Федеральные музеи России получили извещение: с 1 ноября расторгаются договоры о государственной охране этих объектов. Открывшиеся перспективы встревожили музейное сообщество, как и всю культурную общественность страны.
История с кражей в художественной галерее Тарусы, кажется, закончилась благополучно: полотна Поленова и Айвазовского найдены, подозреваемые в похищении задержаны. Но каждому ясно, что такой исход - скорее исключение. Гораздо чаще сокровища человеческой истории уплывают бесследно или уничтожаются безвозвратно.
Культура всесильна и беззащитна: число случаев, когда на нее покушались, огромно. Поэтому упразднение полицейских постов в музеях и галереях России получило такой резонанс: опасность для культурных сокровищ России может возрасти лавинообразно. Кто гарантирует, что в условиях снижения жизненного уровня не появятся все новые любители поправить свое благосостояние, "позаимствовав" ценности в ближайшем музее?
Возможных мотивов покушений на художественные сокровища не счесть. Еще в 1911 году Россия чуть не лишилась шедевра Репина "Иван Грозный и сын его Иван..." - когда один из посетителей Третьяковской галереи в припадке безумия изрезал полотно ножом. Ровно тридцать лет назад произошел трагический инцидент с "Данаей" Рембрандта в Эрмитаже: некий безумец решил свести счеты с советской властью, вылив на живописный шедевр кислоту. Тогда, защищая полотно, серьезно пострадал сотрудник милиции. Еще не утихла волна возмущения варварским налетом религиозных фанатиков на выставку в московском Манеже. Опасности крупных краж и вандализма подвержены даже крупнейшие музеи мира. Пять лет назад группа защитников окружающей среды "в интересах экологической безопасности" напала на статую с острова Пасхи в Британском музее. Не раз особо нервные туристы в Лувре пытались забросать различными предметами леонардову "Мону Лизу". Психический больной облил кислотой картины Дюрера в мюнхенской Пинакотеке. Невосполнимы потери для мировой культуры, нанесенные исламскими экстремистами, разрушающими древние гробницы и статуи, ибо те противоречат их религиозным убеждениям, - уничтожены целые города и комплексы, входящие во Всемирное наследие ЮНЕСКО, погибли расстрелянные талибами уникальные статуи Будды... Всегда велик соблазн истребления тех или иных памятников по чисто политическим, часто конъюнктурным мотивам. Мотивы приходят и уходят - а утраченные артефакты уже не вернешь.
Упразднение охраны в музеях России продиктовано соображениями экономии. Кто выиграет и кто проиграет от такой экономии? Где выход из создавшейся ситуации? Мнения экспертов "РГ".
Михаил Борисович, Эрмитаж известили, что с 1 ноября полиция перестанет охранять музей. Что это за письмо?
Михаил Пиотровский: Вопрос касается не только Эрмитажа. В связи с сокращениями в МВД, я получил от начальника управления вневедомственной охраны Петербургского УВД Соболева, где нас уведомляют о снятии постов охраны с 1 ноября и расторжении существующих договоров на физическую охрану объекта "Государственный Эрмитаж". Правда, МВД готово в полном объеме обеспечить охрану с помощью технических средств, а также обеспечить реагирование нарядами на сигналы, сформированные средствами тревожной сигнализации. Что такое физическая охрана - это посты на входах и патрули обходящие, вся наружная охрана…
В ответ на это я посылаю письма министру внутренних дел и начальнику управления внутренних дел с просьбой сказать четкими словами, значит ли это, что музей лишается охраны. Поскольку на самом деле никаких нормативных актов на этот счет нет. Наоборот, существуют списки, по которым Эрмитаж особо охраняется и никаких отмен этих списков не было. Соответственно я пишу в правительство, министрам, что, если так - тогда нам нужны деньги на то, чтобы нанять частное охранное предприятие, Это уже совершенно другие деньги, нам нужно примерно 100 миллионов рублей в год для этого.
С другой стороны, министр культуры еще раньше направил письмо, встречался с министром МВД Колокольцевым. У него есть письмо, адресованное президенту Путину, относительно того, что нужно защищать музеи, музеи-заповедники... То есть как бы аппаратная работа ведется, но пока единственная бумага у нас - о том, что охрана уходит и договоры расторгаются. Мы только что завершили ремонт Запасного дома, сделали прекрасное помещение для полиции - теперь придется из этих помещений их изгнать.
Напомню: у нас есть собственная служба музейной безопасности. Но она не имеет тех прав, которые имеют сотрудники вневедомственной охраны, не может арестовывать, задерживать, иметь оружие…
Это же проблемы, которые касаются не одного лишь Эрмитажа?
Михаил Пиотровский: Это касается всех учреждений культуры.
А что делать музеям поменьше? Кто гарантирует, что завтра не украдут, как недавно в Тарусе Айвазовского или прежде в Плесе Левитана?
Михаил Пиотровский: У кого-то уже давно снята охрана, у кого-то есть ЧОПы. Увы, даются указания: как охранять окна, - а дальше все сводится к тому, что полиция быстро приедет по сигналу. На этом основывается вся охрана. Это общий вопрос охраны памятников культуры, и надо понимать, что этот вопрос важнее охраны банка. Банк может заплатить - за свою охрану. Музеи заплатить за охрану общего исторического, культурного, государственного достояния сами не могут. Рекомендации таковы: давайте нанимайте частные предприятия либо ГУП "Охрана", есть такое коммерческое предприятие при МВД. Но это совершенно другие деньги. И потом, когда в музее есть полиция, ты знаешь, куда обращаться, если что не так. Потому что, грубо говоря, полицию "со стороны" тоже не каждый уровень защиты можно допускать…
Как же теперь будет охраняться та же бесценная Золотая кладовая Эрмитажа?
Михаил Пиотровский: Я обратился к Союзу музеев и предложил всем провести учения по защите музейных ценностей - мы проводим у себя такие регулярно. Нужно ведь придумывать какой-то рецепт, просто плакать и рыдать бесполезно, - у нас не та страна. Надо предложить какие-то конкретные вещи. У нас есть хороший опыт работы совместной со своей службой безопасности. Иногда мы привлекали и частные охранные предприятия. Есть опыт - но теперь его явно недостаточно. Мы написали уже много писем: может быть, сократить количество полицейских, охраняющих Эрмитаж, придумать более действенные и мобильные варианты с обходящими патрулями. Сделать более мобильной систему охраны. Будем сейчас пробовать, смотреть, просить и требовать.
Прежняя система охраны тоже была не идеальной - не спасла же, скажем, когда-то от нападения на "Данаю" Рембрандта в Эрмитаже?
Михаил Пиотровский: Но при нападении на "Данаю" был милиционер, который кинулся на нападавшего и пострадал. Благодаря тому, что он все-таки схватил этого человека, "Даная" не погибла окончательно. У нападавшего ведь и взрывное устройство было. Полиция не защищает полностью. Но это один из важнейших факторов, это люди с оружием, в форме, могут задержать людей. Тут все в комплексе, в общем сочетании полиции и собственной службы безопасности, смотрителей, технических средств. Комплекс этот не без недостатков - но ослаблять его еще больше нельзя: криминогенная обстановка вокруг музеев психологически накаляется, она все время существует, но в последнее время очень ощутима.
Как в крупнейших мировых музеях строится система охраны? Государство участвует в этом или нет?
Михаил Пиотровский: Везде по-разному. Где-то участвует, где-то работают частные охранные предприятия. Но за большие деньги. Например, охрану музея Метрополитен оплачивает Ньй-Йорк. Откуда у нас такие деньги? Во всем мире, кстати, сейчас затягивают пояса тоже. Я только что читал статью о проблемах берлинских музеев, где сокращаются часы работы, и все именно из-за того, что не хватает той же самой охраны. Это общемузейная проблема вообще - и финансирование, и охрана. Но и здесь во многих вещах мы более передовые, так что непонятно - зачем нам терять свой хороший опыт?
Реакции на ваши письма и обращения пока никакой?
Михаил Пиотровский: Мы стараемся вместе решать нормальными путями, аппаратно-правительственными. Союз музеев, этим много занимается. И министерство занимается. Сокращение вневедомственной охраны чревато многими плохими последствиями. Что касается реакции - так быстро у нас ничего не бывает, тем более, сейчас лето.
Продолжение статьи читайте в газете "Российская газета" №184