«Дочкам» западных финансовых организаций могут запретить обслуживать стратегические предприятия
Правительство сможет запрещать работу со стратегически значимыми госпредприятиями и компаниями российским «дочкам» зарубежных банков. Это ответ на применение такими «дочками» санкционных мер в отношении России
Работающим в России «дочкам» зарубежных банков адресована поправка к законопроекту, который вводит штрафы до 60 млн руб. для госпредприятий и компаний за работу с банками, не одобренными правительством. Об этом рассказал РБК собеседник, близкий к разработчикам проекта, и подтвердил федеральный чиновник. Под запрет попадут операции по обслуживанию счетов и размещению депозитов.
Минфин предлагает наделить правительство правом запрещать работу с госпредприятиями банкам, которые формально соответствуют общим требованиям (минимальный размер капитала, участие в системе страхования вкладов и т.д.), но ограничили кредитование «отдельных предприятий и организаций» из-за антироссийских санкций. То же наказание может быть применено к дочерним структурам иностранных банков, если правительство посчитает, что они могут применить санкции в отношении каких-либо предприятий в России. Ранее поправка была опубликована на портале раскрытия нормативных актов (РБК об этом писал), но Минфин на запрос о смысле инициативы не ответил.
Поправка предполагает, что работать с госпредприятиями и госкомпаниями может быть запрещено российским «дочкам» зарубежных банков, говорит один из собеседников РБК. По его словам, запрет может быть введен в случаях, если правительство увидит риск применения санкций в отношении российских резидентов банками, входящими в зарубежные банковские группы, чьи головные компании применяют санкции в отношении российских предприятий и компаний согласно законодательству своих стран.
По действующему закону все российские подразделения зарубежных банков являются российскими организациями (создавать филиалы в России зарубежным банкам запрещено), головные банки участвуют в их создании посредством внесения доли в уставные капиталы. Тем не менее у материнских банков есть возможность добиться от своих российских «дочек» соблюдения режима антироссийских санкций, согласны собеседники РБК.
Формально юрисдикция санкций ЕС и США не распространяется на дочерние компании соответствующих иностранных компаний, учрежденные по российскому праву, но это серая зона санкций: к потенциально запрещенным операциям не должны быть причастны головные компании, и, кроме того, западные штаб-квартиры могут неформально проинструктировать российские «дочки» придерживаться санкционного режима, как если бы они были американскими/европейскими юрлицами. Например, в ноябре 2014 года ЗАО «Райффайзенбанк» помогло Внешэкономбанку (находится под секторальными санкциями ЕС и США) организовать размещение внутрироссийских облигаций на 10 млрд руб., и европейские регуляторы проверяли эту сделку на предмет нарушения санкций, сообщал Bloomberg (нарушений найдено не было, сообщала позднее материнская компания Raiffeisen Bank International). Агентство писало, что ему известно о двух западноевропейских банках, которые велели своим «дочкам» в России соблюдать западный санкционный режим.
По информации Банка России (.pdf), на 1 октября 2016 года (более свежие данные на сайте регулятора отсутствуют) лицензии на проведение банковских операций в России имели 183 кредитные организации с участием нерезидентов. Совокупный уставный капитал таких организаций превышал 2,4 трлн руб., общая сумма иностранных инвестиций в их уставные капиталы составляла 414,8 млрд руб. В 66 банках и четырех небанковских кредитных организациях уставный капитал был на 100% сформирован за счет средств нерезидентов. В 26 банках доля нерезидентов превышает 50%.
Исключенные правительством банки не смогут работать с федеральными унитарными предприятиями и компаниями, включенными, соответственно, в президентский и правительственный перечни ФГУПов и хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности государства. В действующие перечни таких предприятий и компаний включены госпредприятия ОПК, организации Управделами президента (в частности, предприятие по управлению собственностью за рубежом), все российские государственные СМИ («Первый канал», ВГТРК, ТАСС, «РИА Новости»), а также крупнейшие компании с госучастием — «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Аэрофлот» и т.д. Запрет банку на работу со стратегически значимыми госпредприятиями, созданными в форме ФГУПа, распространится и на подконтрольные таким ФГУПам компании, следует из поправок Минфина.
Оценить масштаб сотрудничества «дочек» иностранных банков с госкомпаниями опрошенные РБК представители банков затруднились. По их словам, очевидно лишь, что кредитного бизнеса с госструктурами у них больше, чем бизнеса по привлечению средств (на который распространяется поправка Минфина). «Таким образом, запрет на кредитование, который не вводится, так как, очевидно, был бы крайне глупым и сильно бы испортил историю этих компаний на глобальном долговом рынке, больнее ударил бы по «дочкам» иностранных банков, чем запрет на привлечение средств от российских госструктур», — рассуждает топ-менеджер одной из таких «дочек».
Очевидно, ФГУПы не являются клиентурой «дочек» иностранных банков, но с крупными публичными госкомпаниями иностранные банки в России, конечно же, работают, имея от этого не только определенный приток ликвидности, но и комиссионный заработок на рынке форекс, — «это и будут возможные потери», говорит собеседник РБК еще в одной крупной «дочке» зарубежного банка.
РБК направил запросы крупнейшим «дочкам» иностранных банков в России: пресс-служба Ситибанка отказалась от комментария, а Росбанк (группа Societe Generale) и ЮниКредит Банк не ответили. Представитель Райффайзенбанка сообщил, что банк активно развивает бизнес в России, но инициативу Минфина можно будет комментировать, когда появится окончательная редакция документа.
Неофициально собеседники РБК из «дочек» иностранных банков указывают: негативный эффект от потенциальных ограничений будет не только для них, но и для самих компаний, которых коснется запрет на размещение средств. Причем в отношении компаний этот эффект проявится в гораздо большей степени. Им станет сложнее и дороже проводить валютные операции, трансграничные расчеты и работать на рынке производных инструментов, прогнозируют собеседники РБК.
Законопроект о защите интересов государства при размещении в банках бюджетных средств государственными предприятиями, госкорпорациями и госкомпаниями был внесен в Госдуму правительством в июле 2016 года, в декабре принят в первом чтении и сейчас готовится ко второму. Документ дает правительству право установить требования к банкам, в которых госпредприятия и компании смогут открывать счета и держать депозиты. Список банков, соответствующих этим требованиям, ежемесячно будет публиковать Центробанк. За работу с банками, не включенными в перечень ЦБ, и госпредприятиям, и самим банкам будут грозить штрафы до 60 млн руб. Их должностных лиц оштрафуют на сумму до 1 млн руб. В то же время правительство сможет допускать к работе с госпредприятиями и компаниями банки, которые формально не соответствуют установленным им требованиям. Такое исключение будет сделано для российских банков, подпавших под персональные санкции (например, банк «Россия» или СМП Банк, внесенные в санкционный список США), говорили депутаты и чиновники Минфина во время первого чтения законопроекта в Госдуме. Пресс-служба Минфина на момент публикации статьи не ответила.