«Лет ми спик фром май харт ин рашен», - процитировал Виталия Леонтьевича премьер Медведев, представляя его кабинету министров как нового вице-премьера по делам молодежи, туризма и спорта.
Должность вице-премьера по молодежной политике, туризму и спорту придумана, конечно, специально для Мутко Виталия Леонтьевича. С министра его надо было убирать, потому что невозможно иметь министром спорта человека, которому отказывают в аккредитации на Олимпийские игры.
Но и в должности его понизить тоже было невозможно: это означало бы, что российские власти прогнулись под международным давлением.
Поэтому для Мутко придумали вице-премьера. С одной стороны – повысили, с другой – формально отстранили от прямого руководства спортом.
Международным спортивным организациям этого достаточно, чтоб поставить себе плюсик: вот, мы добились, российская спортивная система сменила руководство, замешанное в допинг-скандалах. И Кремль никто не упрекнет в прогибе. Виталия Леонтьевича не сдали, на помойку не выбросили.
Хотя стоило бы.
За одних только паралимпийцев, не допущенных в Рио – стоило бы.
Не говоря уже о подмоченной репутации всей нашей великой спортивной державы, которую теперь уже надо, наверно, брать в кавычки, поскольку за годы правления Виталия Леонтьевича российский спорт в мировом общественном мнении стал надежно ассоциироваться с обманом и шулерстом. Справедливо или не справедливо – другой вопрос. Но именно Мутко должен был сделать все, чтоб этого не случилось. А он не сделал.
Он вообще много чего не сделал. Даже достойное выступление нашей потрепанной скандалами сборной на недавних Олимпийских играх надо отнести не к заслугам министрам, а к силе духа самих спортсменов, высокому уровню их подготовки и хорошей работе федераций. К счастью министр не имел возможности руководить собственноручно всеми видами спорта и всеми спортсменами. Поэтому успехи и проблески надежды у нас кое-где еще есть.
Зато футболу, в котором Мутко принимал непосредственное участие как президент РФС, не повезло. Там ни проблесков, ни надежды.
Большое достоинство Виталия Леонтьевича в том, что он очень энергичный и деятельный человек. Но он не системщик. В этом его недостаток. Он не умеет выстраивать работоспособные системы. А нашему спорту именно это как раз и необходимо сейчас.
Система спорта катастрофически устарела, прогнила, коррумпировалась, обросла паразитами. Нужно срочно строить новую. Давно уже было нужно. Лет десять-пятнадцать назад.
Это сложно и долго. Мутко не может. Он мастер простых решений.
Из системы спорта течет негатив? Дырку - заткнуть. Деньгами, обещаниями, интригами. Чем угодно. Вот его принцип. Прорвет еще где-то? Заткнем опять.
«Лет ми спик фром май харт ин рашен», - процитировал Виталия Леонтьевича премьер Медведев, представляя его вчера кабинету министров как нового вице-премьера по делам молодежи, туризма и спорта.
«Скажу от сердца по-русски» - примерно так звучит фирменная фраза Мутко в переводе с англо-мутковского языка.
Виталий Леонтьевич произнес ее в 2010-м году, и она навсегда вошла в историю российского спорта вместе с провалом в Ванкувере, пробирками с мочой, дырками в стене, лопающимися от денег Мамаевым и Кокориным в Ницце, Маклареном-разоблачителем, растоптанными паралимпийцами и рыдающей Исинбаевой.
Мутко оставил после себя такой яркий след, как никакой другой министр спорта. Но у него большой потенциал, и как вице-премьер он сможет сделать еще больше.
Поэтому скажу от сердца по-русски: спорт – ладно. Там выжженное поле. Ему уже сильно не навредить. А вот туризму и делам молодежи - не позавидуешь.