Виртуальный и реальный миры уже соединились воедино и прекрасно существуют вместе. Правда, пока только в игре с так называемой дополненной реальностью. Но зато эта самая игра за считаные дни охватила мир! Миллионы людей ходят по своему городу, глядя на мир исключительно через экран своего смартфона. Именно там, в этом полуреальном мире телефона, на улицах появляются милые мультяшные существа — покемоны. Их нужно поймать и обезвредить. Живут они везде: притаились у Вечного огня, спрятались за Мавзолеем, уютно устроились в музеях и под пролетами мостов. Везде, где только можно. И вот уже пресс-секретарю президента на полном серьезе задают вопрос: есть ли покемоны в Кремле? И он вполне официально отвечает. Что это: хроники массового безумия или новая реальность, населенная монстрами?
Официально игра пока недоступна российским пользователям. Но это вообще никого не останавливает: скачать ее не составляет особого труда, достаточно только завести липовую интернет-прописку в США или Австралии.
Активным игроком может стать только тот, кто много двигается. По замыслу создателей юзер должен проходить не меньше 10 километров в день, только тогда у него появится шанс завести как можно больше покемонов. Эти существа откладывают яйца, то есть размножаются, и сражаются с другими покемонами, населяющими смартфоны других игроков. Но не просто где попало, а в определенных местах — на так называемых покестопах. А на каких именно, определяет игра — на воде, на проезжей части или на кладбище. Произойти это может в самых неожиданных местах.
С одной стороны, это хорошо: люди будут более активно ходить по улицам, а не сидеть дома у компьютера. Но с другой — глядя на экран телефона, можно легко угодить под колеса или свалиться в яму. За границей уже известны случаи получения серьезных травм среди любителей ловить покемонов. А дети?! Куда они могут забрести в поисках «зеленых, красных, синих человечков», вообще одному Богу известно! Правда, большинство школьников сейчас проводят время в лагерях, где мобильники у всех в обязательном порядке отбирают и доступ в Интернет перекрыт. Но скоро осень, и все вернутся в города…
— К сожалению, дети гораздо быстрее взрослых заражаются игроманией, — предупреждает руководитель центра кризисной психологии Михаил Хасьминский. — Это страшно, потому что для ребенка виртуальный мир становится реальным. Недавно в детском лагере под Новосибирском наблюдал такую картину. Мальчик вел себя абсолютно так, как в компьютерной игре, — агрессивно лез в драку по любому поводу. И каково же было его удивление, когда он впервые получил сдачу. Для него был шок, что это больно, ведь ударить в ответ компьютер не может! Родители должны жестко контролировать жизнь своего ребенка в Сети. Во многих странах уже появляются необходимые для этого инструменты (разработанные госорганами программы и стандарты). В современном мире Интернет опаснее реальности: там все можно, нет полиции и не работают законы.
Психолог отмечает, что подвержены чуме XXI века — так уже называют игроманию — и взрослые.
— Технологии все усложняются и усложняются, становятся все более привлекательными. Там, в игре, проще получить желаемое, там не надо общаться с реальными людьми и выстраивать какие-либо отношения — все просто и понятно. Если случаи, когда люди — взрослые и образованные — забывают, что надо есть, мыться, выходить на улицу… Абсолютно девиантное поведение, сродни алкоголизму или наркомании. Уместно сравнивать жизнь в виртуальном мире с состоянием анабиоза или летаргического сна…
Судя по тому, что вопросы о том, живут ли покемоны в Кремле и как к этому относится президент, задают на мероприятиях самого высокого ранга, психолог прав и в отношении подверженности игромании образованных взрослых. И хотя пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заверил, что искать героев игры в Кремле нет смысла, а лучше погулять по только что разбитому там парку, мы все же рискнули. Корреспонденты «МК» отправились на Красную площадь искать мультяшных героев, тут же обнаружив их у стен Кремля — и не одного! Сидят они и у Вечного огня, и на Большом Каменном мосту (который в народе уже прозвали «Немцов мост»), и у мемориала павшим воинам на Поклонной горе. Есть покемоны и на Пушкинской площади, и на Ваганьковском кладбище — живут прямо на могильных венках и надгробиях. А несколько дней назад игроков со скандалом выгнали из музея «Освенцим» в Польше: там образовался тот самый покестоп — место, где можно сильно пополнить ряды своих карманных монстров и организовать виртуальную битву покемонов…
У нас в России пока скандальных прецедентов не было. Но процесс, похоже, уже не остановить.
— Игры с дополненной реальностью — это даже не будущее, а уже настоящее! — весело сообщает руководитель Лиги безопасного Интернета Никита Медведев. — Происходят и сдвиги в сознании общества в сторону принятия такого порядка вещей. Киберспорт уже стал считаться официальным видом состязаний. Многие сравнивают виртуальные игры с шахматами, ведь там тоже надо использовать логику и сообразительность. А с помощью виртуального шлема вовлеченность в процесс игры (или просмотр фильма) становится в разы сильнее: даже вестибулярный аппарат человека моментально адаптируется под компьютерную реальность. Этого не надо опасаться или как-то запрещать. Просто надо адекватно реагировать и разъяснять людям правила безопасности.
АНЕКДОТ ДНЯ
В мире инноваций: сколковские ученые выяснили, что для ловли покемонов смартфон можно заменить тремя бутылками водки.