Велосипеды и автомобили, яхты и катамараны, лыжи и лошади – на чем только не покоряют эту землю профессионалы и любители спортивного туризма! А ведь есть еще йога- и фитнес-туры, да и болельщики, разъезжающие по спортивным фестивалям и событиям по всему миру, тоже являются частью этого вида отдыха. Эта отрасль уже вносит значительный вклад в мировой ВВП, и это один из самых быстрорастущих секторов «экономики впечатлений». Однако в России, где у спортивного туризма уже есть сложившаяся история и традиции, где своих покорителей ждут самые невероятные по красоте и сложности маршруты, эта сфера по-прежнему далека от того, чтобы реализовать весь свой потенциал. Но и здесь популярность спортивного стиля отдыха, особенно на фоне падающих доходов, очевидно растет. Ведь для того чтобы отправиться в самое обычное путешествие, часто не нужно почти ничего – взял рюкзак и палатку и пошел.
Мировой рынок спортивного туризма оценивается в $800 млрд. По прогнозам британского аналитического агентства Technavio, его оборот до 2021 года вырастет на 41% и составит $4,31 трлн. Ежегодно в него вовлекаются от 12 до 15 млн человек, и в краткосрочной перспективе каждый год прирост будет составлять 6%. Это следствие трех причин: повышение уровня благосостояния населения; повышенное предпочтение спортивного туризма как способа выйти из зоны комфорта; растущий вклад отрасли в рост ВВП и занятость населения. Подтверждением тому и рост рынка оздоровительного (wellness) туризма. Если в 2015 году сектор оценивался в $563 млрд, то в 2017‑м – уже в $639 млрд.
Как и в каждой отрасли, здесь есть свои страны-лидеры. В спортивном туризме это США, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Дания, Швеция и Финляндия. В некоторых странах доходы от спортивного туризма превысили порог 25% от общей суммы туристских поступлений. А в Австралии поставили рекорд – 55%, говорит декан факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Константин Поздняков.
Значительные вложения в отрасль делают и развивающиеся страны, что также увеличивает рост мирового рынка. А спортивные фестивали стали успешно конкурировать с музыкальными, добавляет эксперт комитета по развитию спортивных и фитнес-услуг общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», гендиректор компании Health Fitness Travel Инга Коуру-Недашковская. Так, фитнес-фестиваль в Дубае Dubai Fitness Challenge, где было представлено 250 различных спортивных развлечений, в прошлом году посетило около миллиона человек.
При этом спортивный туризм может быть разных видов. Например, событийный, когда туристы приезжают на различные мероприятия – от любительских небольших соревнований и фестивалей до чемпионатов мира и Олимпиад. «Если мы поехали посмотреть на лыжные гонки, то это значит, что мы тоже участвуем в спортивном туризме», – поясняет профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. Так, футбольный ЧМ‑1994 в США, например, привлек 50 млн туристов, которые потратили во время пребывания в стране $100 млрд.
А потом многие едут ностальгировать по олимпийским городам, столицам ЧМ, местам спортивной славы. И это еще один вид спортивного туризма, центром внимания также становятся знаменитые спортивные музеи, колледжи, школы. Ну и, собственно, активный вид туризма – это спорт любительский и профессиональный, будь то регата, рыбалка, теннис, альпинизм, конный поход или автопробег. Отдельным видом стал фитнес и велнесс-туризм: фитнес-туры, индивидуальные оздоровительные туры, скандинавская ходьба, йога, серфинг, гольф-туризм.
Есть и мировые лидеры среди компаний-туроператоров, специализирующихся на спортивном туризме. Тут снова на коне британцы. В частности, BAC Sport предоставляет спортивные поездки и туры для крупных спортивных соревнований по всему миру. Это индивидуальные и групповые пакеты на Формулу‑1, Гран-при, международный футбол, крупные турниры по гольфу, регби, теннису. А ITC Sports Travel стал ведущим поставщиком эксклюзивных зарубежных спортивных туров и индивидуальных путешествий.
В целом, отмечает Константин Поздняков, спортивный туризм позволяет достичь трех целей: расширить традиционный туристический сезон; привлечь новый поток посетителей; создать или улучшить имидж определенного туристического регионального направления. «Спортивный туризм – одна из самых доступных рекреационных форм проведения досуга населения, – говорит эксперт. – Он ориентирован на все социально-демографические группы, вне зависимости от возраста и гендерных различий».
Парня в горы тяни, рискни
В России спортивный туризм появился в конце XIX века. Тогда, рассказывает Константин Поздняков, появились первые туристские организации. Это «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее он был переименован в «Крымско-Кавказский горный клуб»), общество велосипедистов «Русский тюринг-клуб» в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве и Риге. В 1901 году этот клуб переродился в Российское общество туристов и стал крупнейшим на тот момент туристским объединением в стране. К 1914 году в нем состояло около пяти тысяч участников.
В 20–30‑е годы в Советском Союзе альпинизм и горный туризм активно поддерживались государством в системе «Общества пролетарского туризма и экскурсий». А в 1949 году Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта включил туризм в Единую всесоюзную спортивную классификацию. С тех пор самодеятельным туристам стали присваивать спортивные разряды и звания, появились школы инструкторов туризма и школы руководителей сложных походов. В итоге в середине 50‑х спортивный туризм стал высшим проявлением самодеятельного туризма и по-настоящему массовым. В 70‑х начались всесоюзные, республиканские и областные соревнования на лучшее туристское путешествие, а в 80‑х они превратились в чемпионаты. Всего на закате СССР насчитывалось 950 областных и городских туристских клубов и секций, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн человек. Ежегодно в спортивных походах участвовали свыше 200 тыс. туристов‑спортсменов.
В советское время процветали походы с рюкзаком за плечами и клубы самодеятельной песни, говорит Галина Дехтярь. «Считалось, что это отдых для своего рода элиты, интеллигенции, – отмечает она. – Это были те самые «физики и лирики». Дома отдыха ученых очень часто представляли собой палаточные городки». Недаром это время так воспевали Галич, Визбор, Высоцкий. И поэтому до сих пор в ученой среде такой вид отдыха по-прежнему популярен. Но времена изменились, страна стала другой, сменились поколения, образовалась новая целевая аудитория, наметились новые тенденции. С распадом Союза сильно пошатнулся и лишившийся господдержки спортивный туризм. Выжила отрасль на энтузиазме отдельных людей, которые и тогда, и теперь работают преимущественно за идею, говорит основатель и руководитель туристического клуба MyWay Юла Завода.
Интерес есть, а роста нет
Подъем отрасли начался с конца нулевых. «Мало кто знает, что спортивный туризм – это общенациональный вид спорта в России», – говорит директор по стратегическому развитию курорта «Горки Город», член экспертного совета при комитете по туризму Госдумы Ольга Филипенкова.
По данным Федерации спортивного туризма, в нашей стране им занимаются более 3 млн человек. В стране функционирует более 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, свыше 2 тыс. дворцов и домов детского и юношеского творчества с секциями туризма. Ежегодно организуется более 3 тыс. профильных лагерей. Общие инвестиции в крупнейшие туристические локации – в России такими являются «Роза Хутор», «Горки Город» и «Газпром» (ГТК «Лаура») – составили 100 млрд рублей.
Но традиционная трактовка понятия искусственно ограничивает развитие этого вида туризма с точки зрения турбизнеса, так как в понимании большинства потенциальных туристов это связано с большими физическими нагрузками, считает эксперт. Да и в целом сложно оценить российский сегмент рынка спортивного туризма. Во‑первых, говорит Юла Завода, публикации статистики ФСТ не обновлялись с 2013 года, а Ростуризм не учитывает данные коммерческих организаций, многие из которых прячутся в теневом секторе экономики.
Эксперты отмечают, что после сочинской Олимпиады популярность горнолыжного туризма серьезно возросла. В частности, в минувшие новогодние праздники «Роза Хутор» посетили 1,3 млн человек, и это на 16% больше показателей предыдущего года. И если сейчас на горных лыжах и сноубордах катаются 3% россиян, в перспективе их число возрастет до 8%. Но минус подобных курортов в сезонности, тогда как общемировая тенденция в том, чтобы привлекать посетителей круглогодично.
Впрочем, многие другие виды спортивного туризма такими показателями похвастаться вряд ли смогут. Ведь его развитие напрямую связано с ростом благосостояния граждан, а с этим у нас пока, мягко говоря, не очень. «Когда у людей появляются свободные деньги и время, тогда в их жизнь приходят экстремальные и околоэкстремальные занятия, – поясняет эксперт. – В России спортивным туризмом занимаются в основном люди как минимум со средним достатком, которые могут себе позволить тратить деньги и время на такие увлечения». Тренировки, экипировка, поездки – все это стоит денег.
Некоммерческие турклубы по-прежнему держатся на энтузиазме. Символические взносы (примерно по 5 тысяч рублей в год) позволяют их членам путешествовать практически бесплатно, но и развития при такой бедности сложно ожидать. Незарегистрированные коммерческие спортивные фирмы почти не контролируются, зато у легальных турфирм масса бюрократических препятствий. «То есть мы получаем дикую конкуренцию, с одной стороны, и прессинг непонятных законов – с другой, – говорит Юла Завода. – В целом Федерация спортивного туризма и коммерческие организации в этой сфере существуют разрозненно и соприкасаются в своей деятельности минимально».
В поисках приключений
И все же спортивный туризм развивается. Но если раньше акцент делался на спорте, то теперь все больше именно на туризме – он становится более массовым, за достижениями мало кто гонится, люди видят в этом преимущественно отдых, жаждут острых впечатлений. В нашей стране стоит только отправиться на поиск приключений (а часто спортивный туризм – это еще и приключенческий туризм), найти их можно с лихвой, на любой вкус и кошелек.
Например, очень бюджетным может быть горный поход в Крыму, в Приэльбрусье, Горном Алтае. А вот Камчатка обойдется недешево, как и поездка на плато Путорана на севере Красноярского края. Только доставка груза туда обойдется в 45 рублей за 1 кг. При этом темп турбизнеса снизился из-за ремонта взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильска, рассказал о проблемах региона директор компании «Путорана тур» Олег Крашевский. И поскольку гидроавиации там нет, а на плато можно попасть только по воде, интерес к этому уникальному месту сильно снижен.
По-прежнему в тренде сплавы по рекам на байдарках, катамаранах, рафтах. Карелия здесь остается одним из самых популярных мест еще и из-за относительной бюджетности подобных туров. Да и яхтенные регаты, которые устраивают близ многих крупных городов, занятие не из самых дорогих. «В лыжном туризме развивается такой интересный вид, как ски-тур, – рассказывает Юла Завода. – Это комбинация классического лыжного похода по горам и горных лыж (фрирайда)». Перечислять, впрочем, можно долго: Краснодарский край, Байкал, Кавказ, Кольский полуостров. Многие российские города, добавляет Инга Коуру-Недашковская, активно развивают спортивный событийный туризм: проводят соревнования, марафоны, фестивали.
Отсутствие достойной инфраструктуры, транспортная недоступность и дороговизна – главный бич внутреннего туризма, и спортивный не стал исключением, несмотря на закаленность его участников. Оздоровительные курорты советского формата морально устарели, говорит эксперт, современных спортивных отелей почти нет, и многие отельеры считают ЗОЖ-направление нерентабельным, предпочитая формат all inclusive. Поэтому те, кто побогаче, предпочитают искать приключения за рубежом. Так, самые популярные для состоятельных россиян яхтенные регаты проходят в Средиземном море, Карибском бассейне, Норвегии, на Фарерских островах и Канарах. А если это горные лыжи и альпинизм, то в Непале, Южной Америке, Альпах. Да и современными фитнес-отелями мы похвастаться не можем.
Больше, чем спорт
Жители Ленинградской области предпочитают играть в гольф в Финляндии. Не потому, что там лучше, а потому, что дешевле, объясняет эксперт. Гольф развился до столь высокого уровня в этой стране в первую очередь из-за поддержки государства, подчеркивает она. В Финляндии в гольф умеет играть каждый второй школьник, а гольф-клубы дотируются из госказны. Таким образом эта игра стала доступна всем – и самим финнам, и их гостям. Этому примеру могла бы последовать и Россия. Кроме того, недостаточная популяризация спортивного туризма в нашей стране – еще одна причина его слабого развития, и государство могло бы сыграть в этом существенную роль.
Но есть и весьма интересные примеры того, как выглядит история успеха отрасли в России. Триатлон – одно из самых популярных направлений этого вида туризма. Но если раньше большинство россиян предпочитали заниматься им за границей, то сейчас 80% российских триатлетов выбирают старты внутри страны, а оставшиеся 20% периодически покупают слот на участие в российских соревнованиях, говорит гендиректор и партнер IronStar Андрей Кавун. Он рассказал об экономике этого вида спортивного туризма.
Если в 2015 году на старты выходили всего 600 спортсменов, то в этом – уже 9 тысяч. «И это еще не все, – хвастается эксперт. – Триатлонным стартам сопутствуют и другие состязания. Так, к нам присоединятся две тысячи пловцов, на беговые старты выйдут 1,5 тысячи женщин и 1,5 тысячи детей». Экономический эффект оказался весьма высок. Каждый участник тратится на дорогу, гостиницу, питание. Средний бюджет поездки на одного взрослого составляет 40 тыс. рублей. Но триатлон – семейный вид спорта. Поэтому спортсмен подгоняет соревнования под отпуск, едет с семьей или друзьями. «По нашим данным, триатлет выбирает в среднем 1,6 старта за сезон и привозит с собой четырех болельщиков», – добавляет эксперт.
Общий оборот соревнований IronStar по триатлону в Сочи в 2015 году составил 189 млн рублей, а в прошлом году – 650 млн. К 2020‑му эта цифра, надеются организаторы соревнований, возрастет до миллиарда. И это только по основным расходам туристов. Прибавьте к этому театры, музеи, концерты, зоопарки, которые очень востребованы в любом семейном отдыхе, и сумма увеличится значительно.
Это помогает решать и проблему сезонности курортов. «Зимние курорты «Роза Хутор» весной и летом стоят полупустые, – рассказывает Андрей Кавун. – Четыре года назад в майские праздники мы придумали проводить там четырехдневный фестиваль бега Rosa Run, и это сработало». Каждый второй участник этих соревнований оставался на курорте по пять дней и привозил с собой по два-три болельщика. Инфраструктура курорта заполнилась и ожила. «В майские праздники, когда обеспеченные россияне привыкли уезжать за границу, часть туристического потока мы оставляем в России, и это очень ценно для развития внутреннего туризма, – заключил эксперт. – Получается, что любительский спорт – это больше, чем просто спорт».