В Лос-Анджелесе вручили "Оскаров". Академические премии разошлись в основном предсказуемо, исключений сравнительно немного.
Лидер церемонии по числу и "весу" полученных премий - "Бердмэн". Он выиграл в четырех главных номинациях: признан лучшим фильмом, в нем лучшая режиссура (Алехандро Гонсалес Иньярриту), лучший оператор (Эммануэль Любецки) и лучший оригинальный сценарий.
Второму фавориту публики - фильму Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт" "Оскар" отвел более скромное место, наградив за лучшую музыку (Александр Депла), художественное оформление (Адам Стокхаузен и Анна Пиннок), костюмы (Милена Канонеро) и гримы.
Оба фильма проиграли по части актерских работ. Премии за лучшие мужские роли достались Эдди Редмэйну ("Вселенная Стивена Хокинга") и Дж. К. Симмонсу ("Одержимость"), за лучшие женские - Джулианне Мур ("Все еще Элис") и Патрисии Аркетт ("Отрочество").
Эта по-своему уникальная картина Ричарда Линклейтера - "Отрочество" - была явно недооценена академиками, удостоившись единственной премии за женскую роль второго плана. Многие наблюдатели, впрочем, были заранее настроены скептически: британский фильм для Голливуда хоть и англоязычный, но все-таки не совсем свой, ему пробиться к премиям труднее.
В категории "Лучший фильм на иностранном языке", как и на европейском "Оскаре", победила польская черно-белая драма "Ида". Триумфальный взлет нашего "Левиафана" завершился на "Золотом глобусе".
В остальных номинациях "Оскары" разошлись так:
- Лучший адаптированный сценарий - "Игра в имитацию"
- Лучшая анимация - "Город героев"
- Лучшая песня - Glory из фильма "Сельма"
- Лучший документальный фильм - "Гражданин Четыре"
- Лучший монтаж - "Одержимость"
- Лучшие визуальные эффекты - "Интерстеллар"
- Лучший звук - "Одержимость", "Снайпер"
- Лучшая игровая короткометражка - "Телефонный звонок"
- Лучшая документальная короткометражка - "Горячая линия".
Новые лауреаты "Оскара" в беседах с корреспондентом "РГ"
Нынешний список лауреатов "Оскара" выдался удивительно цельным: призы получили те картины, где в центре не событие, а судьба: ее становление, как в "Отрочестве", или восстановление, как в "Бердмэне"; ее обрушение, как в "Играх в имитацию". Судьба трагикомичная, как в "Отеле "Гранд Будапешт" или стойкая, как во "Вселенной Стивена Хокинга". И нынешние лауреаты, зайдя в пресс-центр с "Оскаром" в руках, говорили тоже о судьбах.
Дж.К.Симмонсу "Оскар" за мужскую роль второго плана предрекали многие. Ветерану экрана выпала роль по его темпераменту - деспотичного музыкального "тренера" в "Одержимости".
Что вы почувствовали после такой напряженной и нервной роли, когда она получила высшее признание?
Дж. К. Симмонс: Облегчение. У меня вся жизнь в напряжении: сначала я еле-еле мог содержать семью на нищенскую актерскую зарплату, потом, когда зарплата стала выше, - боялся ее потерять... Теперь, как мне сказали знающие люди, у меня появятся новые возможности.
И вы сможете, наконец, расслабиться?
Симмонс: Если вспомню, что это означает...
Патрисия Аркетт тоже долго шла к своей награде в номинации "Лучшая актриса в роли второго плана". Ее родители, братья и сестры - все актеры, и вопрос выбора профессии перед ней не стоял. Она долго шла через телевизионные роли, в кино ей предлагались работы незначительные, и хотя она демонстрировала талант и умение, но к большим ролям ее не допускали. Пока Ричард Линклэйтер не пригласил ее в проект, длившийся 12 лет, - фильм "Отрочество", где она сыграла роль матери своего распадающегося семейства.
Патрисия, в Голливуде вы известны не только работами в кино, но и борьбой за гражданские права. По-моему, со времен молодой Джейн Фонда в индустрии не было столь упорного борца. Как вам удается совмещать гражданскую деятельность с профессиональной?
Патрисия Аркетт: Это не деятельность, это состояние души. Когда я вижу, что страна несправедлива к женщинам, к этническим и сексуальным меньшинствам, когда вижу, что для афроамериканцев создаются искусственные барьеры, чтобы затруднить их участие в выборах, я просто не могу молчать. Не думаю, что это мешает моей работе, вот он (показывает на "Оскара") - свидетель. Более того, гражданская позиция работу обогащает.
Как вы сумели выдержать двенадцатилетние съемки?
Аркетт: Представьте - легко. Мы настолько узнали друг друга и так сдружились, что образовалась как бы вторая семья.
Вечер обернулся досадной неудачей для российских кинематографистов: "Левиафан", которому прочили победу, остался без награды. Ее получила польская "Ида". Режиссер Павел Павликовский был откровенно возбужден и нервен.
Вы знаете, что стали первым поляком, получившим "Оскара" за конкретный фильм? Даже Анджей Вайда, и тот получил почетного "Оскара" за достижения всей жизни.
Павел Павликовский: Да, конечно, знаю. И поэтому отношу награду не только к достижениям, но и к удаче. Польские картины номинировались десять раз, но вот, после долгих неудач, - получилось. Возможно, эта победа вдохновит молодых польских кинематографистов и откроет для польского кино новый золотой век.
Вы живете в Британии...
Павликовский: Да, но картины делаю польские. По-моему, важно не где живешь, а что делаешь.
Имя Джулианны Мур давно утвердилось в списке самых знаменитых и востребованных актрис Голливуда. И она, кажется, была в этом списке единственной, у кого не было ни одного "Оскара". Эта несправедливость теперь исправлена: роль в драме "Все еще Элис" о женщине, страдающей болезнью Альцгеймера, принесла ей желанную награду.
В прошлом году вы получили главный приз Каннского фестиваля за роль в "Звездной карте", теперь - "Оскара". Можете сравнить?
Джулианна Мур: Что сравнить - награды или картины?
И то, и другое.
Мур: Знаете, есть такое актерское счастье, когда тебе вдруг выпадают подряд фантастические роли, которым отдаешься до конца, в которых можешь продемонстрировать все, что умеешь, и которые - совершенно при этом разные. Вот такое счастье наконец выпало мне. Эти роли меня изводили, выматывали, но каждый раз, выходя на площадку, я знала: работа у меня получается. Другого слова и не подберешь - счастье.
А награды?
Мур: Приятно, конечно, что тут говорить. Но Каннскую награду я поставила в свой скучный офис и уже через пару дней перестала ею любоваться. Этого золотого мужчину ждет, подозреваю, та же судьба.
Приз за лучший адаптированный сценарий получил известный литератор Грэм Мур: "Игры в имитацию" стали интеллектуальным хитом сезона.
Что вас подтолкнуло к работе над этим сценарием?
Грэм Мур: Во-первых, сама личность Алана Тьюринга - гения с несчастной судьбой. Благодаря ему стала возможной победа союзников над гитлеровцами - он взломал код "Энигма", использовавшийся германским генштабом, и это переломило ход событий. Родина отблагодарила его тем, что довела до самоубийства. Эта трагедия не может оставить равнодушным, и меня она сильно зацепила. А во-вторых, я убедился, что военные триллеры нужно писать о математиках. Их вклад явно недооценен, а ведь это они рассчитывают полеты снарядов и ракет, взламывают коды противника, разрабатывают правила маршрутирования кораблей. К тому же каждый из них - незаурядная личность, потому что заурядных математиков не бывает.
Молодой британский актер Эдди Редмэйн получил "Оскара" за главную роль в фильме "Вселенная Стивена Хокинга". На сцене он явно нервничал, но в пресс-центр пришел успокоившись, даже отрицал, что нервничал.
Эдди, ну мы же видели, как вы были возбуждены.
Эдди Редмэйн: Да какое там - возбужден. Вот три года назад, когда я впервые попал на такую церемонию и должен был спеть со сцены песню из "Отверженных", - вы на меня посмотрели! Просто на ходу разваливался на куски и до сих пор не понимаю, как сумел собраться и не опозориться. А сегодня так... слегка волновался - уж очень сильная конкуренция была в нашей номинации.
Что вы почувствовали, когда статуэтка оказалась в ваших руках?
Редмэйн: Радость от того, что я ее получил из рук изумительной актрисы Кейт Бланшетт, с которой мы вместе работали в картине "Елизавета. Золотой век". Получить от нее "Оскара" - двойная награда.
Говорят, вы собираетесь показать статуэтку Хокингу?
Редмэйн: Безусловно! И ему, и Джейн, и детям - они все были исключительно добры к нам. Кроме всего прочего, это еще один повод повидаться со Стивеном, а кто же откажется от возможности общения с гением?
Настоящим героем вечера стал "Бердмен", получивший 4 статуэтки: за лучший фильм, лучшую постановку, операторскую работу и лучший оригинальный сценарий. В трех из этих четырех категорий главный человек - Алехандро Гонсалес Иньярриту.
Редко кому удается в один вечер собрать такой богатый урожай. Вы верите, что ваша карьера после такой победы сделает скачок?
Иньярриту: Поверил бы, если бы у меня была карьера. Но у меня ее нет, у меня есть жизнь, а она мало обращает внимания на награды. Поэтому я понятия не имею, что будет со мной завтра. А то, что сегодня - здорово!
Вы извлечете какой-то урок из этой своей удачи?
Иньярриту: Единственный урок: не надо бояться. Идея была безумна, сценарий безумен, и работа тоже нормальностью не отличалась. Любой здравомыслящий человек ужаснулся бы этому безумию, а мы им наслаждались и - победили!
Вы сами смотрите церемонии "Оскара"?
Иньярриту: С детства. Во-первых, это привлекательно как зрелище. Во-вторых, где еще увидишь вместе столько своих любимых актеров и режиссеров? Я до сих пор помню, как с оскаровской сцены говорил великий Феллини! И хотя, признаюсь, мой выбор практически никогда не совпадал с выбором академиков, я не чувствовал разочарования, а пытался разобраться, что подвигло их к этому решению. В сегодняшнем решении я разбираться не буду (смеется).
Лос-Анджелеская погода проводила закрытие церемонии щедрым дождем. Что ж, говорят, это - хорошая примета: значит в новом кинематографическом году урожай будет обильным.