ведомствами, который был достигнут при их внесении, а это не всегда просто.
Каждый новый председатель Думы начинает с того, что обещает разобрать законодательные завалы, говорит политолог. По ее словам, это демонстративное наведение дисциплины, потому что старые законопроекты никому не мешают: нет такого правила, что старое нужно отклонить, прежде чем новое рассматривать. «Если ты хочешь быть более значимым органом власти, чем была Дума предыдущих созывов, то напрашивающийся первый шаг — навести дисциплину внутри. Но истинный тест твоего аппаратного и политического веса — это умение на равных общаться с правительством», — заключает политолог.
Это не первая попытка Володина усилить влияние Госдумы: на прошлой неделе палата приняла постановление о праве Совета Думы направлять в правительство перед третьим чтением законопроекты в финансово-экономической сфере для проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ). А в конце прошлого года депутаты-единороссы попытались обязать правительство готовить проекты подзаконных актов к законопроектам перед третьим чтением, но после встречи с премьером Дмитрием Медведевым ограничились тем, что кабинет министров должен предоставлять лишь информацию об этих проектах.