Четверг стал первым днем общероссийского голосования по конституционным поправкам: в восемь утра для предварительного голосования открылись участки, спустя два часа началось электронное голосование в Москве и Нижегородской области. Явка на электронном голосовании к концу дня достигла 45%. Явка на традиционные участки, которую ЦИК обещал фиксировать ежедневно, пока неизвестна, но ажиотажа на участках определенно не наблюдалось. День прошел относительно спокойно, заявила глава ЦИКа Элла Памфилова. Наблюдатели по стране выявили около 50 нарушений. Самые громкие из них оказались связаны как раз с электронным голосованием: в столице как минимум два участника смогли получить бумажные бюллетени в своих УИК, будучи при этом зарегистрированы для голосования онлайн. Разбором ситуации занялась столичная полиция, а Мосгоризбирком во избежание ее повторения решил вручную сверить электронный реестр и списки избирателей на участках.
Первый день голосования по конституционным поправкам, которое продлится теперь до конца дня 1 июля, показал прежде всего, что сами организаторы, не говоря об участниках, не всегда до конца разбираются в деталях этого процесса. Часть россиян, например, не без удивления обнаружила, что к онлайн-голосованию в десять утра четверга приступить смогли только те, кто зарегистрирован в Москве и Нижегородской области, при условии, что ЦИК одобрил поданную до 21 июня заявку после сверки с полицейской базой данных.
На участках же для голосования не все и не сразу поняли, что граждане, передумавшие голосовать онлайн, смогут сделать это только после закрытия электронного голосования, то есть исключительно 1 июля.
Впрочем, явка на электронное голосование к 21:00 четверга превзошла многие ожидания: проголосовало почти 45% зарегистрировавшихся, около 530 тыс. человек. Утром на сайте для голосования произошел кратковременный сбой, который объяснили пиковой нагрузкой. Как ранее сообщал “Ъ”, для электронного голосования зарегистрированы около 15% избирателей Москвы и около 5% избирателей Нижегородской области. Онлайн-голосование продлится до 20:00 30 июня, перерывов в нем не будет.
Началось оно с двух эксцессов в Москве: зарегистрированные на дистанционное голосование избиратели смогли получить традиционные бумажные бюллетени в участковых комиссиях.
Речь идет, в частности, о члене движения в защиту прав избирателей «Голос» Василии Вайсенберге и журналисте «Дождя» Павле Лобкове. Первый, проголосовав традиционным способом, электронно голосовать не стал и пояснил, что не имел цели нарушать закон. Господин Лобков проголосовал и на УИК, и дистанционно. Позднее его бюллетень на избирательном участке аннулировали, сообщил зампред Мосгоризбиркома Дмитрий Реут.
В Мосгоризбиркоме и ЦИКе действия Василия Вайнсберга и Павла Лобкова расценили как провокацию для дискредитации работы избирательных комиссий. Господин Реут напомнил, что двойное голосование влечет за собой административное наказание по ст. 5.22 КоАП в виде штрафа до 30 тыс. руб. Столичная полиция уже начала административное расследование, 12 бюллетеней на обоих участках признаны недействительными, а председатели комиссий отстранены от работы. Глава штаба по наблюдению за голосованием в Москве Илья Массух заявил, что эпизоды двойного голосования могут быть связаны с «неправильно сформулированной инструкцией от ЦИКа» и «неправильным пониманием ситуации» членами участковой комиссии: УИК во всех случаях должна знать, кто из избирателей зарегистрирован для онлайн-голосования и не может «передумать» до 1 июля.
Заместитель главы ЦИКа Николай Булаев отметил, что «списки на исключение во все территориальные комиссии отправлены своевременно». «Мы разберемся, почему на этом участке не произошло своевременное исключение господина Лобкова,— сообщил он.— Что касается публикации господина Лобкова (Павел Лобков сообщил о своем двойном голосовании в сюжете "Дождя".— “Ъ”), она очень правильная и актуальная, по ней сейчас будут приняты меры во всех остальных комиссиях, будет наведен соответствующий порядок, если его не было. Что касается господина Лобкова, то тут решение понятное для всех: это административное правонарушение, административный протокол и соответствующие штрафные санкции». Впрочем, за журналиста «Дождя» вступился главред «Эха Москвы», зампред Общественной палаты Москвы и куратор электронного голосования Алексей Венедиктов: он пообещал возместить господину Лобкову сумму штрафа, если он будет выписан.
Других жалоб в штаб по наблюдению за электронным голосованием не поступало, но Мосгоризбирком принял решение вручную сверить данные реестра голосующих онлайн с книгами избирателей на УИК.
По традиционному голосованию на участках в московский штаб серьезных жалоб не поступало, сообщил “Ъ” Илья Массух. Впрочем, в середине дня координатор штаба Алексея Навального Леонид Волков написал в Telegram-канале, что «по крайней мере шесть избирательных комиссий Москвы — УИК №34, 312, 476, 854, 1751, 1580 — приняли на заседаниях решения об отказе работать на общероссийском голосовании в связи с эпидемиологической ситуацией» и не вышли на работу. К тексту он прикрепил фотографии протоколов заседаний трех УИК с подписями председателей и секретарей. Позже господин Волков сообщил, что на названные участки вывели «резервистов», которые не являются членами УИК и поэтому не имеют права работать с избирателями. В Мосгоризбиркоме опубликованные господином Навальным документы назвали «липой». «Таких документов в природе не существовало, все комиссии работают в установленном порядке, все комиссии Москвы в 8:00 открыли участки, в том числе эти шесть комиссий»,— заявил “Ъ” Дмитрий Реут.
В целом по России первый день голосования прошел относительно спокойно. По словам главы ЦИКа Эллы Памфиловой, в списки участников голосования включено более 108,5 млн избирателей. Голосовать можно на участках, на дому, причем без уважительной причины, а также на придомовых территориях. Последний вид голосования в Москве не используется, но в регионах придомовые участки открылись, и на них, по словам госпожи Памфиловой, есть жалобы. «В сети распространяют, что голосовать на лавочках и багажниках машин незаконно. Простите меня, не голосует никто у нас на лавочках и багажниках машин, никто не голосует в палатках. Только навесы легкие на воздухе»,— сказала глава ЦИКа.
В социальных сетях в четверг публиковались фото и видео придомового голосования, проходившего в условиях, близких к тем, которые Элла Памфилова описала как недопустимые.
Статистики о предпочтительных способах голосования пока нет, как нет и данных о явке на участки в первый день предварительного голосования, о ней ЦИК намерен сообщить в пятницу. Корреспонденты “Ъ”, работавшие на участках в Москве и ряде регионов, не наблюдали ажиотажа, зато фиксировали, что члены комиссий, наблюдатели и участники голосования далеко не всегда соблюдают масочный режим, а санитарные рекомендации, в том числе в части дистанции, исполняются отнюдь не во всех случаях и не в полном объеме. Глава Роспотребнадзора Анна Попова, впрочем, заявила в четверг об обратном. Напомним, решение проводить голосование в течение недели было принято во избежание скопления людей на участках в условиях пандемии коронавируса — число зарегистрированных случаев заболевания в России все еще ежедневно увеличивается на 7–8 тыс.
Волонтеры ситуационного центра Общественной палаты РФ, курирующей наблюдение за голосованием, связались в четверг с более чем 1,5 тыс. наблюдателей и получили более 50 сообщений о нарушениях, в том числе от граждан, обратившихся на горячую линию. Все сообщения сейчас проверяются. Всего по России работают более 450 тыс. наблюдателей.
«В принципе все прошло лучше, чем мы предполагали,— заявила госпожа Памфилова в конце первого дня предварительного голосования.— Мы думали, что сразу будет больше неувязок. Есть, конечно, определенные сбои, мы их сразу поправляем, но это естественные процессы».