Китай традиционно огорчает наблюдателей, особенно западных экспертов. Фабрика массмаркета никак не должна была запускать людей в космос и строить авианосцы. Запуганное авторитаризмом население без доступа к американским соцсетям обязана повторять Тяньаньмэнь под каждый съезд Компартии. Разжиревшие коррупционеры среди партийной элиты КПК не могут допустить разрыва экономики с американским долларом. Есть еще масса представлений об уязвимостях Китайской Народной Республики, проявления которых на Западе ждут примерно с тем же вечным нетерпением, с которым в России ежегодно готовятся к обрушению экономики США.
Альтернативный западному лагерь буквально требует от Китая твердой поступи лидера, сурового оскала в ответ на технологический шантаж Вашингтона, новой мировой идеологии с мудростью тысяч имперских лет и опытом построения социализма китайского формата. Вместе с этим было бы также неплохо получить от Пекина и свежую экономическую модель на смену загнивающему капитализму. В общем, ожидают китайского мессианства, каким ранее осветили мир советская и американская идейные системы.
Но китайские коммунисты не торопятся прояснять ситуацию, скрывая стратегии и планы за витиеватыми многозначительными формулировками в каждой черточке своих неоднозначных иероглифов. Далее на помощь приходит следующая серия штампов. Боятся связываться с американцами? Множат ядерный арсенал? Ждут трупов проплывающих врагов? Растеряны и подавлены? Лишены опыта геополитических баталий?
Как объяснить, что по всем статьям почти первая империя мира отказывается вести себя по-имперски, что в декларациях, что по факту? Что замышляет этот Китай, пока глобальные державы схлестнулись в очередной схватке за инициативу и влияние?
От XX съезда КПК в очередной раз ждали хотя бы намеков на то, как Пекин планирует справляться с внутренними и внешними вызовами. Тем более что Си Цзиньпин, казалось, окончательно расчистил партийную конкуренцию и на ближайшие годы утвердился как безальтернативный лидер КНР, то есть получил больше свободы для определения курса.
Пока мы считываем лишь атмосферу съезда и выступлений: она взволнованная, проблемная, возможно, где-то мрачная. Страна адаптируется и приспосабливается к современным вызовам. Наверное, более сильных формулировок мы дождемся уже весной — как это принято, на первом Пленуме ЦК КПК.
Но ждать от Китая готовых рецептов для разваливающейся системы глобальных отношений все же не стоит. По многим причинам, но мы отметим две. Во-первых, нынешняя модель китайского государства есть плоть от плоти двух уходящих в прошлое экономических и политических платформ XX века. КНР не создает новую, республика по-прежнему пытается взять все лучшее от социалистических догматов справедливого общества, экономических выгод глобального рынка и международных институтов права и дипломатии. Возможно, этот гибрид нежизнеспособен, но в планах Китая на ближайшие тридцать лет — провести этот эксперимент.
Во-вторых, прежде чем увидеть в Пекине нового мессию, его уже успели маркировать как нового мирового доминатора, безжалостного и непредсказуемого. Особенно ярко это прочувствовали страны Тихоокеанского региона на фоне многочисленных территориальных споров и закредитованные участники проекта Пояса и Пути. Теперь в любой инициативе Пекина пугливо усматривают коварный план завоевания пространства, а не укрепления сотрудничества.
Сам же Китай не готов ни доминировать, ни проповедовать. В его заявленной концепции «сообщества судьбы человечества» заложена туманная, но в целом понятная идея взаимосвязанности всех стран на основе коллективного решения общих проблем. Возможно, что-то типа ООН, только без блоковой борьбы, поляризации и нечестной конкуренции.
Слишком утопично для современного мира, но КНР никуда не спешит, предлагая поддерживать равноправные международные отношения тем странам, которые к этому готовы, корректируя свои инициативы там, где они пугают партнеров.
Кажется парадоксальным, но могущественный и «страшный» Китай не стремится сегодня выступить медиатором и собирателем лагеря, альтернативного американскому. Тогда как Россия как будто создана для такой роли в сложившихся условиях с учетом своего исторического и мировоззренческого позиционирования.