Власти готовят ужесточение законов о доступе детей в интернет. В частности, не исключены запрет на анонимную регистрацию несовершеннолетних в соцсетях, введение административной и уголовной ответственности за кибербуллинг. Основанием для пересмотра законов может стать проведённое Государственным университетом управления по заказу Госдумы масштабное исследование о поведении детей в Сети. Из него стало известно, что 72% подростков смотрят в интернете материалы со сценами насилия и другим неприятным содержанием, 47% получали предложения попробовать наркотики, алкоголь или заработать, распространяя информацию о них, а 28% подвергались преследованиям и угрозам. Депутаты Госдумы заявили "Известиям", что намерены заняться доработкой соответствующих законов "в приоритетном порядке".
Государственная дума получила рекомендации об ужесточении законов о доступе детей в интернет. Их разработали специалисты Государственного университета управления (ГУУ) по итогам проведённого по заказу ГД масштабного исследования о поведении подростков в интернете.
Эксперты полагают, что в России необходимо разработать и принять закон о соцсетях. Регистрацию в них, считают авторы исследования, следует проводить по паспортным данным с указанием подлинного имени и предоставлением документа в электронном виде - в России подростки получают паспорт с 14 лет.
Регистрировать детей, которым меньше 14 лет, смогут только родители ребёнка или его законные представители. Им в электронной форме может быть предложено предоставить согласие на регистрацию ребёнка.
Такие поправки эксперты предлагают добавить в закон "Об информации", а также учесть необходимость защиты персональных данных детей в законе "О персональных данных".
Именно анонимность в соцсетях специалисты ГУУ и сочли одной из основополагающих причин получившего распространение в интернете кибербуллинга.
- У нас нет определения понятию "кибербуллинг" и не определена зона ответственности за это правонарушение, - рассказал "Известиям" проректор Государственного университета управления Александр Троицкий. Этот термин предлагается закрепить и в уставах всех образовательных организаций.
Эксперты предлагают создать суды по киберпреступлениям, в компетенцию которых будут входить дела, связанные с нарушением законодательства в сфере информационных технологий и Сети. Ещё одним нововведением может стать создание во всех субъектах России центров информационной безопасности.
За факты кибербуллинга авторы анализа предлагают наказывать - ввести административную и уголовную ответственность. Абьюзеров-рецидивистов предлагают штрафовать или привлекать к обязательным исправительным работам. В первый раз можно попробовать попросить прощения, если нет серьёзных последствий. Авторы считают возможным ввести в России и новый институт - судебный запрет, чтобы ограничить взаимодействие агрессора с жертвой буллинга.
- Также мы предложили повысить ответственность родителей за воспитание детей, так как на сегодня штрафы минимальные, - рассказал Александр Троицкий.
Сейчас ст. 5.35 КоАП предусматривает штрафы в размере до 500 рублей.
"Необходимо внести изменения в указанную статью и увеличить сумму штрафа за неисполнение родителями или законными представителями своих обязанностей", - говорится в анализе. Важно и пересмотреть квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям и ввести административную ответственность за некачественную работу по оценке контента.
Авторы отчёта предлагают обучать педагогов и родителей правилам безопасности в интернете, а также повсеместно ввести такие уроки в учебные планы школ и колледжей.
- Кибербуллинг набирает обороты, - считает завкафедрой юридической психологии и права Московского государственного психолого-педагогического университета Римма Чиркина. - Но хотелось бы, чтобы к этой проблеме подходили с разных сторон: если вырабатываются санкции и карательные меры, то столько же усилий необходимо направлять на профилактику, работая с детьми, объясняя им, чего делать действительно нельзя, просвещая, воспитывая.
В исследовании Государственного университета управления, которое проводилось по заказу аппарата Госдумы, проанализировано влияние деструктивной информационной среды на детей и подростков. В опросе приняли участие 26,6 тыс. респондентов в возрасте от 6 до 18 лет.
Как выяснилось, 26% детей проводят в интернете более пяти часов в день, 24% - четыре-пять часов, 20% - два-четыре часа в день, 12,5% - менее двух часов. При этом сравнение ответов детей с ответами родителей показало, что взрослые не имеют точного представления, сколько именно времени их дети проводят в Сети. Почти треть родителей (опрошены 29,7 тыс. человек) уверены, что их дети находятся там только два-четыре часа. А 19,3% родителей считают, что их ребёнок "серфит" в интернете менее двух часов.
При этом, например, 4% детей заявили, что родители пытаются контролировать их в интернете, но "они умело скрывают, что смотрят" там.
Большинство детей и подростков (72%) сообщили, что сталкивались с неприятным содержанием на сайтах и в соцсетях. Четверть опрошенных признались, что смотрели сцены насилия и оскорбления, а 7% получали и принимали приглашения на вступление в группы с непонятным содержанием.