КБ: Но я играл в фильмах, от которых отказывался Мэтт.
МД: Не понимаю, о чем ты. Ни одного фильма не могу припомнить.
КБ: И после того, как он сливался с проектов, я спрашивал ребят из съемочной группы: «А почему Мэтт снова отказался? Я что-то упустил?»
О каких фильмах речь?
МД: А! Припоминаю разве что тот фильм, за который Кристиан получил своего...
КБ: Постой, дружище, я не собирался перечислять эти фильмы.
МД: Но ты и правда здорово там играешь, в «Бойце». Я читал сценарий, потому что сама история казалась мне интересной, но твой герой был прописан дерьмово. Режиссером тогда еще был другой человек. А потом появился Дэвид О. Расселл, переписал сценарий, заполучил Кристиана, и вышло потрясно.
Мэтт, выходит, если бы вы согласились тогда на роль, у нас бы не было нынешней версии «Бойца», а Кристиан не получил бы «Оскар»?
МД: (Смеется.) Слушай, а когда это было, в 2009-м? Я бы сказал, что за это время ты...
КБ: Должен выплатить тебе какой-то процент?
МД: Именно.
Рад, что мы с этим разобрались. А как вы готовились к съемкам в «Ford против Ferrari», если реальные прототипы ваших героев уже умерли?
МД: Про ту гонку было снято много документалок, на YouTube есть ролики о тех годах. Каждый раз, когда я натыкался на старые интервью Кэрролла Шелби, в которых он говорил о Кене Майлзе, у него слезы наворачивались (Майлз погиб 17 августа 1966 года в Калифорнии, тестируя новый болид. Машина потеряла управление, и на скорости 300 км/ч гонщик вылетел на трассу. – Прим. GQ). И он все повторял: «Кен Майлз был гениальным инженером».
Крис, один твой приятель сказал мне, что персонаж Майлза похож на тебя больше, чем какой-либо из сыгранных тобою прежде.
КБ: Мэнголд (Джеймс Мэнголд – режиссер картины. – Прим. GQ) сказал мне то же самое. Мол, ты – это копия парня, которого весь фильм все считают засранцем. Не знаю, как на это реагировать. Он прислал мне сценарий. А когда я читаю портрет героя, то меньше всего сравниваю его с собой. И Джеймс – а мы с ним знакомы лет десять – сказал: «Кристиан, это твоя копия. Разве ты не видишь? Это ты – придурок со сложным характером. И ты это понимаешь!»
Мэтт, а кто из сыгранных тобой персонажей больше всего похож на тебя?
МД: Черт возьми, не знаю. Иногда пересматриваю эпизоды «Умницы Уилла Хантинга» и думаю: «Да это же все про нас с Беном (Аффлеком. – Прим. GQ)». А на днях Бен позвонил мне и сказал, что ему нужна помощь – они с дочерью не могут справиться с ее школьным домашним заданием по математике. И оказалось, что я тоже ни черта в этом не понимаю.
КБ: Ты несколько раз поднимал эту тему на съемках. Когда я из последних сил пытался притворяться, что разбираюсь в автомобилях и знаю, как их чинить.
МД: Теперь уж забудь.
КБ: Нет, послушай. Я пытался разобрать и собрать мотоцикл несколько раз в жизни и думал, что хорошо с этим справлюсь. Но у меня постоянно оставались по три лишних болта. И я продолжал кататься на мотоцикле без них, думая: «Что ж, когда-нибудь точно узнаю, что сделал не так».
МД: Кажется, у тебя слишком много свободного времени.
КБ: Я, кстати, отлично помню «Умницу Уилла Хантинга». Сколько лет назад вышел этот фильм?
МД: Лет 20 назад.
КБ: Точно. Но я видел тебя в другом фильме. Это были... «Школьные узы»?
МД: Ага.
КБ: Помню, в то время мне никак не удавалось найти работу, я смотрел этот фильм и думал: «Что за тип там играет? Он ведь просто шикарен! И тоже сидит без работы». Я все повторял: «Это несправедливо: даже самые талантливые остаются без денег». А буквально через три дня увидел тебя в «Умнице Уилле Хантинге» и подумал: «Так, Крис, приходи-ка в себя».
МД: Да, это правда. В то время было трудно найти работу. Бен тоже снимался в «Школьных узах», но предложения на него не сыпались.
Кристиан, до интервью Мэтт сказал мне, что главная черта вашего творчества – максимальное погружение в роль. Это хорошо заметно по фильму «Власть», где вы играете Дика Чейни.
МД: Неправда. Я сказал: если вы посмотрите интервью с Диком Чейни, то решите, что он пародирует Кристиана Бэйла.
Для этой роли вы сильно прибавили в весе, а в «Машинисте», наоборот, стали похожим на скелет. Насколько тяжело вам с годами даются такие метаморфозы?
КБ: Это все вопрос времени.
МД: Это вопрос жизни! Как-то на съемках у него зазвонил телефон, помощник прибежал с сотовым на площадку и сказал: «Кристиан, вам нужно взять трубку». А он ответил: «Точно, у меня же созвон с кардиологом».
КБ: Ты преувеличиваешь. Просто в определенном возрасте боль, которую вы время от времени испытывали, становится постоянной. И на восстановление уходит больше времени.
МД: Когда я работал с Де Ниро над «Ложным искушением» – а мы тогда часто говорили о прибавке и потере в весе, потому что обсуждали его съемки в «Бешеном быке» (для них Роберт Де Ниро поправился на 27 килограммов. – Прим. GQ), – он сказал: «Я пошел на это только в силу возраста, мне было 35 лет. Но я бы не стал поправляться снова. Потому что это ужасно, когда твоего тела становится слишком много». А после 35 ты уже ничего с этим не сделаешь, просто живешь себе толстяком.
Мэтт, а съемки в последнем фильме о Борне чем-то отличались от работы над предыдущими частями?
МД: В день моего 45-летия меня снимали с голым торсом – в сцене, где я дерусь на складе. Я отлично выглядел, правда. Какие-то ребята средних лет подходили и спрашивали: «А что вы для этого делали?» И я отвечал: «Лучше не ввязывайтесь в такие авантюры. Оно того не стоит». Потому что ради той сцены я днями напролет тренировался в зале, а потом валился с ног от усталости. Мышцы стонали от боли.
КБ: Когда вы моложе и мышцы начинают болеть, вы думаете: «Я примерно понимаю, когда это закончится». А в 45 лет в голове крутится только одно: «Зачем я вписался в это дерьмо?» Однажды я снимался в сцене с 60-летним каскадером, который то и дело падал с лошади и бился головой о землю. И я думал: «Интересно, а он предполагал, что будет зарабатывать, ломая себе кости в пенсионном возрасте?» Падал с лошади он, надо признать, завораживающе. Раньше я любил кататься на мотоцикле и тоже иногда падал с него. Любил устраивать гонки на дорогах. Это было весело и романтично – возвращаться домой с окровавленной рукой. А теперь я думаю: «Лучше возьму такси». (Смеется.) Черт, мы сидим тут как два ворчливых старика. Давайте следующий вопрос.
Вас объединяет то, что вы снимались как в коммерчески успешных экшен-фильмах, так и в авторском кино у независимых режиссеров. А вы когда-нибудь соглашались на заведомо провальные картины – только чтобы подзаработать?
КБ: Конечно, я ведь обыкновенный человек. И знаю, как деньги влияют на качество жизни. Было время, когда мои родители боролись за кусок хлеба, а я не мог им помочь. Когда вспоминаю это, думаю: «Согрешу ли я, если пойду против себя, но заработаю? Или я пойду против себя, если не предприму ничего для того, чтобы выбраться из нищеты?» Я не могу судить тех, кто стоит перед таким же выбором. Потому что сам до сих пор не знаю, какое решение принять.
Мэтт, а вы с этим сталкивались?
МД: Вы спросили о провальных фильмах. Давайте перефразируем вопрос.
Хорошо, вы соглашались на фильмы, у которых не было шансов на успех?
МД: Джеймс Кэмерон предлагал мне роль в «Аватаре». Он сказал: «Мне никто не нужен, Мэтт. Я не ищу звездного актера. Если ты не согласишься, я найду дебютанта и дам ему роль, потому что «Аватар» в тебе особенно не нуждается. Но если согласишься, то получишь десять процентов». Это к вопросу о деньгах.
Он предложил вам десять процентов от прибыли «Аватара»?
МД: Да, я отказался тогда от больших денег. Помню, как Кэмерон сказал: «Я в своей жизни снял всего шесть фильмов». Он действительно снял не так много картин, но все их знают. А я об этом даже не подумал. Так вот глупо получилось. Но мои дети сыты. Вроде бы это значит, что все хорошо.