«У природы нет плохой погоды» – похоже, нынешним дождливым летом с этим утверждением мало кто согласится. Затянувшееся отклонение от климатической нормы в мае–июле на большей части европейской территории РФ может возыметь конкретные экономические последствия. «Розовое лето», как назвали его в Гидрометцентре, уже доставило неприятности производителям сезонных товаров, торговым сетям и работникам сферы услуг – от велопрокатчиков до риелторов.
Вскоре его ощутит на себе и рядовой потребитель: проблемы со сбором урожая напрямую отразятся на стоимости продуктовой корзины. Власти уже озаботились ситуацией и даже предположили, что против России применено «климатическое оружие». «Профиль» узнал у представителей различных отраслей, как они переживают лето‑2017.
Пломбир в пролете
Традиционные атрибуты лета – мороженое, прохладительные напитки, шашлыки. В этом году их продажи заметно снижены. По данным торговых сетей, в «Дикси» шашлык покупают на 20% реже, чем летом 2016 года, в «Перекрестке» меньшей популярностью пользуются морс (на 21%) и квас (на 18%). Потребление пива с наступлением теплых месяцев обычно растет на 20%, но сейчас, наоборот, сократилось на 10%, говорят в Центре исследований федерального и региональных рынков алкоголя.
Наиболее драматическая ситуация сложилась с мороженым. «Более 50% годового объема продаж мороженого реализуется с мая по сентябрь, хладокомбинаты работают в две-три смены. Сейчас же их мощности недозагружены, ведь ничего другого на них не произведешь, – рассказывает президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. – По сравнению с прошлым летом спрос сократился на 30–40%, в масштабах страны это сотни миллионов рублей. Причем результаты крупных сетей, где мороженое в структуре продаж занимает мизерный процент, непоказательны. Гораздо сильнее пострадали специализированные заве-дения – «Баскин&Роббинс», «33 пингвина». Им сложно что-то поделать. Спрос на мороженое не слишком эластичен, люди обычно покупают его импульсивно, во время прогулки. Если, условно говоря, снизить цены на пломбир с 70 до 50 рублей, это не заставит вас сидеть дома и есть мороженое».
На празднике мороженого, прошедшем в Москве 27 мая, продажи были втрое меньше обычных, сетуют в Союзе мороженщиков России. «Производители называют разные цифры, у некоторых это минус 50–65% к прошлому году, – делится замгендиректора союза Святослав Радванский. – Зависит и от типа мороженого: «стаканчики» провалились сильнее, семейные «ведерки» – меньше. Единую картину по стране нарисовать сложно. Пока предприятия не закрываются, бог даст, в августе–сентябре доберем выручки. Тем более на днях отечественное мороженое на авиасалоне МАКС прорекламировал Владимир Путин».
Акции отчаяния
Капризы погоды ощутил на себе и непродовольственный ритейл. В июне интерес к велосипедам и роликам на «Яндекс.Маркете» упал на 20% в годовом выражении, на скейтборды – на 39%, сообщили в компании. В минусе вентиляторы (–69% в Москве, –21% в Санкт-Петербурге) и кондиционеры (–74% и –58% соответственно).
Причем это сглаженная динамика, объясняет Березин: «Колебания по охлаждающей технике заметнее, когда выдается жаркое лето. Например, так было в 2010 году. Тогда все установили себе кондиционеры, которые прослужат еще лет 10. Так что в последние годы этот рынок в принципе невелик».
Меньше покупают и летнюю одежду. Спрос на купальники на «Яндекс.Маркете» в июне оказался на 27% ниже прошлогоднего, на мужские плавки – на 41%, на солнечные очки – на 40%. Зато мужские и женские свитеры прибавили сразу 30%. А в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечают летний ажиотаж в сегменте курток и пальто – плюс 130% от показателей лета‑2016.
В целом выручка магазинов одежды уменьшилась в мае–июне на 15–20%, рассчитали в Knight Frank. «Ассортимент в магазинах рассчитан на теплую погоду, а спрос ориентирован на холодную, – говорит коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. – Все фэшн-ритейлеры говорят о недополученной прибыли, несоответствие реальных продаж плановым достигает 30%. Приходится раньше начинать распродажи, сезонные акции. Обычно в середине июля скидки колеблются в пределах 15–30%. Сейчас в масс-маркете они доходят до 50%».
Не остались в стороне даже аптеки. Из-за холодов россиянам не так досаждают комары, поэтому меньше востребованы защитные средства от них (репелленты). В июне снижение продаж составляло 15% в годовом выражении, говорится в исследовании DSM Group.
Человек дождя
Какие товары выигрывают в сложившейся ситуации? Дожди не располагают к играм на свежем воздухе: в «Яндекс.Маркете» говорят об июньском росте продаж игровых приставок на 21%, в АКИТ заметили возросшую популярность телевизоров. Но вообще конкретных «победителей» нет, спрос перераспределяется равномерно, утверждает Игорь Березин: «С того же мороженого он смещается не только на другую «кондитерку», но вообще на всю еду в целом. Например, в жаркое лето меньше едят тяжелой пищи, мяса, колбасных изделий. Значит, в этом году их доля в рационе будет выше». А исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов считает, что россияне просто меньше потратят: «Летние покупки совершаются по нужде. Жарко – купил воду. Не жарко – не купил ничего, сэкономил». По мнению Карпова, можно говорить лишь о росте продаж специальных товаров от дождя и холода. Последний тренд фиксируют все источники «Профиля», расходясь только в цифрах. Так, в супермаркетах «Ашан» зонтов продается на 12% больше относительно прошлого лета, детских резиновых сапог – на 49%, говорит директор по коммуникациям «АШАН Россия» Мария Курносова. «Яндекс.Маркет» в июне заметил рост спроса на зонты (на 15%), обогреватели (на 30%), женские резиновые сапоги (на 81%) и мужские плащи (почти на 100%).
Переброска в Сибирь
Кто принимает на себя убытки в связи с летними неурядицами? «В фуд-сегменте сейчас головная боль у производителей, – говорит Карпов. – Для ритейлеров все просто, они реагируют на спрос. Поскольку продукты – товар быстрой оборачиваемости, спрос не надо предугадывать: если сейчас его нет, закупки у поставщиков прекращаются. Тем более помимо сезонной продукции есть основная потребительская корзина, которая всегда приобретается. А вот производитель должен просчитывать продажи заранее, на этапе закупки сырья. Не угадал с объемом – понес потери».
Иная ситуация в фэшн-бизнесе, где товар может долго лежать на полках. «Если не распродан базовый ассортимент, его можно перенести на следующий сезон, но трендовые товары необходимо продать немедленно, ведь завтра мода поменяется, – поясняет Ануш Гаспарян. – Сейчас темпы сбыта ниже запланированных, что лишает ритейлеров нужных оборотных средств, а также образует остатки, которые надо где-то хранить. Инструментов быстрого реагирования на эту ситуацию практически нет. Теплые вещи из весенней коллекции уже отправлены в аутлеты или на склады, в магазинах они не хранятся. А летнюю одежду перебрасывать из холодных регионов в теплые затратно и невыгодно».
Впрочем, мороженщики пошли именно по этому пути: пользуясь тем, что в восточных регионах страны лето выдалось жаркое, они перенаправили свой продукт туда. «У крупных производителей хорошо отлажена логистика по стране, они смогли оперативно увеличить поставки за Урал, – говорит Святослав Радванский из Союза мороженщиков. – Особенно это касается предприятий из Нижнего Новгорода. Впрочем, для подобного маневра нужно иметь свои точки продаж – тем, у кого их нет, на новых рынках закрепиться сложнее».
Гибко реагировать на данные синоптиков стараются и сетевые ритейлеры, рассказывает председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов: «Многие интернет-магазины интегрированы с сервисами прогнозов погоды, предлагая нужный товар в соответствии с метеоусловиями. Во время дождя покупателям показывают дождевики и зонты, в ясную погоду – шезлонги и пляжные аксессуары».
Лужа в кошельке
Но часть убытков придется принять на себя каждому россиянину. В июне Минсельхоз РФ понизил прогноз по урожаю зерна в этом году со 110 млн до 105 млн тонн (в 2016‑м были собраны рекордные 121 млн тонн). А на прошлой неделе в ведомстве заявили, что урожай вовсе окажется «в пределах 100 млн тонн». По словам министра Александра Ткачева, текущие показатели уборки на 24% ниже прошлогодних.
В некоторых регионах падение окажется еще существеннее. Так, в 13 районах заливаемой дождями Башкирии введен режим чрезвычайной ситуации из-за гибели посевов на площади 22,5 тыс. га. Также ущерб выше среднестатистического может быть причинен отдельным сельскохозяйственным культурам. К примеру, в Российском национальном союзе пчеловодов сообщили, что производство меда из-за «нелетной погоды» для пчел сократится вдвое по сравнению с 2016 годом. В некоторых местах это даже грозит вымиранием пчел, которые не успеют заготовить себе запасы на зиму. Общий ущерб аграриев от холодной погоды в Национальном союзе агростраховщиков оценивают в 2,6 млрд рублей.
Все это приведет к подорожанию сезонных овощей и фруктов. В июне СМИ приводили данные из доклада Минсельхоза: белокочанная капуста с прошлого года выросла в цене на 73,8%, картофель – на 56,6%, репчатый лук – на 28,3%. В свою очередь, в НИИ пчеловодства рассказали о росте стоимости меда из белой акации на 50%. В результате по итогам июня инфляция в годовом исчислении выросла до 4,4%, что глава департамента денежно-кредитной политики Центробанка РФ Игорь Дмитриев назвал «неприятным сюрпризом» и «большим шоком». В следующих месяцах давление холодов на инфляцию может лишь усилиться, предупреждает департамент исследований и прогнозирования ЦБ. «Чем позднее сбор урожая, в том числе с собственного производства в домохозяйствах, тем выше в потреблении доля дорогой импортной продукции. Эта доля и так высока, поскольку Россия находится в зоне рискованного земледелия. Да, в последние годы нам везло с урожаями, и российские производители отвоевали некоторые позиции на прилавках. Сейчас климат берет свое обратно», – комментирует Андрей Карпов.
Убытки на свежем воздухе
В еще большей мере, чем в торговле, трудности нынешнего лета проявились в сфере услуг, связанных с развлечениями под открытым небом. «По сравнению с обычным летом у нас вдвое меньше посетителей, – рассказывает представитель парка «Сокольники» Екатерина Самарина. – Некоторые мероприятия прошли почти в безлюдной обстановке. К примеру, День московского транспорта, когда с утра до ночи лил дождь. Покрытие площадки не справилось с обилием техники, были лужи, грязь. Кое-что приходится переносить или отменять – занятия по йоге, фестиваль аквагрима. Не задался проект с бассейном в парке. Летние кафе серьезно недобирают по выручке. Их хозяева пытаются предлагать людям не лимонад, как обычно, а горячие напитки».
Типичный пример «страдающего» бизнеса – сеть столичных велопрокатов Mosbikes. «У нас на 90% меньше клиентов, чем в прошлом году, – делится соучредитель компании Игорь Семичев. – Одну точку велопроката уже закрыли – не оправдывается аренда помещения. Зарплату сотрудникам снизили в 2–3 раза – некоторые уходят, кто-то остается ради добрых отношений. Мои товарищи работают на подмосковных пляжах – там такая же ситуация, люди просто не доезжают. И никто из арендодателей не идет на уступки».
Для Семичева прогнозы на август значения не имеют: «Люди уже убедились, что лета не будет. Плюс эти постоянные предупреждения МЧС, даже когда на небе ни облачка. Там получили нагоняй после урагана и теперь перестраховываются. А мы видим зависимость: прошло предупреждение – вечером меньше клиентов».
Впрочем, какие потери в итоге понесет сфера услуг, сказать сложно: с пляжей и парков дожди уводят россиян в торгово‑развлекательные комплексы, где можно потратить еще больше. По данным Shopping Index, в середине июня рост числа посетителей в моллах Санкт-Петербурга достиг 6%, хотя годом ранее фиксировался спад их посещаемости на 5–8%. Нарастили выручку и сервисы по доставке еды: по данным «Яндекс.Маркет», москвичи в июне заказывали еду на дом в 7 раз чаще, чем в прошлом году, петербуржцы – в 18 раз.
Подальше от непогоды
Россияне, планировавшие летом отдых и путешествия, также приняли во внимание прогнозы синоптиков. Прежде всего просел рынок аренды летней загородной недвижимости. «Спрос на аренду дач и коттеджей в мае этого года по отношению к маю 2016‑го снизился на 47%, – рассказывает замдиректора департамента аренды квартир «ИНКОМ-Недвижимость» Оксана Полякова. – Следовательно, возможно снижение цен в результате торга на 10–15%. При этом у домов, которые можно сдавать круглогодично, – с отоплением, канализацией, водопроводом – арендные ставки не изменились».
Нанесен удар и по показателям внутреннего туризма. В Ассоциации туроператоров России говорят о падении на 10% количества экскурсантов по Золотому кольцу. Туроператор АЛЕАН отмечает непопулярность пансионатов Подмосковья и регионов – бронирований стало меньше на 15%. Параллельно растет спрос на теплые курорты, следует из данных сервиса по поиску авиабилетов Aviasales, – на Турцию (+57% бронирований билетов, июнь‑2017 к июню‑2016), Эмираты (+52%), Грузию (+47%), Болгарию (+44%), Грецию (+42%), Испанию (+42%), Италию (+37%), Израиль (+31%). Причем, как отмечают в Aviasales, этим летом россияне чаще выбирают короткие поездки, в том числе туры выходного дня.
«На фоне открытия турецких курортов ожидать повторения прошлогодних результатов по внутреннему туризму изначально не стоило, а погодный фактор лишь усугубил потери, – комментирует главный редактор журнала «Туринфо» Федор Иванов. – Люди воспринимают погоду эмоционально и, видя дождь за окном, неожиданно для самих себя решают отправиться за рубеж, даже если это выйдет дороже. Хоть куда-то, хоть покороче, но под настоящее солнце. Итоги подводить пока рано, сезон в Краснодарском крае и Крыму в разгаре. Но если он окажется провальным, можно говорить о недополученных миллиардах рублей».
«Подрыв экономики»
Общий ущерб от холодного лета для российской экономики действительно колоссален – таков лейтмотив отчетов и прогнозов властей. К примеру, в майском росте безработицы на 0,2% Минэкономразвития обвинило именно холода, затронувшие «сектора, наиболее чувствительные к погодным условиям, – сельское хозяйство, а также гостиничный и ресторанный бизнес».
Член Совета Федерации от Брянской области Екатерина Лахова пошла еще дальше: по ее мнению, против России применено климатическое оружие с целью «подрыва экономики». «Известно же, что с помощью климатического оружия можно воздействовать на погоду путем специальных технологий, в результате чего происходят разного рода экономические катастрофы», – аргументировала Лахова. Судя по опросу ВЦИОМ от 19 июля, 8% россиян разделяют ее точку зрения, а 1% опрошенных прямо возложил вину за плохую погоду на США. Впрочем, еще 2% в том же опросе назвали лето‑2017 божественной карой за грехи человеческие. «Понятно, что целевого показателя по инфляции в 4% по итогам года достичь не удастся, она будет в районе 5%, – считает Игорь Березин из Гильдии маркетологов. – Но на динамике ВВП погода вряд ли отразится, по крайней мере, на просчитываемом уровне в 0,1–0,2%. Впрочем, главное впереди – надо смотреть, как пройдет уборочная кампания в августе. В жарком 2010 году из-за гибели урожая зерновых (тогда было собрано 61 млн тонн. – «Профиль») мы, по разным оценкам, потеряли 0,5% ВВП. Если в этот раз обойдется без катаклизмов, то лето можно даже зачесть в плюс экономике – ведь благодаря холодам увеличилось потребление газа и электроэнергии».