Словакия, Польша, Венгрия и Болгария ввели временный, до конца июня, запрет на ввоз украинского зерна. На фоне политической лояльности ЕС к Киеву эти меры кажутся неожиданными. Что случилось с европейской солидарностью, специально для Aif.ru объяснил независимый эксперт аграрного рынка Александр Корбут.
– Потребителю – да. Но при этом резко сократились закупки у местных фермеров. Разумеется, польским, болгарским и прочим аграриям это очень не понравилось. Фактически их рынки разрушались. В результате фермеры надавили на свои правительства, и те были вынуждены запретить поставки зерна с Украины.
– Но ведь Евросоюз сам отменил пошлины и квоты на его поставки.
– Верно. И тут Брюссель может винить только сам себя. Еврочиновники, заявляя об организации сухопутных коридоров для транзита украинского зерна в Африку, Латинскую Америку, не учли, что продукция будет «оседать» по пути, и вымостили дорогу к полноценному кризису в восточноевропейских странах.
– Запрет позволит им выйти из кризиса?
– Да, тем более что прекращение потока дешёвого украинского зерна происходит в комплексе с другими мерами. Например, и на уровне ЕС, и на уровне национальных правительств выделяются деньги для зерновых интервенций, т. е. для выкупа зерна у местных фермеров с целью поддержать рынок. В результате уже сейчас внутренние цены в странах, граничащих с Украиной, подросли на 50–70 евро.
– Евросоюз, к слову, жёстко напомнил восточноевропейским странам о единой торговой политике. Послушаются?
– Брюссель указал на недопустимость односторонних запретов. Как отреагируют в Варшаве, Будапеште или Софии, можно только предполагать. Скорее всего, там найдут варианты и своих фермеров защитить, и формально не нарушать европейскую солидарность. Например, будут использовать дубинку фитосанитарного контроля, начнут тщательно, долго проверять каждую партию украинского зерна, выявлять какие-нибудь запрещённые пестициды и т. д. Словакия уже пошла по этому пути.
Когда сделке придёт конец
– Решая свои проблемы, восточные европейцы прервут украинский транзит, мировые рынки лишатся этих поставок. Как это скажется на глобальных ценах на зерно?
– Значимого потока через сухопутные коридоры не было. Возможно, спекулянты постараются отыграть эту новость, но в целом ценовые изменения если и начнутся, то краткосрочные и незначительные. Это не проблема мирового рынка, это локальная проблема стран Восточной Европы. Тем более что Польша и Венгрия, закрыв внутренние рынки, сохранили транзит для украинского зерна, пусть и со многими оговорками вроде пломбирования грузов и установки электронных средств слежения.
– 18 мая истекает срок зерновой сделки, в рамках которой Украина экспортирует сельхозпродукцию через черноморские порты. Это окажет влияние на мировые цены?
– Вот это гораздо более значимый фактор. Общий экспорт украинского зерна на текущий момент составляет 39–40 млн т, из них сухопутные коридоры через Европу обеспечили отгрузки лишь 9 млн т.
Впрочем, даже если зерновая сделка не будет продлена, на глобальной конъюнктуре это сильно не скажется. Дело в том, что у Украины ограничен ресурс. Сезон уже заканчивается. Пока зерновая сделка ещё работает, она распродаст остатки урожая прошлого года, а новый урожай будет существенно меньше. Помимо сокращения площади озимого сева у них многие фермеры перешли с зерновых на подсолнечник. Поэтому у украинцев физически не будет больших объёмов зерна, способных как-то влиять на мировой рынок.
– Какую-то выгоду Россия сможет получить на фоне проблем с поставками украинского зерна?
– К сожалению, вряд ли. Дисконты на российское зерно нивелируют возможные краткосрочные ценовые всплески, а проблемы, связанные со стоимостью фрахта, со страховкой, с движением судов, с торговым финансированием, с взаиморасчётами и прочим, никуда не денутся. Мировой рынок начнёт новый сезон в лучшем случае с ценовых уровней в 260–270 долл. за тонну, это даже ниже текущих цен.
Во что упирается экспортный потенциал
– За счёт чего тогда повышать прибыльность отечественных аграриев?
– Резко увеличить объёмы экспорта. Европейский рынок на фоне многочисленных ограничений и санкций нам уже неинтересен. Кроме того, ЕС сам является крупным производителем и экспортёром зерновых.
Мы много поставляем в африканские страны, на Ближний Восток, в Азию. Осваиваем новые направления, например Саудовскую Аравию и бывшую французскую вотчину Алжир. Но надо прибавить.
У нас и будущий урожай ожидается выше среднегодового, и переходящие остатки прошлых лет огромны. Сегодня ситуация такова, что мы можем и до 10 млн т в месяц отгружать на внешние рынки, и внутренний потребитель этого даже не заметит, дефицита не возникнет. Другое дело, что наш экспортный потенциал упирается в слабую транспортную инфраструктуру. Кроме того, осложняют поставки высокие железнодорожные тарифы, что в совокупности с пошлинами затрудняет попадание нашего зерна на очень перспективное восточное направление. Один Китай закупает 12 млн т пшеницы! Да, мы делаем серьёзные поставки в Юго-Восточную Азию, но крупнотоннажными судами через черноморские порты, не используя дальневосточную логистику.
– Пошлины сильно сдерживают наш зерновой экспорт?
– Судите сами. Закупочные цены на хорошее зерно 3–4-го класса сейчас примерно 11,5 тыс. руб. за тонну, а пошлина – около 6 тыс. руб. за тонну. Она фактически добавляет к экспортной цене 50% от стоимости продукции. Конечно, это наряду с прочими проблемами является сдерживающим фактором.