Образование: окончила Пермский государственный университет (юридический факультет), Пермский институт искусства и культуры (актерское отделение)
Карьера: снялась более чем в 50 фильмах и сериалах, среди которых: «Адам и превращение Евы», «Огни притона», «Метро», «Поддубный», «Ёлки 1914», «Молодая гвардия», «Экипаж»
— Катерина, вы с детства мечтали стать актрисой?
— Нет, ни о чем таком я до определенного возраста не думала. У меня было довольно беззаботное и очень счастливое детство. Дошколенком я каждое лето проводила у бабушки на Украине. Лазала по деревьям, ела, сидя прямо на ветвях, шелковицу и абрикосы, собирала в палисаднике клубнику и малину, лакомилась свежим медом прямо из медогонки. Как могла, помогала бабушке: полола сорняки, кормила поросят, доила козу. И до сих пор помню яркий вкус вареников с вишней. У меня было много друзей.
Потом я пошла в школу. Сначала училась в экспериментальной французской в городе Инте Республики Коми. У нас была гимназическая программа: и классическая хореография, и сольфеджио, и музыкальная литература, и хор — все для развития ребенка. Для шахтерского города это невероятная планка! Если честно, наша школа могла бы составить конкуренцию и многим престижным заведениям столицы.
А самыми любимыми для меня были школьные утренники, для которых педагоги ставили с нами спектакли. И мне всегда доставались главные роли. Училась я отлично, делала домашние задания на продленке, а если что-то и оставалось на дом, то всегда справлялась самостоятельно. Родителям не приходилось со мной заниматься. Они, со своей стороны, никогда на меня не давили, но прилагали максимум усилий, чтобы у меня была возможность развиваться и получить хорошее образование.
В 1998 году мы с семьей переехали в Пермь. По сравнению с Интой город-миллионник казался мне, конечно, огромным. В Инте я добиралась до школы минут семь, а в Перми — около сорока. Ну и в Перми было гораздо больше развлечений: кружки, зоопарк, театры, кино. Там мне тоже очень крупно повезло со школой. По итогам собеседования я поступила в школу с углубленным изучением иностранных языков. И почти сразу начала заниматься в пермском театре-студии «КОД». А в старших классах педагоги по французскому создали франкофонный театр, с которым мы посетили большое количество фестивалей. Играли спектакли по произведениям Жака Превера и Виктора Гюго. Так что моя жизнь тогда состояла из сложной, но интересной учебы и занятий актерским мастерством, репетиций и гастролей с двумя театрами. — То есть артистическая карьера была предопределена?
— Совсем наоборот. Пока не переехала в Москву, и не предполагала, что актерство станет моей профессией. Я окончила школу с золотой медалью, поступила на юридический факультет. О театральном вузе даже и не думала. Но так сложилось, что в 15 лет я попала в основной состав пермского молодежного театра «Новая драма» и к 19 годам сыграла много серьезных ролей. Мой мастер Марина Андреевна Оленева дала мне прекрасную актерскую школу. И когда впоследствии я получила приглашение на пробы к Георгию Эмильевичу Юнгвальд-Хилькевичу, то уже была готова к главной роли в своем первом фильме «Адам и превращение Евы».
— Но еще до съемок в своем первом фильме в Москве вы работали и вокалисткой, и танцовщицей, и репетитором английского… Вы же французский изучали?
— В школе вторым иностранным языком был английский. На самом деле в Москве я оказалась проездом — возвращалась с каникул и застряла. Потому что выяснилось, что уехать я могу только через четыре дня: у меня хватало денег только на плацкарт, и нужно было дождаться подходящего варианта. Эти четыре дня и определили мою дальнейшую судьбу. Как-то друг моей семьи, фотограф Алексей Васильев, взял меня за компанию на кастинг моделей, где мне и предложили поработать танцовщицей на выставке одежды. Потом пригласили попробоваться на «Фабрику звезд». Правда, я пролетела во втором туре, срезалась на вокальном этапе, тем не менее модельное агентство предложило контракт.
— Модельный период вашей жизни вспоминаете с удовольствием?
— Да его практически и не было. Я невысокая, всего 158 см, а работы для модели нестандартного роста почти нет. Это просто была ступенька в карьере. От агентства я пару раз выступила в клубе в качестве танцовщицы. И через агентство же познакомилась с композитором Юрием Чернавским, работала у него какое-то время: в студии у Валерия Леонтьева, которая находилась в концертном зале «Россия», мы записывали демо-версии песен. Параллельно подрабатывала хореографом и репетитором английского языка. Потом мой демо-ролик увидел Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич.
— В первое время приходилось нелегко в Москве?
— Я бы не сказала. На вокзале, по крайней мере, не ночевала. Когда я снова приехала в столицу, чтобы сотрудничать с модельным агентством, меня поставили перед фактом: обещанное жилье не готово, и я попросила Лешу Васильева приютить меня на несколько дней. В итоге ожидание затянулось на восемь месяцев. И к концу этого срока я уже начала сниматься в своем первом фильме.
В Москву я влилась легко. Этот город подходит мне по энергетике. Я даже метро люблю и с большим удовольствием спасаюсь в нем от пробок. Люди в подземке настолько заняты своими проблемами и поглощены житейской суетой, что чаще всего не обращают на меня внимания, а если и узнают, то, как правило, бывают очень тактичны, улыбаются, говорят какие-то приятные слова. Порой очень важно такое услышать, и этим случайным встречам я очень благодарна. — Каскадер Константин Адаев, который позже стал вашим мужем, признавался, что влюбился в вас с первых же минут. И на съемках фильма, где вы, собственно, познакомились, так переживал за вашу героиню, которую избивали в кадре, что даже вызвал партнера по сцене «поговорить». Тем не менее ваш брак продлился всего несколько лет. Что стало причиной развода?
— Вопрос в несоразмерности развития двух людей. Это не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже. И это даже не вопрос успешности. Просто ритмы и векторы развития людей в паре перестают совпадать. А для любви это губительно.
— Не жалеете, что расстались с отцом своего ребенка?
— Полагаю, что в конечном итоге для нас с Костей это благо. Но мне кажется, в душе мы никогда не будем абсолютно спокойны, поскольку у нас есть сын, а для ребенка всегда большое счастье, когда папа и мама вместе. Конечно, грустно, что сейчас у Германа приходящий папа. Но мы с Костей делаем все возможное, чтобы оставаться друзьями, чтобы сыну с нами было комфортно. А если мы оба будем счастливы, каждый по-своему, то и Герману будет хорошо.
— Какой возраст ребенка вы считаете особенно важным в процессе формирования личности?
— Каждый этап развития важен, каждому из них присущ определенный кризис, и тут важно просто шаг за шагом проходить этот путь с ребенком, руководствуясь добротой и любовью.
— Вы перевезли своих родителей в Москву?
— Да, они уже три года живут со мной.
— Знаю, что вы очень цените домашний уют и умеете его создавать.
— Это правда. Если вспоминать съемные квартиры, первое, что я там делала, — покупала красивые коврики и шторку для ванной. В комнатах вешала занавески. И обзаводилась настольной лампой с теплым светом. И этого уже достаточно для уюта — никогда не держала в доме лишних вещей. Ну а когда появилась собственная квартира, я первым делом подобрала мебель по своему вкусу, приобрела кухонный гарнитур, а папа сделал мне шикарный подарок — собственными руками смастерил дубовый портал для электрокамина. И сейчас этот камин является предметом гордости и некоей семейной реликвией.
— Вернемся к актерской профессии. У вас есть кумиры в кино?
— Кумиров нет, есть любимые актрисы: Мерил Стрип, Изабель Юппер, Марион Котийяр, Инна Чурикова, Марина Неелова, Вера Глаголева, Елена Яковлева.
— А постеры каких мужчин-актеров повесили бы у себя дома?
— Вряд ли я это когда-либо сделаю. Зачем?! Восхищаться я и так могу. Люблю Джека Николсона, Аль Пачино, Леонардо Ди Каприо, Кристиана Бейла, Марка Уолберга, Брэда Питта. Из наших актеров могу назвать Александра Збруева, Олега Табакова, Владимира Машкова, Данилу Козловского, Ваню Янковского, Максима Матвеева. Да много кого еще…
— Многие из перечисленных вами российских актеров были вашими партнерами на съемочной площадке.
— Да, с партнерами по площадке мне всегда очень везло. Пожалуй, даже не вспомню, с кем было играть трудно или неуютно. Это счастье — работать с талантливыми, глубокими людьми, увлеченными искусством, а не собственной персоной.
— Наверное, с кем-то из них связаны и увлекательные истории?
— Всегда с улыбкой вспоминаю, как на съемках фильма «Завтрак у папы» голосили с Юрой Колокольниковым на экстремальном аттракционе. Мы снимали на американских горках, но это как раз было совсем не страшно. А вот в перерыве решили сгонять на «Вертикальное падение». У меня и фото того момента осталось — у нас там такие лица… Очень забавные. Фото до сих пор стоит в рамочке в кабинете, радует меня.
А когда снимались в фильме «Метро», часто все вместе мерзли на съемках, а потом вместе отогревались и в это время много балагурили с ребятами, смеялись. Потом оказалось, что мы с Леной Пановой практически одновременно забеременели. Естественно, нам с ней было о чем поговорить. Да и родили мы с ней с разницей всего в пять дней.
— А кого вы считаете своими учителями?
— Никто тебе не друг, никто тебе не враг, а каждый человек тебе учитель. И родители в первую очередь. Люблю своих школьных преподавателей. Особенно тепло вспоминаю первую классную руководительницу Елену Александровну Воловник. И Софью Николаевну Гогузеву — это мой первый учитель французского и главный генератор идей моих первых спектаклей. В другой школе была замечательная завуч Лариса Сергеевна Лейбман. И Алевтина Георгиевна Капочкина, любимый учитель русского и литературы, строгий и справедливый.
Что касается моего творческого роста, то неоценимый вклад внесла мой художественный руководитель Марина Оленева. А первым наставником в кино стал Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич.
Позже Александр Гордон так тонко уловил и понял меня, прочувствовал, что доверил мне самую необычную и яркую роль в «Огнях притона». Я считаю ее уникальной и одной из лучших в своей карьере.
Надо отдать должное, каждый режиссер, с которым я работала, внес свою лепту в становление моей личности. А в целом вся жизнь — это непрестанное развитие.
— Что любите читать? — Художественную, научно-популярную и психологическую литературу.
— А что все-таки вам ближе, кино или театр?
— Мне кажется, я в свое время вволю надышалась хорошим театром. И в данный момент идти в репертуарный театр не готова, потому что очень свободолюбива и больше люблю динамику киномира — его законы мне близки. А с тех пор как появился сын, хочу проводить с ним максимально больше времени. Репертуарный театр для меня — это рамки. Но, возможно, я когда-нибудь к нему приду.
Вот сейчас нахлынули воспоминания. Когда мы снимали «Ледниковый период», я поняла, насколько скучаю по театру. Потому что в «Ледниковом периоде» за неделю создавался, по сути, мини-спектакль на двоих. И каждую неделю была грандиозная премьера. Участвуя в проекте, ощущала большой кайф. Так и в театре. Хотелось бы этого ощущения, когда действо происходит «здесь и сейчас», без дублей. Скучаю по прямому контакту со зрителем. По удивленным возгласам, затаенному дыханию зала, аплодисментам, горящим глазам, смеху и слезам. Вот этого не хватает.
— Ну и напоследок — что бы вы хотели пожелать нашим читателям и своим поклонникам?
— Чтобы все были здоровы. Чтобы не было войны. И чтобы каждый находил свое любимое дело, дело всей жизни, и жил в достатке. Важно себя чувствовать достойно. И прожить жизнь по своему, а не по навязанному кем-то сценарию.