Если вам предложат с рук купить мобильник, вы откажетесь (если только вы не поклонник ворованных телефонов). А если у вас попросят помощи, сразу скажете «нет»? Всего-то надо в интернете посмотреть, сколько стоят монеты. Их дадут вам незнакомцы в оранжевых жилетах, которые вышли из-за ограждений с надписями «Моя улица» и по чистой случайности обратились именно к вам. Вы пройдете мимо или остановитесь — чисто из любопытства? Тем, кто выбрал второй вариант, элегантно помогут освободиться от энной суммы денег (от 1 до 30 тыс. руб.).
В Москве много улиц, где сейчас идет реконструкция. Но не все, кто выходит на тротуар из-за бело-зеленых ограждений, имеют отношение к программе «Моя улица». Вечером, когда настоящие рабочие уже ушли с объекта, на дежурство заступают мошенники.
Вот как описал встречу с такими последователями Остапа Бендера москвич под псевдонимом Tnargime Rǝnni:
«...стал свидетелем нового вида мошенничества, которое впечатляет своей виртуозностью ... на вас выходит пара человек в рабочей одежде, запачканной (специально, но вы этого еще не знаете) с видом утомившихся трудяг. У них вид типичных гастарбайтеров с ближнего постсоветского пространства. Возраст — внушающий почтение, около 40 лет. И обращаются они к вам на хорошем, вежливом русском языке с ни к чему не обязывающей просьбой.
— Простите, не могли бы вы нам помочь?
Мы тут работаем, откопали какие-то монеты, они явно древние. Вы не могли бы в телефоне посмотреть, что это, сколько они стоят, чтобы нас не обманули.
Монеты плавно перемещаются к вам в руку... На диковинный вид старинных монет начинают с любопытством останавливаться некоторые и другие прохожие.
Вы открываете Google и видите, что монеты эти стоят не то, чтобы какие-то миллионы — около 40 тысяч рублей. И если вы порядочный человек — вы об этом торжественно сообщаете трудягам и намереваетесь уйти. Но тут вас ждет другая просьба.
— А может вы ее купите? За сколько сможете. Мы все равно никуда ее деть не сможем, у нас просто отберут, скажут украли. А мы тут пашем сутками, прораб 2 месяца уже зарплату не платит. Ни поесть толком, ни домой отправить. Вы — русский, вы легко ее продадите, а нам хоть какая-то сумма.
Рабочие же предельно вежливы, тактичны, никакого бегающего взгляда, твердая вера в предлагаемые обстоятельства».
В результате такого красивого спектакля хоть кто-нибудь, но купит «артефакты». А вдруг и правда редкий экземпляр, за который коллекционеры готовы выложить фантастическую сумму? При этом прочь гонится мысль о том, что никакие рабочие не имеют никакого права продавать исторические ценности, найденные на рабочем месте и в земле, принадлежащей городу.
Эксперт столичного «Клуба Нумизмат» Борис Горюнов так оценивает монетную лихорадку большого города:
«Москва вся перекопала по нескольку раз и найти что-то ценное очень тяжело. Те, кто продает такие “артефакты”, лучше нас с вами знают их реальную стоимость — 50 руб. за ведро. Товарищи, которые сидят возле каждой перекопанной московской улицы с лопатами, используют давно известную мошенническую схему. Её активно используют, в частности, в Тунисе (с фальшивыми старинными монетами) и в Калининграде (с якобы отменными кусками янтаря).
Официальные копии некоторых монет (так называемый новодел) выпускает Госбанк. В советское время их тоже производили совершенно официально — например, после того, как вышли полированные рубли, в конце 1980-х годов был дополнительный выпуск, причем на монетах сделана надпись “Н” и указан год. Есть несколько раритетных копий и царского времени.
Если чернорабочий предлагает вам “константиновский рубль”, это точно не подлинник (все настоящие монеты давно находятся в коллекциях и профессионалы знают, кто их владельцы).
Помните, в 2004 году сгорел Манеж? Тогда при разборке котлована был найден золотой двухрублевик эпохи Петра Великого 1720 года выпуска. И посмотреть на него съехались археологии со всей России, потому что это настоящая сенсация и редкая удача.
А нам такие “двухрублевики” — новоделы приносят постоянно, завалили уже этими “раритетами”. Народ же покупает с рук монеты не для коллекции, а чтобы перепродать и обогатиться.
И когда я говорю такому клиенту, что это фальшивка, мне отвечают: “Да ты олень, ты ничего не знаешь! Я смотрел в интернете, она стоит 500 тысяч!”. Ну что тут скажешь, могу только посоветовать перечитать классику: “Буратино”, “Незнайку на Луне” и “Чиполлино”. Тогда мозги на место встанут. А тем, кто действительно заинтересовался нумизматикой, советую смотреть каталоги и делать покупки только в магазинах, имеющих хорошую репутацию. Потому что копиями торгуют не только с рук».
И последнее. Вы, конечно, можете обратиться в полицию. Но что вам это даст? Мошенники обычно не говорят прямо: «Купите у меня царские золотые монеты». Это вы сами приходите к заключению, что перед вами раритет. И никто не виноват, что вы сами купили неизвестные монеты у незнакомцев. Которые уже давно сидят на другой улице в ожидании новых буратин.