ТОП 10 лучших статей российской прессы за Dec. 5, 2018
Огни Парижа
Автор: Екатерина Постникова, Татьяна Байкова. Известия
«Желтые жилеты» выдвигают новые требования властям
Через две недели непримиримых протестов в Париже и ряде французских провинций правительство страны все-таки решило пойти навстречу недовольным: во вторник премьер-министр Эдуар Филипп объявил о полугодовом моратории на увеличение цен на топливо. Таким образом, власти Франции взяли тайм-аут, чтобы определиться, как компенсировать издержки населения после топливной реформы, которая вызвала такую бурю негодования. Однако аппетиты "желтых жилетов" растут: они выдвигают новые социальные требования, а наиболее радикальные из них призывают к отставке правительства и роспуску Национального собрания. "Известия" разбирались, смогут ли полугодовая пауза и рождественские праздники разрядить ситуацию или мир все же станет свидетелем "нового 68-го".
Тот факт, что столь массовые акции разворачиваются именно в годовщину протестов 1968 года, которые привели к смене правительства и отставке основателя Пятой республики Шарля де Голля, выглядит более чем символично. Возникает даже вопрос: а не затянули французские власти с мораторием на налог? Ведь сегодня протестующие уже значительно расширили свои требования: "желтые жилеты" хотят повысить минимальную зарплату (до €1300) и пенсии, ограничить максимальные оклады цифрой €15 тыс. и разрешить выходить на заслуженный отдых в 60 лет. А также снизить стоимость жилья, отменить пожизненное содержание для экс-президентов и строже контролировать доходы политиков.
О стихийности движения говорит то, что к протестующим, основную массу которых изначально составляли люди с достатком ниже среднего, подключаются молодые люди. По словам 30-летнего парижанина Батиста, митинги возобновятся уже в следующий уикенд.
- Мораторий на рост цен на бензин уже не остановит "желтые жилеты". У французов намного больше требований, к толпе присоединяется все большее количество людей, - рассказал он "Известиям".
- Самая главная сила - студенты. Уже 188 высших школ закрыты из-за протестов.
Митинги начались во Франции после того, как власти обнародовали идею с начала 2019 года повысить налоги на топливо, что увеличило бы цену литра бензина на 2,9 евроцента, а дизельного топлива - на 6,5. Подобный шаг, по мнению властей, мог заставить граждан перейти на более экологичные виды транспорта.
Волна протестов быстро переросла в массовые беспорядки и насилие: демонстранты переворачивали и жгли автомобили, разбивали витрины и банкоматы, разрисовывали здания, в том числе и памятники архитектуры, нападали на стражей порядка, которые отвечали им резиновыми пулями, слезоточивым газом и водяными пушками. Полицейские профсоюзы настаивали на введении чрезвычайного положения, однако этого так и не произошло. В итоге, по данным издания Liberation, по всей Франции были задержаны около 1600 человек, более 820 манифестантов и 200 правоохранителей пострадали, а четыре человека погибли.
- Таких протестов мы никогда не видели. В маленьком городке Ле-Пюи-ан-Веле с населением 18 тыс. человек манифестанты захватили префектуру. Префект спасался через окно, чтобы разъяренные протестующие его не убили, - рассказал "Известиям" 60-летний парижанин Арно. - Атмосфера в стране очень тяжелая. Мы самая налогооблагаемая страна в Европе. Народное недовольство чувствуется во всех провинциях. Местные жители зарабатывают меньше и при этом не могут обходиться без автомобилей. С точки зрения недовольных, борьба с глобальным потеплением стала лишь поводом для повышения налогов.
По словам собеседника "Известий", протесты могут сыграть на руку ультраправым и крайне левым движениям, чья критика в адрес Эммануэля Макрона "попадает в нерв" французских масс. Тем не менее правительство, решившее взять паузу, в отставку не уйдет. Единственный, кто может покинуть свой пост, - это глава МВД Кристоф Кастанер, во вторник отчитавшийся перед Национальным собранием о действиях полиции во время митингов.
Для предотвращения протестов реформе было необходимо так называемое социальное сопровождение, которое компенсировало бы издержки наиболее экономически уязвимых слоев общества, считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Андрей Кудрявцев.
- Все реформы, которые затрагивают интересы широких масс населения, предполагают выгоды спустя несколько лет, в то время как издержки становятся ощутимы сразу, - пояснил "Известиям" эксперт. - После того как движение "желтых жилетов" обрело общенациональный масштаб, исполнительная власть говорит в том числе и о гибком косвенном налоге на топливо с учетом мировых цен на энергоресурсы.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.