Московский фестиваль "Книги России" открылся на Красной площади Первым концертом Чайковского в исполнении Дениса Мацуева и Государственного симфонического оркестра республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Несмотря на неутихающий дождь публика восторженно приняла выступление Мацуева и бурными аплодисментами поблагодарила не только за выступление, но и поздравила с юбилеем, который виртуозный пианист отпраздновал совсем недавно.
Вчера фестиваль посетил Владимир Путин. Президент осмотрел стенды региональных книгоиздательств. Крымские издатели подарили главе государства альманах "Крымский альбом", изданный при поддержке Роспечат". Владимир Путин обратил внимание на альбом полотен знаменитого мариниста Ивана Айвазовского. Представители издательства тут же позвали президента в Феодосию, в музей Айвазовского, где хранится 141 полотно художника. Путин пообещал: "Надо будет заехать посмотреть собрание музея".
... Между тем пока президент осматривал стенды региональных издательств, у него собралась уже небольшая библиотека. Книгоиздатели из Татарстана подарили выпущенную татарским книжным издательством на 15 языках поэму-сказку народного поэта Тукая "Шурале".
Ярославские издатели рассказали президенту о первой в России 30-томной серии, посвященной истории региона, его культуре, и подарили альбом "Святые ярославской земли".
На стенде Архангельской области внимание президента привлек альбом фотографий, который можно рассматривать с помощью новых IT-технологий. Глава "Роспечати" Михаил Сеславинский показал, как это работает: навел камеру планшетного компьютера на изображение и картинка ожила. Путин оценил новинку.
Площадку детской литературы президент осмотрел вместе с директором Российской государственной детской библиотеки Марией Веденяпиной и директором ТДК "Москва" Мариной Каменевой. На их просьбу поддержать проект обеспечения регионов книгами, президент пообещал выделить 50 миллионов рублей. Каменева подарила главе государства первый экземпляр репринтного "Альбома русских народных сказок и былин", издания 1875 года...
...Фестиваль к тому времени был уже в самом разгаре.
А утром в торжественной церемонии открытия фестиваля приняли участие председатель Госдумы и председатель оргкомитета по проведению Года литературы в России Сергей Нарышкин, руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, советник президента по культуре Владимир Толстой.
Под бой курантов Михаил Сеславинский заметил, что дождь - это специальный гость, он не был в программе. Следом Сеславинский презентовал специально выпущенную к Году литературы марку. На ней изображен логотип Года литературы - профили Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой в цветах российского триколора. Она выпущена тиражом 288 тысяч экземпляров и поступит в продажу во все отделения "Почты России". Ее цена - 17 рублей.
Все желающие смогут, отправляя письмо, украсить его этой маркой.
"На Красной площади впервые такой праздник книги, - сказал Нарышкин. - Здесь собрано все самое лучшее и важное, что есть в отечественной литературе. По количеству гостей на этом форуме можно смело сказать, что Россия по-прежнему самая читающая страна в мире. Книга - это талантливый учитель. Мы сами ее выбираем. Читаем, чтобы не только узнать новое, но и с интересом и пользой провести время. Я приглашаю вас на этот книжный пир. Читайте и любите книгу!"
В то, что Красная площадь зашелестит книжными страницами, верилось всем с трудом. Но до 28 июня здесь действительно рай для книгочея: новинки и не только по сниженным на 25% ценам.
Книжный фестиваль на Красной площади - это красиво и стильно. И дождь, подпортивший открытие, не помеха. Тем более, что вскоре засветило солнце. И воцарилась совершенно потрясающая атмосфера.
Писатели - Эдвард Радзинский, Евгений Водолазкин, Владислав Отрошенко, Вадим Левенталь, Павел Крусанов прогуливались по площади. Финалист премии "Большая книга" Игорь Вирабов, рассказывал о своей книге "Андрей Вознесенский", вышедшей в серии ЖЗЛ, а лауреат этой же премии Павел Басинский замечал, что Вознесенскому было бы интересно прочитать эту книгу, он бы многое узнал о себе, ведь с годами-то забываешь, как проводил жизнь.
Вокруг писателей сновали иностранные туристы и просто-таки расхватывали русскую прозу, словно без томика Толстого их отсюда никто не выпустит.
На площадке "Библиотека" можно было послушать не только лекцию замдиректора Российской государственной детской библиотеки Ольги Мезенцевой об истории первых российских библиотек, одна из которых находилась как раз у стен Кремля - библиотеке отца и сына Киприановых, но и услышать рассказ детской писательницы Марина Аромштам о том, как привить ребенку вкус к чтению. А победители конкурса юных чтецов "Живая классика" представляли отрывки из русской прозы. Nелеведущая Светлана Сорокина, заметила, что ребята читают "не стишки какие-то", а серьезные книги.
Победитель 2012 года Герман Рудов прочитал отрывок из произведения Виктора Драгунского "Тайное становится явным", где герой категорически отказывается есть кашу. Следом отрывок из рассказа Людмилы Улицкой "Восковая уточка" прочитала Мадина Вараева. Потом вновь был Драгунский: Лев Скрипко прочитал отрывок из рассказа "Куриный бульон": как тяжело мужчине справиться на кухне с курицей.
Московский фестиваль "Книги России" продлится до 28 июня. Время работы с 10.00 до 22.00. Вход - свободный. Дамы - забудьте о высоких каблуках, по брусчатке в них не набегаешься. Кавалеры - готовьтесь фотографировать спутниц: красотка с книгой на фоне Кремля неизбежно соберет множество лайков.
Пища не только для ума
Рядом с главной сценой фестиваля работает Книжный буфет. Микс из пельменей, морского трубача и кальмаров "Тайна двух океанов" размели к обеду. Несколько бургеров с морским гребешком "Сказка о рыбаке и рыбке" дожили до 16 часов.
За 100 рублей можно купить и съесть Толстого, Чехова или Гоголя - по вкусу. Набор из девяти классиков: от Пушкина до Маяковского, - в красивой коробке продают за 1200. Люди идут мимо, присматриваются, прицениваются...
Дословно
Художник Михаил Шемякин о ярмарке "Книги России"
Как впечатление от ярмарки на Красной площади?
Михаил Шемякин: Я не первый раз на русской ярмарке, потому что ежегодная замечательная ярмарка проходит в Санкт-Петербурге, я ее постоянный гость. Но идея ярмарки на Красной площади мне особенно импонирует. Во-первых, место знаковое. Во-вторых, пространства много - вмещается много народа и лотков. Я думаю, что эта ярмарка должна проходить ежегодно и стать традицией, потому что сегодня русская культура как никогда нуждается в поддержке. Положение ее сложное и печальное. Я только "за".
По уровню проведения эта ярмарка не уступает аналогичным зарубежным проектам?
Михаил Шемякин: Нет, все очень на высоком уровне.
Вы что-то уже присмотрели для своей библиотеки?
Михаил Шемякин: Я книги увожу с ярмарок телегами, поэтому лучше не искушаться пока.
Много работы.
В какие павильоны заглянете?
Михаил Шемякин: Меня очень интересуют павильоны маленьких городов, где издаются очень интересные книги, но которые сюда не доходят. Я чаще бываю в Москве, чем в Перми. А Пермь издает много интересного. Или Самара, например.
Что сейчас читаете?
Михаил Шемякин: Я читаю много и сразу по нескольким направлениям. Одновременно поэзия, философия, религиозные книги, история религий - особенно, искусствоведение. На каждую секцию выделяю время.
Что происходит на Детской улице?
На Детской улице юные гости фестиваля стали актерами "Волшебника Изумрудного города". После испытаний и приключений каждый получил то, о чем мечтал: Железные дровосеки - сердца, Страшилы - мозги. Мозги вставляли, легонько постукивая по детским головам расшитым мешком. Малыши хохотали.
- Все, что здесь происходит, просто замечательно, - рассказала Арина Белова, мама четырехлетней Алисы. Та в качестве Элли вернулась домой и сияющая примчалась к родителям. - Пока дочь играла в спектакле, мы с мужем пробежали по детским стендам, накупили русских сказок, "Алису в Стране чудес", "3 капитана", подшивку "Мурзилки" за год, в который сами еще не родились, - первыми прочитаем. Теперь пойдем еще раз с Алисой - пусть сама себе книжку выберет. Такие фестивали надо проводить регулярно. Это очень важно, потому что дети не читают вообще или читают непонятно что. А мы любим правильные книжки.
Дождь над Красной площадью ненадолго стих, сквозь тучи на мгновение пробилось солнце, и раздались радостные крики детей - Тотошка заговорил!