«ПОЧТА РОССИИ» заказала разработку новой МЕЖДУНАРОДНОЙ СТ РАТЕГИИ. В числе вариантов — создание маркетплейса с зарубежным партнером. В перспективе 3–4 лет доля международного бизнеса в выручке оператора должна сравняться с доходами от внутреннего рынка.
Информация о конкурсе на выбор поставщика на оказание «информационно-консультационных услуг по разработке международной стратегии ФГУП «Почта России» размещена на портале госзакупок.
С помощью победителя конкурса, который за свою работу может получить 4,98 млн руб. (максимальная цена контракта), «Почта России» рассчитывает на расширение спектра оказываемых ею услуг на международном рынке, развитие продуктовой линейки и увеличение выручки, следует из конкурсного задания. Согласно проекту общей стратегии ФГУП до 2023 года, которая сейчас обсуждается в правительстве, через четыре года выручка предприятия должна составить 274 млрд руб. против 190 млрд в 2018-м. Еще 40–50 млрд руб. должны принести новые услуги в области трансграничных экспресс-посылок и логистики, следовало из проекта документа. С учетом ожидаемой рентабельности 13% (в 2018-м — 7%), к этому моменту «Почта России» должна войти в пятерку крупнейших почтовых сервисов в мире по маржинальности бизнеса.
Как «Почта России» планирует увеличить свое присутствие на международных рынках, разбирался РБК.
КАКИЕ ЕСТЬ ИДЕИ
Согласно конкурсной документации, «Почта России» просит консультантов оценить три варианта своего возможного международного развития:
• создание маркетплейса со стратегическим зарубежным партнером с интегрированным собственным логистическим продуктом;
• создание линейки логистических (почтовых и непочтовых) продуктов для маркетплейсов (пилотной запуск и обкатка должны проходить в связке со стратегическим зарубежным партнером);
• развитие сервиса экспорта (организация каналов поставки российских товаров за рубеж).
Во всех вариантах предполагается указание не менее трех стратегических партнеров, также консультанты должны предложить еще один — альтернативный — вариант, а в итоге выбрать наиболее приоритетный. В рамках оценки каждого из вариантов заказчик просит проанализировать перспективные для российского рынка зарубежные маркетплейсы, существующие логистические продукты для трансграничной торговли в/из России, а также востребованность новых продуктов «Почты России» и их перспективность. Отдельной задачей вынесен сравнительный анализ непочтовых и комбинированных (непочтовых и почтовых) логистических решений для направления Китай — Россия. Развитие международного партнерства предполагала и действующая до 2018 года стратегия предприятия, однако оно не было выделено в отдельное направление. Международным проектам мешал статус ФГУП. Как отмечал бывший глава «Почты России» Дмитрий Страшнов, чтобы сделать российскую почту «эффективной, прозрачной, самоокупаемой, конкурентной, надо двигаться по этому пути (акционирования. — РБК), когда национальный почтовый оператор становится реальным бизнесом». «Почте России», по его словам, нужно было пройти по пути акционирования, модернизации инфраструктуры, создания и реализации банковского проекта, «приобретения стратегических активов (как, например, немецкая почта в свое время приобрела DHL), в том числе зарубежных». «Дальше можно становиться уже глобальным игроком на мировом рынке. Сегодня рынок почтового бизнеса давно перестал быть локальным, нужно иметь очень сильные позиции и за рубежом», — отмечал он накануне своей отставки летом 2017 года.
После смены главы почтового оператора — место Страшнова занял Николай Подгузов — процесс акционирования все же начался. Уже через год, в июне 2018-го, был подписан закон о реорганизации предприятия в непубличное акционерное общество, 100% которого принадлежат государству. Процесс акционирования планируется завершить во втором квартале 2019 года, заявлял ранее Подгузов.
О КАКОМ ОБЪЕМЕ РЫНКА ИДЕТ РЕЧЬ
По оценке Национальной ассоциации дистанционной торговли, мировой объем трансграничной онлайн-торговли сейчас составляет $1 трлн, на Россию из этого объема приходится $3,2 млрд.
По словам представителя пресс-службы «Почты России», доля международного бизнеса в выручке оператора сегодня составляет порядка 20%. Согласно отчетности оператора, за девять месяцев 2018 года выручка «Почты России» от операционной деятельности составила 136,5 млрд руб. (по РСБУ), что на 8,3% превышает аналогичный показатель 2017 года. По итогам 2017 года выручка предприятия составила 178,1 млрд руб. При этом международный бизнес является сейчас одним из приоритетных направлений деятельности «Почты России» и недавно был выделен в отдельный блок, пояснил представитель оператора. По ожиданиям «Почты», в перспективе трех-четырех лет доля международного бизнеса в выручке может сравняться с долей внутреннего рынка.
В сентябре 2018 года Подгузов сообщал, что компания инвестировала 24 млрд руб. в строительство логистических центров в 34 городах России. До этого в «Почте России» заявляли о запуске нового маршрута, который позволит сократить время доставки посылок из Китая до 14 дней. До этого максимальный срок достигал 40 дней.
КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ У ИДЕИ
«Развитие международного направления для «Почты России» очень перспективно, и речь идет не только о трансграничных отправлениях между Россией и Китаем. «Почта России» — один из крупнейших операторов в мире. В частности, большая доля приходится на отправления из Прибалтики, Финляндии, Голландии», — сказал партнер Data Insight Федор Вирин.
Наиболее реалистичным сценарием для «Почты России» участники рынка называют идею создания отдельных логистических продуктов. Логистические решения «Почты» будут интересны в первую очередь компаниям малого и среднего бизнеса, уверен источник на рынке трансграничной торговли.
«С годами объемы импортных трансграничных потоков будут прирастать более низкими темпами, в то время как спрос на экспортные операции будет расти, особенно с учетом прогнозов валютного курса. И для небольших компаний почтовые отправления в зарубежные страны могли бы стать существенным инструментом сокращения логистических издержек», — отмечает он.
Собеседник РБК напоминает, что «Почта России» уже проводит эксперимент с подтверждением нулевой ставки НДС для малого и среднего бизнеса, реализующего свою продукцию через площадку eBay. «В случае успеха подобная практика может распространиться на сотрудничество с Alibaba, Farfetch, Rakuten и, что маловероятно, с Amazon», — заключил он. $