Слева зубастыми скалами чернеет бухта Провидения. Иностранцам объясняют ее дивное название: в конце 1848 года британские моряки угодили здесь в жуткий шторм, но их мольбы были слышаны: впереди неожиданно попалось чудесное спасение в виде этой бухты. В ней они и перезимовали. Считая, что бухта была ниспослана им провидением Божиим, они и дали ей такое название.
Мы уже свыклись с полным отсутствием в этих местах мобильной связи, как вдруг у одного из моряков «звякнуло»:
- О, смс-ка с зарплатой пришла! - удивленно читал он сообщение. - Что вы там про чудо-то рассказывали?
Идем в густом тумане-«молоке».
Пфууффф!!! - у правого борта вдруг взмыл фонтан. Пара китов выныривают из бездны посмотреть на своего стального собрата.
Тем временем проходим Берингов пролив, где встречаются два великих океана - Тихий и Северный Ледовитый.
Слева по борту - мыс Семена Дежнева, Россия! Справа - Америка! - объявляют по ледоколу и все дружно высыпают на палубу, разевая рты и затворы фотоаппаратов. Шум волн накладывается на суровый, мужской, вид скал, с которых течет туман и на глазах вливается в тучу.
- Здесь мы его и снимали, - говорит, влюбленно показывая на эти горы, режиссер Александр Мельник (на фото).
Это он о своем фильме «Территория», уже ставшим культовым. (Если кто не смотрел - о героических советских геологах-первопроходцах). - Прилетели сюда на вертолете, думали найти красивые места. Оказалось, они тут кругом - заходишь за любую сопку и… море встает дыбом от льдов... Колоссальные птичьи базары...
- А вы не новый ли фильм задумали в этих краях снять?
- Да, - признается он. - Это будет фильм-размышление. Мы же все-таки несем ответственность за эти места...
Впереди по курсу, на краешке Вселенной, солнце сушит море, остывая в нем. Обожженное море становится облаками...
ПОЛЦАРСТВА ЗА ПУТЕВКУ НА ПОЛЮС!
- Весной мы здесь шли с туристами на Северный полюс и прямо там, на льдине, устроили барбекю, - разнося стаканы с горячим глинтвейном, вспоминает официантка ледокола. - Хороводы вокруг Полюса водили, весело было!...
- И почем такое удовольствие?
- 27 тысяч, - говорит официантка. И, насладившись моей замечтавшейся физией (вот сейчас связь появится, позвоню жене, да как предложу отметить годовщину свадьбы на макушке планеты!), тихо, но четко добавляет: - Евро. С человека.
Прости меня, любимая...
- Отчего так дорого-то? - подхожу к замруководителя Ростуризма Роману Скорому.
- Стоимость туров по Арктике зависит от длительности, комфортности, цены варьируются от 300 тысяч до 750 тысяч рублей... На Северный полюс - больше...
- Да уж...
- К сожалению, у нас нет своего качественного турпродукта. Последние 25 лет мы тут откровенно упустили, а наши соседи усиленно строили суда, развивали туризм, и теперь оказались готовы к повышенному спросу на Арктику. Они даже наши корабли фрахтуют... Просто для сравнения: норвежский Шпицберген посещают сегодня десятки тысяч туристов в год, а российскую Землю Франца Иосифа - меньше тысячи... Или вот цифры: в 2014 году в арктических круизах побывало 1,3 миллиона человек, из них на российский сектор пришлось лишь 0,1%.
- И что делать, чтобы привлечь нашего туриста?
- Надо не только строить свои туристические арктические суда, что собьет цены. Но еще при проектировке портов планировать их не только грузовыми, но и туристическими. Это может стать крупной отраслью, с хорошими отчислениями в местные бюджеты.
СОБИРАЯСЬ НА ЛЕДОВИТЫЙ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПЛАВКИ
Снова появляется мобильная связь.
- Как дела? - волнуется жена.
- Да вот, плавки дома забыл! - отвечаю. - Ну как на Северном Ледовитом океане без плавок? Обидно...
На том конце трубки пауза... Пришлось объяснять, что на льдине загорать не собираюсь. А вот бассейн на ледоколе - с кристально чистой водой. Какая же она соленая!
- Забортная, из океана, только подогретая, - поясняют моряки.
В корабельной бане двое членов экипажа запаривают дубовые веники. Жар обдает мои легкие, но морякам его мало.
- Поздно сегодня включили, - говорят они между собой. - Где дежурный электрик? Пусть пожарче настроит!
Через полчаса в парную уже не зайти...
Атомный ледокол «50 лет Победы»
О тепле в это время говорят и пятью палубами выше. Говорят без радости - планета нагревается, тают многовековые ледники. Индус Арун Голайа рассуждает о связи между муссонами в его стране и таянием ледников. Швед - профессор Петер Шельд вспоминает о ямальском мальчике, который умер недавно от сибирской язвы:
- Никто сейчас же и не помнит про забытые в веках болезни и эпидемии. И кто знает, что хранится в вечной мерзлоте? Ведь с таянием ледников эти болезни могут выйти...
- Глобальное потепление на самом деле идет? - спрашиваю у замглавы Росгидромета Максима Яковенко.
- Мнений на этот счет много, - вздыхает он. - Но факт - мы прекратили делать дрейфующие станции, потому что уже не можем найти лед, который выдержал бы годовую экспедицию. Для этого нужно 1,8—2 метра льда, на деле есть 1,3 метра... Но как оно дальше будет - ответа нет.
Я захожу в капитанскую рубку, где подтверждают - льдов на всем пути нет. Лето снова было слишком теплым...
А вот и финиш нашего «заплыва» - город Певек. Здесь для сентября - на редкость чудная погода: тепло и полный штиль. «50 лет Победы» вместе с облаками нависает над самым северным городом России.
- Настоящий космос, бесконечный, огромный, - тихо и восторженно произносит рядом режиссер Мельник. - Арктика - это космос...
- А зачем он нам?
- Душа наша требует этого. Без этого она безработная… И, слава Богу, нам дана возможность жить в этом космосе. Однажды ощутившего это пространство, территорию - всегда будет тянуть сюда. Это грандиозное ощущение себя человеком, способным совершить что-то большое и настоящее. И без всего этого жить уже трудно, пресно и невкусно, правда?...
Мне нечего ответить...
ТТХ атомного ледокола «50 лет Победы»
Водоизмещение - 25840 т.
Длина - 159,6 м
Ширина - 30 м
Мощность - 75 000 л.с.
Максимальная скорость - 21,4 узла (39,6 км/ч)
Экипаж - 106 чел.
Пассажиров - 128 чел.
Толщина преодолеваемого льда - 2,8 м