Перекресток Куприна и Ивана Ткаченко в Донецке — оживленное место, троллейбусный и автобусный маршруты, кольцо трамвая №3. Артобстрел начался 22 января в 8.30 утра — местный час пик, люди ехали на работу. По словам представителя внутренних войск ДНР, осматривавшего место, огонь велся 120-мм снарядами из гаубиц Д-30 (дальность полета 12 километров). Свидетели говорят, снарядов было четыре. Первый упал на проезжую часть Куприна, когда к остановке подошел троллейбус.
— Людей убило сидящими. Они так и сидели. Ближе к нам женщина на перекрестке лежала, пуховик посеченный. Подальше — еще одна девушка. Напротив троллейбуса «Логан» загорелся сразу, просто вспыхнул, человек изнутри не вылезал, и никто подойти не мог, так горело, — говорит Павел, разнорабочий магазина «Аппетит».
— Девушку без руки в «скорую» сажали, она упиралась, — дополняет продавщица. — На остановке всех разорвало.
На месте погибли 8 человек. Пятеро умерли по дороге в больницу, позже — еще двое. Всего — 15 человек.
В магазине, как и во всем доме 42 по Куприна, выбило стекла, в стены воткнулись осколки. На кольце застыл трамвай — инерцией взрыва его прокатило по рельсам, стекла задней части выдавлены наружу — вероятно, выбирались пассажиры. Елки в небольшом сквере с золотистым памятником Ленину посекло, пахнет хвоей.
Ленинский район, который пересекает улица Куприна, — относительно спокойный, он на другом конце города от аэропорта, где идут основные бои. Однако вчера в 9.30, уже после троллейбуса, по Ленинскому району был произведен артудар (погибших нет).
Активные артобстрелы города ведутся с субботы, больше всего пострадали Киевский и Куйбышевский районы, примыкающие к аэропорту. Вдоль Киевского проспекта побит почти каждый дом, общественный транспорт доходит лишь до железнодорожного вокзала. Некоторые кварталы обесточены, нет газа и воды. 20 января на Киевском проспекте снаряд попал в маршрутку, погиб один человек.
Вскоре после обстрела ополченцы сообщили о том, что в Макеевке поймали грузовик с диверсантами. Всего их было 9 человек, шестерых убили в перестрелке, троих задержали. В машине был обнаружен миномет. Из этого следует, что из данной машины по остановке не стреляли: на месте происшествия мы нашли осколок медного уплотнительного кольца от артиллерийского снаряда. «У мин такого кольца нет, — пояснили мне. — Если задержанные и имели отношение к обстрелу, то только в качестве корректировщиков».
По всему городу и в окрестностях теперь идет поиск диверсионных групп.
«Это отработанная технология, — рассказывает мне специалист. — Идут два грузовика — к одному прицеплена артиллерийская установка, следом — другой, с боеприпасами. Отработают — и меняют позицию, потому что знают: скоро прилетит обратка».
Местные гадают, что является целью украинской армии. В полукилометре от трамвайного кольца на Куприна находится штаб батальона «Оплот». Другая возможная цель — завод горнодобывающего оборудования — неподалеку от него лег второй снаряд (стекла выбиты, но пострадавших нет). Также могли бить по Донецкому металлургическому заводу.
Утром 22 января на улице Куприна прохожие не дожидались «скорых» — тормозили машины, отправляли раненых в ближайшую — шестую — больницу.
«Около десятка всего, на кушетки клали их. Тяжелым вкалывали противошоковое, обезболивающее, обрабатывали, отправляли дальше. Пятеро очень тяжелых, две девочки молодые, одна без руки, другая без ноги. Та, которая без ноги, — ей 23, была на остановке с сыном годовалым. Говорит мне: «Я так жить хочу. Спасите меня, у меня ребенок», — говорит фельдшер Светлана Викторовна и начинает плакать. — Осколочных нетяжелых просто обрабатывали, отпускали. Мы рабочий район, к нам в больницу заводские ходят, мы не экстренная хирургия. Вчера привезли 78-летнего рыбака — ногу осколком прострелило ему. Все было в крови, и сегодня кровь оттирали».
В областную травматологическую больницу (ОТБ) из Ленинского района госпитализировали восьмерых. «Все тяжелейшие. Перемирия не было никакого, но как ополченцы взяли аэропорт (по словам бойцов, участвовавших в штурме, аэропорт окончательно находится под контролем ДНР с 16 января. — Е.К.), украинцы бьют без прицела по городу. В день доставляют несколько десятков осколочных», — говорит фельдшер.
Подвозят все новых и новых раненых. Из поселка Спартак — ближайшего к аэропорту, доставляют десять ополченцев, из Петровского района — немолодую пару мирных жителей, Зухру и Валерия. Валерий без сознания, через повязку на голове проступает кровь. Спина Зухры посечена осколками, женщина лежит ничком на каталке, укрытая курткой. Объясняет стоящей рядом родственнице: «Кирпичами завалило, я его откапывала». Они находились в подвале частного дома, когда снаряд влетел в окно.
Дежурный хирург командует: спустить каталки со всей больницы в приемное. Медсестры режут бинты, фельдшер уговаривает: «Все замечательно будет».
В шоковом и в реанимации ОТБ мест уже нет, раненых начинают переправлять в другие больницы Донецка.
Донецк