Будущей весной четыре новые территории могут войти в состав реформированного ЮФО. Судачат, что якобы заодно обновят и полпреда – сменить Дмитрия Устинова может глава Крыма Сергей Аксёнов либо украинский политик Виктор Медведчук. Если это случится, он официально войдёт в круг высших российских управленцев. Чем не повод ещё раз внимательно присмотреться к «гостю из Украины».
Могильщик первой «крымской весны»
Украинские граждане – как бывшие, так и все остальные – к Медведчуку относятся по большей части негативно, но по разным причинам. В Донбассе ему припоминают в основном подковёрные договорняки времён «Минска-2», из-за чего народные республики то и дело балансировали на грани возвращения на Украину в качестве «жеста доброй воли». На Украине же Медведчука небезосновательно считают нечистым на руку – в особенности после прошлогодней публикации списка арестованного добра, нажитого непосильным трудом. Список вышел внушительный: три десятка земельных участков, 23 дома, 32 квартиры, 17 парковочных мест, яхты (одну из которых, Royal Romance за 180 млн долларов, на тот момент арестовали в Хорватии), 26 автомобилей и доли в уставных капиталах 25 компаний. Всю жизнь Медведчук служил госчиновником на зарплате, затем депутатом, женат на безработной телеведущей. Откуда же такое счастье?
Не лучшее отношение к Медведчуку и в Крыму. В 1994 году вторым президентом Украины стал Леонид Кучма. Благодаря крымчанам, отдавшим за него голоса, Кучма смог оторваться на 3% от победившего в первом туре Леонида Кравчука. К тому моменту в республике был свой президент, свой Основной закон и свои планы касательно будущего, в котором Украина как-то не вполне просматривалась. Однако, едва вступив в должность, Кучма объявил крымской фронде войну. В итоге крымскую государственность уничтожили три человека: политтехнолог Михаил Погребинский, глава президентской администрации Дмитрий Табачник и «смотрящий» от Кучмы в Верховной раде Виктор Медведчук – как его называли, «серый кардинал» президента. Причём уничтожение крымской независимости шло жёстко. Отравление президента Крыма Юрия Мешкова, разгон правительства московского экономиста Евгения Сабурова, убийство зампреда Верховного Совета автономии Виктора Межака, физическое истребление актива севастопольской Христианско-либеральной партии во главе с её лидером Евгением Поданевым, убийство юриста ассоциации «Импэкс-55-Крым» Юрия Стребуля – это только навскидку. В те времена Медведчук, пожалуй, и не таил, кто за всем этим стоит. Так что и отношение к нему у крымчан соответствующее. Медведчуку ничего не забыли и ничего не простили.
Украинский «политикум»
Между тем в Москве к Медведчуку относились как к своему. После киевского «евромайдана» 2004 года Медведчук фактически узурпировал всю «пророссийскую» поляну, отодвинув от финансовых потоков даже Гражданский конгресс Украины, члена «совета соотечественников» при Госдуме РФ Александра Базилюка, не говоря уже о более мелких структурах. Именно в те времена искренних и бескорыстных активистов вроде харьковчанина Владимира Алексеева сменили искушённые кадры типа Медведчука. Партии и движения меняли названия (Социал-демократическая партия (объединённая), «Не так!», «Украинский выбор», «Оппозиционная платформа»), не меняя сути – контроль финансовых поступлений, присылаемых из России на формирование «пророссийской позиции» в СМИ и, как выражаются на Украине, в «политикуме». Словно обыгрывая слово «кум». Кумовство – вообще характерная для украинской политики составляющая. Неистребимая, можно сказать.
В общем, в партийном строительстве – а точнее в его имитации – Медведчук явно поднаторел. Он и в России продолжает заниматься тем же самым – в январе создал движение «Другая Украина», в состав которого вошли действующие депутаты украинских городских советов от «Объединённой платформы» и «говорящие головы» украинских телеканалов. Заодно – видимо, на всякий пожарный случай – Медведчук учредил «региональное общественное движение» под названием «За развитие гражданского общества «Другая Украина». А ещё оформил товарные знаки «Настоящая Украина», «Голос второй Украины» и «Другая Украина». Видимо, к чему-то готовился? «Медведчук метит на роль главы правительства Украины в изгнании», – сообщал в январе военкор «КП» Александр Коц. «Медведчук может стать губернатором новых территорий», – утверждал политолог Сергей Марков. «Лучшая перспектива для Медведчука – стать полпредом в «украинском федеральном округе», – пошутил как-то политолог Юрий Баранчик. И, похоже, как в воду глядел.
Андрей Ваджра, украинский политолог
– Вроде бы в 2024 году будет пересобран Южный федеральный округ, в который войдут новые регионы. Возглавить его намерен Виктор Медведчук. На заслуженный отдых ему не хочется, а хочется рулить процессами, как во времена Кучмы. Супруга Медведчука, по дошедшим до меня слухам, ведёт переговоры с двумя крупными PR-агентствами. В России найдётся немало беглой украинской «элиты», и она стекается под крыло Медведчука в надежде найти новые тёплые места во власти. Не удивлюсь, если увижу в команде Медведчука нескольких украинских «сбитых лётчиков», весьма одиозных. Главное, чтобы не удивились жители воссоединившихся территорий – это их удивление может привести к разочарованию в выборе. Могу себе представить, что будет думать об этом назначении народ, живущий на новых российских территориях. Люди-то думали, что вот она, Россия! А тут – упс! Здоровеньки булы, пан Медведчук!
Гонец из Вены
Слухи об амбициях Медведчука в связи с назначением новым полпредом ЮФО стали ходить в конце лета. Донеслись они сначала из Симферополя. Якобы на пост главы округа рассматривают двух соискателей – Медведчука и Аксёнова. И Медведчук, похоже, приступает к формированию команды – его супруга, телеведущая Оксана Марченко, вроде как ищет по всей Москве политтехнологов, обговаривая при этом бюджеты то ли с шестью, то ли с семью нулями. Но надо знать Медведчука: во-первых, он довольно прижимист. Автор этих строк имел дело со многими его партнёрами (Николаем Рудьковским, отцом и сыном Держаками, создававшими «Трудовую Украину» – ещё один проект Медведчука) и знает, о чём говорит. А во-вторых, у Медведчука имеется «придворный» политтехнолог, с которым у него слишком многое связано, – Михаил Погребинский. Не возникало сомнений, что, если полпредские амбиции у Медведчука и впрямь взыграли, он обратится именно к Погребинскому, прошлой весной сбежавшему из Киева в Вену (говорили, что якобы «под крыло» к олигарху Дмитрию Фирташу).
И вот на прошлой неделе в Москве на театральной премьере «Дачников» в постановке Константина Богомолова был замечен 76-летний Погребинский! Он сидел в ложе-бенуаре совершенно один, отчего-то в тёмных очках – то ли хотел остаться неузнанным, то ли наоборот. Ещё прошлой весной Погребинский перестал мелькать в российских телевизионных эфирах, так что можно сказать с полной уверенностью, что в российскую столицу он нагрянул не ради того, чтобы предстать перед телезрителями. И, конечно же, не по причине премьеры модного спектакля.
С момента своего прибытия в Россию сам Медведчук изредка прорывался в информационное пространство, публикуя пространные статьи о будущем «реформированной Украины» (об этом чуть ниже) и лишь однажды мелькнув лицом на светском мероприятии в компании Филиппа Киркорова. Случилось это в середине июня, «Наша Версия» тогда откликнулась на это публикацией «Явление у «Гвидона» – заход с тыла». «Объяснение появлению Медведчука на летней веранде пафосного ресторана «Гвидон» Бориса Зарькова простое: не сумев вернуть себе статус за счёт былых высоких знакомств и связей, проигнорированный беглой украинской политической тусовкой Николая Азарова и ему подобных, Медведчук пытается вернуться в актуальную повестку, зайдя, так сказать, с тыла. Задействовав светскую тусовку «богатых и знаменитых». Киркоров в этом смысле – идеальный поводырь». Но пафосная тусовка (как и политическая чуть ранее) приняла Медведчука иронически – о чём свидетельствует описание его появления у «Гвидона» в светской хронике. Назвав Медведчука «другом» Киркорова, завсегдатай светских мероприятий Евгения Милова отметила, что «после прибытия в Москву господин Медведчук почти не попадал в новости». «И вот вышел на веранду к севиче из лосося, карпаччо из артишока».
Впрочем, своего Медведчук добился – его подзабытое имя мелькнуло не только в светской хронике. «Странно другое, – писало наше издание, – почему он, являясь супругом украинской теледивы Оксаны Марченко, появился у «Гвидона» без звёздной спутницы? Судачат, что Марченко в последнее время слишком расстроена арестом её одесских активов, связанных с портовой инфраструктурой, и срывом зернового транзита. Так что ей, видимо, не до пафосных вечеринок».
Можно было почитаться за пророссийского политика на Украине, выступая за украинскую реинтеграцию Донбасса, это у Медведчука получалось. Но как управлять российскими территориями, подспудно считая их украинскими? Тут, как говорится, одно из двух: либо крестик, либо трусы
У смысловой развилки
В известной степени разгром одесской портовой инфраструктуры, случившийся после срыва «зерновой сделки», и объясняет полпредские амбиции Медведчука. Накопления имеют свойство заканчиваться, а вернуться в большую политику у извлечённого из украинских застенков (судачили, будто именно усилиями Романа Абрамовича Медведчука удалось обменять) «серого кардинала» никак не выходит. «Партия мира» провалила «Медведчук-тест», – уверял политолог Модест Колеров. – Медведчук оказался разменной монетой, выступив с манифестом о своей карманной Украине за российский кошт. Попытка не удалась, на фоне спецоперации манифест Медведчука прозвучал как готовящееся предательство». «После прочтения статей Медведчука в российских изданиях возникает ощущение, что украинский политик проспал последние полтора года, – вторил Колерову Виктор Баранчик. – Зачем России после победы будет нужна независимая Украина?!» А Медведчук, похоже, с этим не согласен.
И вот тут-то и возникает смысловая развилка. С одной стороны, Медведчук, судя по его недавним публикациям, выступает за сохранение украинского государства в его привычном домайданном виде. С другой стороны, вероятно, претендуя на кресло главы российского федерального округа, включающего бывшие украинские территории, Медведчук как бы соглашается с их российским статусом. Можно было почитаться за пророссийского политика на Украине, выступая за украинскую реинтеграцию Донбасса, это у Медведчука получалось. Но как управлять российскими территориями, подспудно считая их украинскими? Тут, как говорится, одно из двух: либо крестик, либо трусы. Сам Медведчук предпочитает отмалчиваться, в то время как политологи не сдерживают фантазий. «Медведчук приступает к формализации «украинской партии мира», которая, видимо, собирается управлять новыми территориями России», – высказывает предположение Максим Жаров. «Медведчук предлагает конструкцию, при которой в результате нашей победы в СВО Украина останется как «ещё одна Россия» под чутким руководством самого Медведчука и его приятелей, – предполагает Александр Казаков. – Другими словами, речь идёт о создании в России «украинской партии». Россиянам, таким образом, предлагается ложный выбор: либо Украина как «анти-Россия», либо Украина как «ещё одна Россия». Но здесь не хватает ещё одного варианта – единственного, кстати, верного шанса избежать российско-украинской войны в будущем».
Медведчук против Аксёнова
А пока Медведчук регулярно публикует колонки на портале «Смотрим.Ру» (учредитель – ВГТРК). В них он разносит Владимира Зеленского и его «слуг народа», критикует Запад, провоцирующий ради поддержки Зеленского мировую войну, но ни слова не говорит о своём видении будущего украинского государственного проекта. Зато он даёт советы: «Что же делать украинцам, которые не хотят воевать, быть пушечным мясом в игре за чужие интересы? Приезжать в Россию – там их точно не выдадут и воевать за Зеленского не заставят. Россия сегодня – спасение для украинцев… принимает миллионы граждан Украины, даёт возможность обустроиться, начать достойную жизнь». И тут же об украинских перспективах в расширяющемся БРИКС (колонка от 25 августа – «Удвоение БРИКС»). То есть в России украинцам предлагается пересидеть, перекантоваться до появления «другой Украины», возглавляемой Медведчуком? Но тогда каковы шансы новых российских территорий (под предводительством Медведчука!) не оказаться частью этой «другой Украины» в итоге?
Вопросы остаются и к статусу новых территорий. В марте «Коммерсантъ» сообщал, что «территории по-прежнему находятся вне рамок привычной региональной управленческой вертикали: они не включены в состав какого-либо федерального округа и не имеют собственного полпреда», управляясь из Москвы напрямую. Однако «вопрос полпредства может быть решён после выборов в этих субъектах». В сентябре выборы прошли. И что же? Прислушайтесь, что говорит спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов: «вопрос объединения» новых территорий в единый округ «давно назрел», «затягивать с этим нет смысла», «мы по судьбе Крыма это хорошо знаем». «В своё время создание Крымского федерального округа» позволило «решать вопросы быстро, на месте». Услышали намёк? А Медведчук и его окружение, определённо, услышали. Надо пояснять, кто может возглавить ЮФО? Едва ли в этом случае Медведчук сможет переиграть Аксёнова. Но в том, что попытается – учитывая внезапное появление на публике политтехнолога Погребинского, – не возникает ни малейших сомнений.