Дискуссия о том, состоится ли мирный диалог Запада и России, наталкивается на неумолимые факты: задолго до того, как ситуация рискнет обрушиться в неконтролируемую эскалацию, стороны столкнутся с исчерпанностью арсеналов и экономическими трудностями — и тогда переговорам придется хотя бы дать шанс. На Украине отказываются от дипломатии, но в Вашингтоне неизменно выстраивают все варианты развития событий и потихоньку давят на Киев всеми способами.
Западные политики и ранее высказывали мысли о необходимости заключения мирного соглашения между Киевом и Москвой. Об этом говорили бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, экс-премьер Италии Сильвио Берлускони, действующий на тот момент глава итальянского правительства Марио Драги и предприниматель Илон Маск. Все эти предложения были отвергнуты Киевом, а их авторы (за исключением Драги, присылавшего Украине оружие) подвергнуты публичным унижениям со стороны украинских чиновников.
Вашингтон пустил в ход «тяжелую артиллерию» — председателя Объединенного комитета начальников штабов США Марка Милли, чей статус не подразумевал возможностей для Киева отделаться личными оскорблениями. Американский военачальник заявил, что полная военная победа украинской армии над российской будет «очень трудной», и предположил, что зимой военные действия замедлятся. «Если это произойдет, может появиться окно для политического урегулирования или хотя бы для начала переговоров», — заявил Милли.
Первым на американские предложения (явно выходя за пределы своих полномочий) ответил главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный, сообщив, что провел телефонный разговор с Марком Милли. «Заверил, что мы будем бороться, пока хватит сил… Мы не остановимся на этом пути ни при каких условиях. Украинские военные не примут никаких переговоров, договоренностей или компромиссных решений», — написал Залужный в соцсети и продублировал свое сообщение переводом на английский язык. Затем президент Украины Владимир Зеленский, очень ревниво относящийся к медийной активности Залужного, поддержал идею о невозможности переговоров.
Уверенность Киева в своих силах парадоксальным образом зиждется на американской финансовой и военной помощи. Украинские власти уверены, что США ни в коем случае не допустят военно-политической победы России и при любых обстоятельствах продолжат помогать Украине.
В такой непростой ситуации США вынуждены на практике объяснять, что украинский чемодан без ручки не является единственным или самым дорогим предметом американской внешнеполитической поклажи. Однако делать это Вашингтон предпочитает максимально аккуратно, стараясь не дать Москве надежды, что помощь Киеву может прекратиться. Поэтому сам Милли и другие высокопоставленные чиновники США в очередной раз заверили, что будут помогать Украине «сколько нужно» и не собираются давить на украинские власти с целью склонить их к переговорам о мире.
Озабоченность американских СМИ
Тогда в ведущих американских газетах синхронно начали появляться статьи об объективных трудностях с поставками вооружений на Украину.
Газета New York Times написала, что США не хотят перебрасывать на Украину вооружения из Тайваня и Южной Кореи, опасаясь начала военных действий против этих стран со стороны Китая и Северной Кореи. Ссылаясь на неназванного чиновника НАТО, издание заявило, что 20 из 30 членов Североатлантического альянса «практически исчерпали свой потенциал» по поставкам вооружений на Украину.
Среди десяти относительно обеспеченных запасами оружия стран издание называет Францию, Германию, Италию и Нидерланды. Но даже у этих стран уже возникают определенные сложности. Например, Париж передал Киеву 18 гаубиц CAESAR, что составляет порядка 20% имеющихся у Франции гаубиц, и не намерен продолжать поставки данного типа вооружений.
Газета заявляет, что в день российская армия выстреливает 40‒50 тыс. артиллерийских снарядов, а украинская армия — 6‒7 тыс. снарядов, в то время как США якобы производят только 15 тыс. снарядов в месяц. «День военных действий на Украине — это месяц или больше в Афганистане», — заявил New York Times бывший помощник генсека НАТО по оборонным инвестициям, эксперт по вопросам обороны в Европейском совете по международным отношениям Камиль Гранд.
Издание напоминает, что страны НАТО уже предоставили Украине оружия на сумму около 40 млрд долларов, что равно половине военного бюджета Франции. В целях экономии США начали поставлять Украине более старые и дешевые переносные противотанковые ракетные комплексы TOW вместо Javelins и зенитные ракеты Hawk вместо более новых и дорогостоящих версий.
Кроме того, американские чиновники просят Киев не использовать ракеты ПВО стоимостью 150 тыс. долларов против беспилотников, производство которых обходится в 20 тыс. долларов. Обсуждается также возможность перезапуска старых заводов в Чехии, Словакии и Болгарии для возобновления производства снарядов калибра 152 мм и 122 мм, которые требуются украинской артиллерии советского образца.
В другой статье The New York Times написала, что из 350 переданных Украине гаубиц около трети вышли из строя из-за износа или поломок, а их ремонт возможен только на предприятиях, расположенных на территории Польши.
Аналогичного мнения придерживается и американский телеканал CNBC, на сайте которого была опубликована статья о постепенной исчерпаемости запасов американский вооружений. Собеседник телеканала, старший военный сотрудник Университета национальной обороны США Дэйв де Рош считает, что обычный уровень производства артиллерийских снарядов американской промышленности для 155-миллиметровой гаубицы — это 30 тыс. снарядов в год, а украинская армия расходует это количество за две недели. «Я очень обеспокоен. Если мы не будем наращивать военное производство, на что потребуются месяцы, у нас не будет возможности снабжать украинцев», — сказал Рош.
Аналогичным образом невозможны поставки ряда вооружений, запасы которых в США находятся на минимально возможном уровне. «Есть ряд систем, по которым, как мне кажется, министерство обороны достигло запретительного уровня для поставок на Украину», — заявил Рош. В частности, речь идет о 155-миллиметровых гаубицах, поставки которых уже заменяются более старым и менее эффективным артиллерийским оружием калибра 105-мм, реактивных системах залпового огня HIMARS, переносных зенитно-ракетных комплексах Stinger и переносных противотанковых ракетных комплексах Javelin.
Например, обычное производство Javelin в США составляло около 800 штук в год, в то время как на Украину их было отправлено около 8500 единиц — на восполнение запасов этих вооружений производителю потребуется 11 лет работы в обычном режиме.
По словам генерального директора оружейной компании Lockheed Martin Джима Тайклета, после того как компания сделает инвестиции в расширение производства, «поставки начнутся, скажем, через 6, 12, 18 месяцев».
На днях правительство США заключило контракт с фирмой Raytheon Technologies стоимостью 1,2 млрд долларов на поставку Украине шести систем противовоздушной обороны NASAMS, срок выполнения которого займет три года — до ноября 2025-го.
Газета Washington Post заявила о другой проблеме, способной сказаться на объемах поставок американского оружия на Украину, — новых требованиях по усилению контроля за его использованием. Ранее представители Республиканской партии в Конгрессе США неоднократно требовали усиления контроля за использованием оружия, обвиняя украинские власти в его нецелевом использовании, а иными словами, в продаже на черном рынке.
Действительно, на мировом нелегальном оружейном рынке стали появляться в продаже образцы американских вооружений, поставляемых США на Украину, но при этом не было обнародовано доказательств, подтверждающих, что это дело рук представителей украинских властей. Зато есть множество примеров воровства и последующей перепродажи на украинском рынке гуманитарной помощи населению, явно происходящей при попустительстве центральных властей.
В итоге палата представителей Конгресса США приняла закон о оборонных расходах (его еще предстоит утвердить сенату), который требует от Пентагона и генерального инспектора (ответственного за передачу оружия), заполнения ряда отчетов. В январе 2023 года начнет свою работу палата представителей с республиканским большинством, и можно будет ожидать усиления парламентского контроля над поставками американского оружия на Украину.
Относительно мирный Байден
Выход в публичную плоскость предложений США о начале переговоров между Украиной и Россией, а также обсуждение трудностей с поставками вооружений могут свидетельствовать о том, что попытки Вашингтона втолковать все это Киеву по дипломатическим каналам связи исчерпали себя. Вслед за обнародованием данных о дефиците оружия может последовать сокращение его поставок.
Предварительное обсуждение объективных трудностей (помимо прямого предупреждения Киеву) призвано смягчить негативную реакцию политических сил, ратующих за неограниченную поддержку Украины. Но при этом США не могут позволить украинской армии потерпеть сокрушительное поражение на поле боя.
Несмотря на явный дефицит описанных выше вооружений, у США остается резерв, позволяющий резко увеличить боеспособность украинской армии. Речь идет об истребителях F-15 и F-16, системах залпового огня с дальностью до 300 км и тяжелой бронетехнике.
В ноябре Вашингтон в очередной раз ответил Киеву отказом на просьбы о поставках этого оружия, опасаясь эскалации конфликта и возможного перехода к ядерной войне. США пытаются пройти по лезвию бритвы, чтобы не дать России одержать военную победу, но еще более опасаясь крупных военных успехов Украины.