В Госсовете предложили реформировать механизм субсидирования проезда на воздушном и железнодорожном транспорте, который распространяется на все категории граждан. В частности, Минтранс попросили рассмотреть вариант сохранения льгот только для социально незащищённых слоев населения. Правительству рекомендовано увеличить финансирование региональных авиаперевозок, поскольку они более востребованы. По словам информированного источника, речь может идти о перераспределении бюджетных средств с железнодорожного транспорта на авиацию. Переход к адресной поддержке - эффективная и давно назревшая мера, которая позволит улучшить экономику пассажирских перевозок и одновременно повысить качество финансовой поддержки населения, считают эксперты.
В транспортной комиссии Госсовета предложили реформировать действующий механизм субсидирования проезда на авиа- и ж/д транспорте, который сегодня распространяется на все категории граждан. Это следует из протокола совещания, состоявшегося 26 августа. С документом ознакомились "Известия", его подлинность подтвердили три источника в отрасли. В частности, госкомиссия попросила Минтранс рассмотреть возможность сохранения субсидирования из госбюджета передвижения на самолётах и в поездах только для социально незащищённых слоев населения.
Ведомству также необходимо обосновать целесообразность сохранения механизмов соцподдержки всех граждан в виде дотаций на проезд авиа- и ж/д транспортом. В Минтрансе сказали "Известиям", что протокол поступил в ведомство и сейчас ведётся выработка консолидированной позиции, которая будет представлена комиссии Госсовета в установленном порядке.
Транспортная комиссия Госсовета в связи с высокой востребованностью программы субсидирования межрегиональных авиаперевозок предложила кабмину увеличить объём федеральной части финансирования, продолжать работу по расширению перечня дотируемых маршрутов в труднодоступные населённые пункты и субсидировать их до трёх лет. Также правительству стоит разработать механизм субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок с привлечением средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, прежде всего входящих в состав Дальневосточного федерального округа, указано в протоколе.
В кабмине на запрос "Известий" на момент публикации не ответили.
Сегодня для всех категорий граждан на авиа- и ж/д транспорте действует две программы субсидирования. В частности, дотируются межрегиональные перелёты в рамках постановления правительства № 1242. В 2021-м из федерального бюджета выделено 7,72 млрд рублей на субсидирование 266 маршрутов, ещё около 6,7 млрд - из региональных бюджетов. В 2022-2023 годах на это предусмотрено по 9,3 млрд рублей бюджетных ассигнований, следует из закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022и 2023 годов". Цель этих субсидий - развитие региональных и межрегиональных маршрутов не через Москву, которые без господдержки в основном нерентабельны, сообщили "Известиям" в пресс-службе Счётной палаты (СП).
- Но эти авиаперевозки необходимы для населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Зачастую это безальтернативные маршруты в труднодоступные и удалённые районы страны. Возможность воспользоваться этой субсидией, безусловно, должен иметь каждый местный житель, - добавили там.
О целесообразности модернизации механизма субсидирования региональных авиамаршрутов недавно заявлял президент Владимир Путин в рамках выступления на ВЭФ, напомнили в СП. Глава государства подчеркнул, что для обеспечения связанности территории и свободного передвижения граждан льготные билеты должны быть доступны жителям всех дальневосточных регионов в течение всего календарного года.
Тарифы на железнодорожном транспорте в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования регулирует ФАС. Для всех граждан билеты стоят ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть компенсирует государство по постановлению правительства № 207. На 2021, 2022 и 2023 годы на это предусмотрено по 8,23 млрд рублей, ещё по 907 млн рублей - субсидии на перевозку пассажиров между Калининградской областью и другими регионами РФ. Госрегулирование тарифов на ж/д транспорте позволяет сдерживать цены монополистов, указали в СП.
Другие программы субсидирования распространяются на льготные категории граждан: семьи с детьми, пенсионеров, инвалидов, многодетные семьи, граждан младше 23 лет, жителей ДФО, школьников старше 10 лет. Дотируется также бесплатный проезд в поездах для детей до пяти лет, героев СССР и РФ, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и их помощников и др.
Как сообщил "Известиям" информированный источник в отрасли, на заседании транспортной комиссии Госсовета обсуждался вопрос прекращения субсидирования проезда в плацкартных и общих вагонах дальнего следования для всех категорий граждан и сохранения его только для социально незащищённых слоев населения. Также предложено перераспределить бюджетные средства с ж/д на авиатранспорт, где субсидии для всех категорий граждан предполагается сохранить.
По его словам, сейчас дотируются авиа- и ж/д перевозки на одних и тех же маршрутах, при этом субсидии на поезда на направлениях определённой дальности становятся менее эффективными по сравнению с перелётами.
О том, что сплошное субсидирование пассажирских ж/д перевозок по России целесообразно заменить адресной поддержкой для тех, кто в этом нуждается, говорил 26 августа помощник президента Игорь Левитин. Под его руководством прошло заседание транспортной комиссии Госсовета в этот же день, сообщалось на сайте Кремля.
- Люди пересаживаются с железной дороги на воздушный транспорт, при том что мы помогаем ехать на железнодорожном транспорте из федерального бюджета. Мне кажется, что надо <...> на железной дороге отменить сплошную поддержку, а поддерживать только тех, кто в этом нуждается, - сказал Игорь Левитин.
Целесообразность внедрения механизма субсидирования перевозок льготных категорий граждан на ж/д транспорте, то есть через господдержку пассажиров без дотирования компаний, обсуждается уже давно, сообщили в СП. Там отметили, что есть много сопутствующих вопросов, но давать оценку эффективности механизма можно только после того, как он заработает.
В ФАС и ФПК на запрос "Известий" не ответили.
В администрации Курской области сказали "Известиям", что считают необходимым продолжить применение механизмов соцподдержки всех граждан в виде дотируемой перевозки в поездах и на самолётах, что позволит гораздо большему числу жителей страны воспользоваться услугами ж/д и авиатранспорта в турпоездках по стране, поездках на отдых и в оздоровительных целях.
Правительство Чукотки поддерживает инициативу транспортной комиссии Госсовета в части сохранения субсидирования из федерального бюджета воздушных перевозок для льготных категорий граждан на маршрутах из Анадыря и Певека в Москву, сказали "Известиям" в департаменте промышленной политики региона. Там добавили, что авиация - единственный круглогодичный безальтернативный вид транспорта для жителей Чукотки, обеспечивающий перевозку пассажиров и грузов как внутри округа, так и за его пределами.
Переход к адресному субсидированию - эффективная и давно назревшая мера, которая позволит улучшить экономику пассажирских перевозок и одновременно повысить качество финансовой поддержки населения, полагает гендиректор компании "INFOllne - Аналитика" Михаил Бурмистров. По его словам, при перераспределении дотаций между видами транспорта критически важно руководствоваться принципом максимизации отдачи на каждый рубль предоставленных бюджетных субсидий.
- Не вполне логичным выглядит перераспределение средств от железной дороги в пользу авиатранспорта без объективных экономических предпосылок и расчётов, - считает эксперт. - Целесообразно было бы формировать единый бюджет на поддержку транспортной доступности социально незащищённых слоев населения, за который могли бы конкурировать РЖД и авиакомпании, предлагая оптимальные с точки зрения цены и удобные для пассажиров решения.
В случае прекращения сплошного субсидирования цены на железнодорожные перевозки в плацкартных и общих вагонах в поездах дальнего следования могут вырасти на 10-15%, спрогнозировала старший аналитик информационно-аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова. При этом, по её словам, качество услуг станет лучше.
ПЕРЕХОД К АДРЕСНОМУ СУБСИДИРОВАНИЮ-ЭФФЕКТИВ-НАЯ И ДАВНО НАЗРЕВШАЯ МЕРА, КОТОРАЯ УЛУЧШИТ ЭКОНОМИКУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И ОДНОВРЕМЕННО ПОВЫСИТ КАЧЕСТВО ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ