ПЛОЩАДЬ КРАСНАЯ ВИДНА
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: ГРИГОРИЙ ТУМАНОВ. GQ
КАК ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР МОСКВЫ СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ МЕНЯЕТ ОБЛИК ГОРОДА
Сергей Кузнецов уже пять лет определяет облик Москвы. Скоро будет сдан один из главных его проектов – парк «Зарядье». GQ изучил, как строился парк и какое место в пищевой цепочке собянинской Москвы отведено главному архитектору.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов окончил МАРХИ, вел собственный бизнес, был партнером в суперуспешном объединении «SPEECH Чобан & Кузнецов», но, говорят, ничего не смыслит в парках.
С холма он смотрит на березовую рощу, за рощей торчат зубцы Кремля. Одно из деревьев вдруг начинает раскачиваться, будто пытается выбраться из земли. Береза немного приподнимается и начинает плыть в сторону главного архитектора. Потом меняет траекторию и плывет куда-то в сторону храма Христа Спасителя, который тоже можно рассмотреть с возвышения, затем разворачивается, будто передумав, и продвигается на метр в сторону высотки на Котельнической – ее тоже отсюда прекрасно видно. Береза подъезжает к основанию холма, и только тогда становится понятно, что ее везет маленький бульдозер.
Стоя тут, Кузнецов осматривает один из ключевых проектов в своей карьере – парк «Зарядье», который откроется осенью, на День города. Это первый парк, построенный в Москве с нуля за последние почти пятьдесят лет, да еще и в самом центре города – напротив Кремля.
Согласно духу российской государственности, проект такого масштаба должен был стать совершенно другим. Но главный архитектор Москвы ничего не понимает в парках – так говорили депутаты, патриотически настроенные эксперты и архитекторы-государственники, объяснявшие, что Кузнецов в своем желании «показать уникальное разнообразие российской природы» делает совсем не то, что нужно. Нужно – «такой имперский парчок», чтобы при входе решетка, как в Александровском саду, памятник князю Владимиру, в конце концов. Иначе какой же это парк стоимостью в десятки миллиардов рублей в самом сердце страны?
Возможно, пришедший пять лет назад на пост главного архитектора города Кузнецов в пищевой цепочке собянинской Москвы и имеет меньший вес, чем те, кто отвечает непосредственно за сносы и стройки, но он точно умеет убеждать и доказывать.
КАК СТРОИЛОСЬ «ЗАРЯДЬЕ»
Изначально никакого парка в историческом центре Москвы и не планировалось. В советские времена здесь хотели установить очередную сталинскую высотку, потом возникла гостиница «Россия». В 2004 году, пока Кузнецов еще работал в своей архитектурной мастерской «С.П.Проект», а город находился в безраздельной стратегической и стилистической власти Юрия Лужкова, решено было избавиться от «России» – на ее месте планировалось построить новый квартал. В конкурсе за право застраивать лакомый кусок победила близкая тогда к городским властям компания «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского. Потом отношения мэра и Чигиринского разладились, девелопера оттеснили от проекта, а позже с поста мэра потеснили и Лужкова. На месте «России» продолжил зиять пустырь.
С замыслом «подарить Зарядье москвичам», а не отдавать его под коммерческую стройку, в январе 2012 года выступил Владимир Путин – в мае ему предстояло вернуться из премьерского кресла в президентское, так что идея разбить парк в центре Москвы возникла как раз вовремя. Вся потенциально коммерческая часть района Зарядье – а она осталась – отошла в другие, более надежные руки. Эти руки принадлежали юристу и бизнесмену Дмитрию Шумкову – человеку, проверенному во всех смыслах. Работал в прокуратуре в Удмуртии, уже в 29 лет ушел в бизнес и быстро нашел влиятельных знакомых и мелькал в одних фотохрониках с первыми лицами. Именно Шумков в 2012 году лично показывал Владимиру Путину комплекс технологического оборудования для Дальневосточного федерального университета и получал из рук Дмитрия Медведева высшую юридическую премию страны «Юрист года». «Но связываться с ним не хотелось – не всегда высокие знакомства партнера гарантируют отсутствие проблем лично для тебя», – говорит один из преуспевающих московских адвокатов, попросивший не называть его имени. Именно компания Шумкова в 2014 году получила право строить гостиницу на Варварке – рядом с «Зарядьем». Это потом, в 2015 году, Шумков повесится на галстуке в своих апартаментах в Сити, а право строить гостиницу перейдет другим людям: сыну известного певца и посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль-оглы, выходцам из семьи Илиевых и Нисановых – владельцев ТЦ «Европейский», а еще Артему Дюмину (брату губернатора Тульской области). Но тогда, в 2012 году, все шло как и полагается при строительстве таких масштабных объектов: градозащитники возмущались сносом исторических объектов, смета стройки продолжала расти. А в своем новом кабинете на Триумфальной площади, 1, продолжал работать назначенный в 2012 году новый главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, возглавляющий авторский коллектив проектировщиков «Зарядья».
С РЫНКА – В ГОССЕКТОР
Предложенная Сергею Кузнецову должность выглядела одновременно привлекательно и пугающе – она явно предполагала большие перемены. На ней он сменил представителя прежней команды – Александра Кузьмина. Новая городская власть четко расставляла приоритеты: стройкомплекс должен выйти из-под контроля предыдущих управленцев, накопившиеся претензии к визуальной составляющей лужковской Москвы должны были остаться в прошлом. Сначала бессменный руководитель городского стройкомплекса Владимир Ресин получил почетное звание советника при Марате Хуснуллине, которого назначали ответственным за стройку (их кабинеты в Департаменте строительства находятся практически через дверь), а вскоре архитектор Кузьмин ушел в отставку, освободив место для преемника.
Сергей Кузнецов искренне любил свою работу в архитектурном бюро, работа отвечала тем же: награды, выступления, проекты, за которые не стыдно. «Работа и жизнь для людей творческих – неразделимые вещи. Ты не можешь сказать, что сегодня до 8 вечера работаю, а потом уже точно не работаю, – так не получается», – рассуждает он. Работать с гением – а Сергея Чобана, известного как минимум башней «Федерация» в Москве и «Домом Бенуа» в Петербурге, именно так и зовут многие коллеги – непросто: это давит на эго. «Один Сергей всегда был просто талантливый администратор и небезынтересный архитектор, второй – действительно гений, причем даже в части акварелей и графики, которые оба так любят», – говорит общий знакомый обоих архитекторов. Чобан, рассказывают свидетели, мог идти по Риму с блокнотом и внезапно остановиться, чтобы сделать наброски фонтана Треви, – через минуту вокруг собирались заглядывающие через плечо восхищенные зеваки. Кузнецов тоже гордится своими работами не меньше и даже выставляется в МАММ.
Акварели, успешный бизнес и интересные проекты, которые ты сам можешь выбирать, – с одной стороны. Возможность формировать облик города, особенности работы госаппарата, гораздо более влиятельные коллеги-чиновники – с другой. Решение, говорят знакомые, далось Кузнецову не так просто, но принять его помогли партнеры: Сергей Чобан и Дмитрий Десятников потратили целый вечер, чтобы объяснить Кузнецову, какие перспективы открываются перед коллегой.
В январе 2012 года, комментируя назначение Сергея Кузнецова, Чобан говорил: «Это очень профессиональный человек, он талантливый архитектор и организатор градостроительных процессов. Можно только порадоваться за Москву, что у нее появился такой молодой и энергичный главный архитектор». Профессор МАРХИ Евгений Асс в беседе с «Интерфаксом» называл Кузнецова «опытным, творческим, креативным, молодым и энергичным», с «хорошей европейской выучкой и отличным европейским вкусом».
Сам Кузнецов на пятом году службы относится к своей должности философски (философией он тоже страстно увлечен): «Я не знал, что окажусь на такой позиции, это стало абсолютной неожиданностью для меня, но я понимаю, что это временная история. Сегодня я главный архитектор, вчера я им не был, и завтра я им тоже не буду». Возможно, это отношение помогает ему избежать головокружения от высокой должности: «Я – человек из совершенно обычной семьи, вырос в совершенно обычной пятиэтажке, которые сейчас попадают в реновацию, стал главным архитектором города...»
СПАЛЬНЫЙ РАЙОН
К средней школе № 329 от вечно пыльного и шумного Рязанского проспекта нужно идти по 4-му Вешняковскому проезду – узкой улице, заставленной машинами. В окрестностях этой школы – техническая постройка (то ли котельная, то ли дворницкая) и семь пожелтевших от времени хрущевок, которые попадают в программу реновации. Большинство их жильцов проголосовало за снос и переезд. Самый высокий уровень плюрализма – в доме 10 по улице Паперника, где несогласных с реновацией оказалось целых 18 %. Где-то между этими пятиэтажками в 1990-е гулял юный фанат «Локомотива», учащийся 329-й школы, легкоатлет и любитель рисования Сергей Кузнецов. Едва ли он тогда догадывался, что одним из кураторов сноса пятиэтажек, между которых он бродит, предстоит стать ему. Все, что он знал тогда: в Кузьминках лучше бы не показываться на велосипеде – дадут в глаз и отберут. И не посмотрят, что ты спортсмен.
Теперь он ходит по эфирам центральных телеканалов, где объясняет, почему реновация – не равно отъем собственности. В прессе переселение москвичей в новое жилье освещалось не лучшим образом, и в итоге сначала на проспект Сахарова, а потом на Тверскую высыпали недовольные. Кузнецов считает, что проблема лишь в неверной подаче и манере пользователей фейсбука вести дискуссию: «Там люди пишут, вообще не задумываясь». Кстати, он относится к соцсетям внимательно и ведет их сам.
В фейсбуке он активно защищает реконструкцию «Лужников» – еще один проект, авторским коллективом которого он руководит. Здесь тоже не обошлось без споров: некоторые коллеги Кузнецова предлагали вообще снести стадион. А теперь на почти готовом поле подстригают идеально прижившийся, не в пример петербургскому, газон. Но кого этим удивишь? «Ты всегда находишься в ситуации, когда все хорошо сделанное и достигнутое тяжелым трудом оценивается как само собой разумеющееся, а мельчайшие недостатки гиперболизируются и выносятся на поверхность», – вздыхает Кузнецов, не страдающий излишней самокритикой. Его философия в том, чтобы всегда нести личную ответственность за то, что тебе поручено. Но в собянинской Москве главный архитектор отвечает не за все.
ВЛИЯТЕЛЬНОСТЬ
Одновременно с назначением Сергея Кузнецова московские власти провернули административную реформу, еще больше урезав полномочия главного архитектора. Фактически Кузнецов на этой должности теперь отвечает только за стратегию архитектурного развития и визуальную составляющую города, а за административно-хозяйственную – совсем другие люди. Историк архитектуры Владимир Паперный говорит, что Кузнецов – и архитектор хороший, и человек достойный, проблема только в самой должности. «Например, роль предыдущего главного архитектора сводилась к перечерчиванию генплана Москвы, когда Лужков отдавал придворным застройщикам кусок Москвы, предназначенный, скажем, для развязки или парка», – объясняет он.
«Проблемы с уродством возводимых зданий при Кузнецове не стало – это его заслуга, видная обывателю. То, что обыватель не видит и в чем никогда не разберется, – более сложные градостроительные вещи: контакты с девелоперами, определение рынка. Они отданы совсем другим людям», – утверждает московский бизнесмен, вхожий в мосправительство. На планерках в мэрии, говорят, между Кузнецовым и представителями стройкомплекса нередко возникают споры, и в отсутствие административных рычагов главный архитектор берет другим – мастерством презентации. Знакомые Кузнецова рассказывают, что тот может убедить мэра в своей позиции по спорному вопросу, за несколько дней проведя большое исследование и составив презентацию в жанре «почему так делать не нужно». «Он лучший клерк среди архитекторов и лучший архитектор среди клерков», – говорит медиаменеджер Демьян Кудрявцев, знакомый с Кузнецовым и Чобаном. Архитектор, пожелавший остаться анонимным, говорит, что Кузнецов все равно воспринимается как свой человек в мосправительстве: «Все-таки он пришел из архитектурного бизнеса, а это уже плюс для Москвы. Он из тех чиновников, которые зарабатывают вес проведенным на должности временем, и он явно его заработает».
Видимо, к моменту определения внешнего облика «Зарядья» административный вес Кузнецов уже имел: вопреки пожеланиям рьяных государственников, в окрестностях Варварки не выросла Аллея воинской славы, а авторитетные архитектурные институции включают парк в список самых ожидаемых проектов. «Мне кажется, Кузнецов – однозначный плюс для города в тех обстоятельствах, которые есть. Он может убеждать в том, как нужно сделать, чтобы было красиво, он гораздо меньше привязан к старой школе, чем его предшественники», – говорит Игорь Садреев, который регулярно общался с Кузнецовым, пока возглавлял городской портал The Village.
«ЗАРЯДЬЕ»
Кузнецов помогал проекту как мог, но, говорит Владимир Паперный, не он один: Петр Кудрявцев из бюро Citymakers активно отстаивал идею «Зарядья», предложенную DS+R (архбюро Diller Scofidio + Renfro разработало концепцию парка. – Прим. GQ). Работы DS+R – шедевры, но с «Зарядьем», объясняет он, оказалось сложнее: «Они не знают Москвы, как происходит принятие архитектурно-строительных решений и еще много чего про современную Россию». По замыслу заказчика, «Зарядье» – имперский парк, по замыслу проектировщика – космополитичный. Сейчас «Зарядье» ближе к таким футуристичным паркам, как cингапурский Gardens by the Bay. Но чем он окажется спустя годы – неизвестно. Если искать двусмысленность в «Зарядье», то ее легко найти, нужно просто учитывать контекст, в котором существует парк, по задумке авторов, рассказывающий «о другой» России. Рядом, на Васильевском спуске, празднуют присоединение Крыма, на Большой Каменный мост уже два года несут цветы. Главный архитектор капитализма Альберт Кан, вспоминает Паперный, с 1929 по 1932 год построил в СССР 500 заводов, но они получились социалистическими.
Сергей Кузнецов стоит на холме в «Зарядье». Мимо проезжает очередная березка. Главный архитектор Москвы доволен. Он смотрит на городской театр.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.