Независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) рекомендовала отстранить российских легкоатлетов от всех соревнований, включая Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.
9 ноября 2015 года – возможно, самый мрачный день в истории российской легкой атлетики. Еще никогда нашу страну вот так публично, перед всем миром, не обвиняли во всех смертных грехах. В роли прокурора выступила независимая комиссия ВАДА во главе с экс-президентом этой организации и бывшим вице-президентом МОК Ричардом Паундом. Для российской стороны жесткие выводы комиссии, кажется, стали полной неожиданностью. По крайне мере большинство наших спортивных чиновников отказывается комментировать доклад комиссии по горячим следам.
– Принимаясь за это расследование, мы не ожидали, что все зашло настолько далеко, – констатировал во время презентации доклада Ричард Паунд.
Находящийся под судебным следствием во Франции бывший президент международной федерации легкой атлетики (ИААФ) Ламин Диак подтвердит: никто не ожидал.
Вот вкратце наиболее острые выводы независимой комиссии:
– использование допинга российскими легкоатлетами – не единичные случаи, а система;
– в работу аккредитованной ВАДА Московской лаборатории вмешивались специалисты ФСБ России;
– покрывательство использования допинга якобы происходило с ведома министра спорта Виталия Мутко;
– в антидопинговой системе России имелись факты коррупции.
За все эти нарушения Ричард Паунд и его коллеги, предлагают отстранить российских легкоатлетов от участия во всех соревнований, включая Олимпийские игры в Рио, отозвать аккредитацию у Московской антидопинговой лаборатории, исключить российских представителей из Совета учредителей ВАДА, пожизненно дисквалифицировать пятерых российских бегунов и пятерых тренеров (в том числе олимпийскую чемпионку-2012 в беге на 800 м Марию Савинову-Фарносову, бронзового призера тех же Игр на той же дистанции Екатерину Поистогову, их наставника Владимира Казарин и тренера саранских ходоков Виктора Чегина). Рекомендовано также отстранить от работы главу ФГУП "Антидопинговый центр" Григория Родченкова, который якобы не только помогал маскировать допинг-пробы, но и просил за это деньги.
Напомним, что расследование было начато после выхода на немецком телеканале ARD серии документальных фильмов и серии публикаций в британской прессе о допинге в российской легкой атлетике. Эти журналистские работы были основаны на информации, полученной от российских спортсменов, уличенных в применении допинга и чувствовавших себя "жертвами системы". Кроме того, таинственные "доброжелатели" из ИААФ организовали ряд утечек конфиденциальных документов, на основании которых также были выдвинуты обвинения в адрес наших атлетов.
Комиссия ВАДА, состоящая из людей, которых сложно назвать друзьями России (в частности Ричард Паунд стоял у истоков допинговых скандалов с российскими спортсменами на Олимпиаде-2002), работала несколько месяцев. Наши государственные и антидопинговые органы с подачи министра спорта Виталия Мутко должны были оказывать ей всяческое содействие. Но, судя по результатам, озвученным в докладе, прислушалась комиссия в первую очередь к тем, кто обвинял нашу страну в создании "системы потворствования приему допинга".
Впрочем, объявить доклад тенденциозным легче всего. Сейчас главное не выяснять, на какие выводы следователи имели право, а на какие нет. На первый план теперь выходит вопрос последствий, который будет иметь ушат грязи, вылитый на наш спорт. Главный вопрос дня: реально ли для российских легкоатлетов остаться без Олимпиады? По свежим следам кажется, что реально. Вариантов нам оставили два: разрушить практически всю систему управления спортом до основания и пытаться экстренно построить что-то новое, или гордо все отрицать и смотреть Рио по телевизору.
Есть, правда, маленькая лазейка: все свои выводы комиссия представила как рекомендации, которым теоретически ВАДА и ИААФ еще могут не последовать. Недавний визит в Москву президента ИААФ Себастиана Коэ вообще настроил на позитивный лад: Коэ был приветлив, дружелюбен и много говорил о партнерстве.
Но Коэ сам сейчас сидит на сильно шатающемся кресле: во времена Диака он был вице-президентом и теоретически вполне мог знать о том, что творится в организации. Комиссия ВАДА не стала публиковать ту часть отчета, которая касается коррупции ИААФ, передав ее напрямую в распоряжение французской полиции. Судя по количеству пресс-релизов (ИААФ их последнее время публикует по несколько штук в день), в международной федерации сейчас тоже очень нервничают.