Facebook создает представительство в России, a Twitter планирует перенести в нашу страну серверы с персональными данными российских граждан. Таким образом эти компании выполнят требования закона "О персональных данных".
Несколько источников "Известий" рассказали, что Twitter локализует персональные данные россиян. Сейчас компания выбирает месторасположение серверов.
В головном офисе Twitter Inc. эту информацию не прокомментировали, однако в Роскомнадзоре "Известиям" официально подтвердили, что Twitter обещает локализовать данные россиян, выполнив требования законодательства.
- В адрес Роскомнадзора поступило письмо компании Twitter с подтверждением готовности локализовать базы данных на территории России к середине 2018 года, - заявили в пресс-службе ведомства. - Реализация указанной договоренности находится на постоянном мониторинге службы.
В ведомстве уточнили, что на сегодняшний день проверок компании Twitter в части исполнения законодательства о персональных данных не планируется.
- Решения о проведении контрольных мероприятий могут быть приняты в 2018 году, - заявили в пресс-службе Роскомнадзора.
1 августа 2015 года в России вступил в силу закон, который обязывает интернет-компании, работающие с персональными данными наших сограждан, регистрироваться в Роскомнадзоре в качестве организатора распространения информации (ОРИ) и в течение шести месяцев хранить на территории РФ всю переданную и полученную россиянами информацию. За неисполнение этого требования грозит штраф: для юр-лиц - до 500 тыс. рублей. В случае повторного нарушения сервис будет заблокирован на территории России.
Именно по этой причине в 2016 году в России была заблокирована американская соцсеть Linkedln. Теоретически Роскомнадзор имел основания применить те же меры в отношении Facebook и Twitter, которые до недавнего времени воздерживались от исполнения требований законодательства. Но глава ведомства Александр Жаров высказывался на этот счет примирительно, всякий раз выражая надежду, что крупнейшие соцсети проявят добрую волю к сотрудничеству.
Судя по всему, надежды главы Роскомнадзора были не напрасны: как рассказали "Известиям" несколько собеседников, знакомых с ситуацией, представители Facebook самостоятельно ищут в России руководителя местного подразделения и подбирают офис.
Один из источников "Известий" пояснил, что заработок американской корпорации на российском рынке стал довольно значимым. И чтобы его нарастить, было решено начать "плотно работать" в нашей стране. По оценке ведущего аналитика ивестхолдинга "Финам" Леонида Делицына, в 2016 году Facebook мог заработать в России от $70 млн до $100 млн, рост этого показателя в 2017 году может составить порядка 25-30%. Рекламу в РФ соцсеть продает напрямую через основной сайт.
В Facebook не ответили на запрос "Известий".
Президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров рассказал "Известиям", что обычно иностранные интернет-сервисы создают в какой-либо стране представительство, когда достигают в ней определенного уровня выручки и понимают, что пришло время более активной работы с рекламодателями и увеличения прибыли.
Эксперт уверен: если Facebook начинает строить долгосрочные планы работы в России, значит, фирме придется выполнять требования нашего законодательства. В частности - перенести в РФ серверы с данными россиян.
В Роскомнадзоре "Известиям" заявили, что информацией о намерениях Facebook перенести серверы в Россию ведомство не располагает.
- В ближайшее время Роскомнадзор запланирует ряд надзорных мероприятий, направленных на анализ деятельности администрации социальной сети Facebook по обработке персональных данных российских пользователей, - заявили в пресс-службе ведомства. - По итогам будут сделаны выводы о степени соответствия деятельности социальной сети Facebook требованиям российского законодательства и при наличии оснований внесены предложения по принятию мер реагирования.
По мнению главы Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, тренд регулирования цифровой экономики в нашей стране показывает, что чем дальше, тем проблематичнее будет работать в России, не имея представителя в стране. Такой представитель может оперативно реагировать на внутреннюю повестку, быть лицом компании как в среде профессионального сообщества, так и в коммуникациях с государством, считает эксперт.
По данным Mediascope, в октябре среднесуточная посещаемость Facebook в России составила 5,2 млн человек, a Twitter - 1,4 млн.