Ушедший год был непростым как для всех мирян, так и для Русской православной церкви. Почти каждый пятый клирик Московской городской епархии переболел коронавирусной инфекцией, были и горькие утраты. Но, помимо этого, церковь понесла от пандемии и нематериальные потери, а начало 2021 года ознаменовалось скандалами, связанными в том числе с именем схиигумена Сергия. В происходящем разбирался корреспондет «ВМ».
Уходящий год был богат на события в жизни Русской православной церкви, показав как ее сильные стороны, так и вскрыв существующие в ее недрах серьезные проблемы.
Пандемия, спровоцированный ею вынужденный режим ограничений, из-за которого были отменены многие массовые мероприятия, коснулся, конечно, и церкви. Так, до последнего момента никто не верил, что Пасха в 2020 году может проходить при пустых храмах. По крайней мере, в прямой трансляции из храма Христа Спасителя вся страна видела, что патриарх Кирилл служил только с духовенством, без прихожан. Медики говорят, что опасность коронавируса прежде всего в том, что у заболевшего человека обостряются все ранее существовавшие хвори и недуги, имеющиеся хронические болезни. Те, кто страдал болезнями сердца, внутренних органов, диабетом, рисковали больше, чем те, у кого этих заболеваний нет. Церковь же — организм живой. Соответственно, эпидемия и в нем выявила определенные болевые точки и недостатки. Очевидно, они существовали и раньше, но под воздействием настоящих вызовов, а не мнимых угроз, все проявилось и стало явным. Так, например, священство и миряне ко всем событиям, связанным с эпидемией, отнеслись неоднозначно и далеко не единодушно. Явление, названное ковид-диссидентством, нашло в церкви немало сторонников.
Маскоборчество
Священник Андрей Ткачев — одна из самых популярных медийных фигур Русской православной церкви — как обычно, выступил в присущей ему эпатажной манере: он появился на службе в изолирующем приборе со словами: «Если все валяют дурака, то почему мне нельзя?» Да, распоряжения патриархии о соблюдении санитарных норм в церкви были встречены, скажем так, не без вопросов. Даже среди священноначалия нашлись те, кому ношение масок показалось несовместимым с верой. Один из ярких примеров этому — саратовский митрополит Лонгин (Корчагин), который остро воспринял и необходимость нахождения в храме в масках, и призывы к ограничению присутствия в храмах вообще. «Многие вопросы можно было бы решить, найти какие-то способы и договориться — по пять человек в храм пускать, по десять… Было бы желание. Понимаете, в ситуации, когда открыты магазины, рынки, аптеки, работает транспорт, закрывать храмы… Я извиняюсь, алкомаркеты открыты, но закрыты храмы! Прежде всего это очень оскорбительно для человека, для которого вера — это не просто некое увлечение. Для нас, верующих людей, Церковь — это основа жизни. Именно поэтому мученики шли на смерть за свою веру и за возможность открыто исповедовать Христа», — заявил он, комментируя ситуацию с ограничениями. При этом еще до Пасхи владыка Лонгин высказывался и более остро, даже был оштрафован за появление в публичном месте без маски. Санкций со стороны высшего церковного начальства не последовало, хотя решением синода от 25 августа 2020 года Лонгин был переведен из Саратова и назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским.
Возмутители спокойствия
Скандально известный схиигумен Сергий (Романов), устроивший обиталище в Среднеуральском монастыре, что на территории Екатеринбургской митрополии, был взят под стражу. Бойцы ОМОН Росгвардии взяли обитель штурмом... Несмотря на многочисленные призывы в социальных сетях сторонников Сергия прийти на защиту, практически никто этого не сделал, так что задержание схиигумена прошло гладко. Вслед за этим в соцсетях появилось письменное обращение к президенту России сторонников лжепастыря, среди которых «засветились» и заслуженный мастер спорта России по хоккею Павел Дацюк, и основатель команды КВН «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов, и заслуженная артистка Мария Шукшина. Они просили президента разобраться в ситуации. Пикантности добавлял факт, что Сергий в своих проповедях не раз призывал президента уйти и говорил в его адрес обидные слова. В итоге задержанный лжепастырь был отправлен в московский СИЗО. Ему предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 110.1 (склонение к совершению самоубийства), ч. 3 ст. 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и ст. 330 (самоуправство) УК РФ. Вскоре поступили сообщения, что Сергий начал голодовку, правда быстро прекратил. Еще один «несогласный» с официальной церковью — схиархимандрит Иоанникий, устроивший себе общину в Чихачеве Кинешемской епархии, также не спешит подчиняться приказам духовных властей. По многим свидетельствам, люди в этой общине живут в тяжелых условиях. Кинешемская епархия во второй половине декабря 2020 года направила в адрес мятежного схиархимандрита открытое письмо. В нем, в частности, говорится: «Те, кого вы называете братьями и сестрами «Никольского монастыря», который канонически не существует, живут в рабских условиях, трудятся бесплатно на ваших хозяйствах, о чем поступало и доныне поступает множество жалоб. Вы внесли разлад во множество семей, заставляя попавших под ваше влияние людей оставлять родных под вымышленными предлогами». Оказалось, что в личной собственности старца находится 54,4 гектара земли, что, по мнению епархии, никак не может согласовываться со статусом монаха. Сам Иоанникий, что следует из письма, проявлял строптивость и раньше. Еще в 2002 году было направлено письмо, где указывалось, что в селе Чихачеве нет никакого монастыря. Тем не менее Иоанникий на протяжении долгих лет внушал паломникам, что возглавляет некий «Никольский скит», «Никольский монастырь», или «Никольскую обитель». «В личном деле есть копия письма архиепископа Амвросия, направленного Вам 15 января 2003 года, в котором он вопрошает вас о совершенном Вами самовольном постриге. Вы же не остановились, продолжили постригать в монашество людей, невзирая ни на их семейное положение, ни на духовное устроение», — сказано в письме.
Единства нет, а оно нужно
Тем не менее поток паломников в Чихачево довольно велик. Как и к Сергию (Романову), так и к Иоанникию (Ефименко) приезжали многочисленные паломники со всей страны. — В большинстве случаев это пожилые женщины, как принято говорить, «трудной судьбы», пережившие неудачное замужество, развод, воспитывавшие ребенка в одиночестве, те, кто имел мужей-алкоголиков, сыновей-наркоманов... Из-за тяжести жизненных проблем они ищут хоть какого-то успокоения в вере, а точнее — в специфическом религиозном мистицизме, который связан с почитанием отдельных живых старцев, предметов, связанных с ними, и прочим. Это похоже на детскую наивную веру в Деда Мороза. Женщины эти готовы отдавать последние копейки из своих и так небольших доходов, причем совершенно добровольно: достаточно нескольких ободряющих слов или брошенной вскользь улыбки старца, поскольку в своей жизни паломницы не избалованы даже такими знаками внимания. В среде таких же, как они, их собственная экзальтация как бы гальванизируется, усиливается. Многие из них постоянно ездят к старцу, а потом рассказывают об этом другим. Так поток людской в Чихачево или к Сергию не прерывается, — поделился с «ВМ» практикующий психотерапевт Виталий Колодинский. Несмотря на очевидную со стороны пагубность деятельности лжепастырей Сергия и Иоанникия, как выяснилось, правильного священнического посвящения над ними нет, вопрос с ними решается достаточно долго. Извержению из сана Сергия предшествовала многомесячная переписка с ним и неоднократные приглашения явиться на заседания церковного суда, которые им были проигнорированы. Вероятно, столь же неторопливого процесса стоит ждать и в случае с Иоанникием. Следует добавить, что даже официальное признание Сергия лжепастырем отнюдь не снизило к нему доверия: в монастырь по-прежнему идет поток паломников, считающих себя православными и обозначающих принадлежность к Русской православной церкви Московского патриархата, при этом демонстративно игнорирующих распоряжения священноначалия. Извержение протодиакона Наконец, под занавес уходящего года был лишен духовного сана заштатный протодиакон Андрей Кураев — один из самых заметных православных медиадеятелей. «Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь. В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности обвинениях Русской православной церкви в «организации раскола», — сказано в решении епархиального суда Москвы. Сам отец Андрей на заседание церковного суда не явился, а по итогам разбирательства опубликовал несколько пространных постов, которые по сути представляют собой апелляцию. Формально таковая и была подана 12 января, о чем Кураев сообщил на своей странице в ЖЖ. На момент публикации данного материала информации о рассмотрении апелляции еще не было. Но сам Андрей Кураев не прекратил публикаций в присущей ему провокативной манере...