Этим летом на треть сократилось число россиян, планирующих отдохнуть за рубежом. Несмотря на то, что стоимость перелета по ряду направлений осталась невысокой, проживание бьет по карману из-за курса валют. Однако у наших туристов появилась возможность не только окупить путешествие, но и заработать, отдыхая в другой стране.
В России в этом году активно развиваются сервисы в Интернете для заказов иностранных товаров через посредников-путешественников. В таких сервисах уже зарегистрированы десятки тысяч человек и доля россиян в общей картине более 30 процентов.
Схема работы максимально проста: покупатель оставляет на сайте заявку на товар, который хочет заказать, и назначает вознаграждение за его доставку. Путешественник, собираясь ехать за рубеж, выбирает товары, которые он готов найти, купить и доставить соотечественнику.
Заказчики и туристы общаются напрямую. Перед тем, как подтвердить заказ, они могут познакомиться и оговорить условия в личной переписке. Таким образом, сервис работает по принципу "от пользователя к пользователю". После того, как участники сделки договорятся о вознаграждении и сроках доставки, на банковской карте заказчика замораживается общая сумма заказа. После подтверждения доставки деньги автоматически перечисляются путешественнику.
Заказчик экономит личное время. Ему не нужно ломать голову, как поскорее добраться, например, до Марокко, чтобы купить специи на местном рынке.
Сейчас наиболее востребованные заграничные товары у россиян - новинки гаджетов, которые еще недоступны для покупки в России (дроны, квардрокоптеры, фитнес-браслеты). На втором месте популярные марки кроссовок. На третьем - еда, в том числе санкционные продукты (вино, различные сыры, шоколад и хамон). Также очень популярны детские товары и витамины. Средняя стоимость заказа составляет 200-250 долларов.
Основной поток идет из городов-миллионников: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга. Регулярно к интернет-сервисам присоединяются пользователи из новых регионов, и география расширяется, так же как и список заказываемых товаров. Порой покупатели просят привезти им продукты, которых нет в их стране: так, например, как-то путешественник доставлял бородинский хлеб из России в Таиланд. Бывают и более красивые заказы, например, есть история про заказ песка с пляжа на острове Бора-Бора, где заказчик сделал предложение своей возлюбленной. Песок был подарен девушке на годовщину свадьбы, что невероятно романтично.
Таким образом, сервисы для путешествий и покупок - не просто "служба доставки", это целое сообщество, которое любит путешествовать, получать и дарить впечатления.
Сейчас для россиян доступны уже несколько таких международных сервисов: Airfrov (сервис из Сингапура), Grabr - площадки для размещения заказов на товары по всему миру, Passenger.me - работает в основном с заказами из США. Участвовать в системе может любой человек, имеющий банковскую карту.
Конечно, первый вопрос, который возникает, сколько можно взять заказов и пропустят ли все это на таможне. "На сайте есть специальное пользовательское соглашение, которое регулирует перевозки по воздуху. Ограничения по объемам и количеству устанавливает страна ввоза-вывоза товара, и лично мы постоянно консультируем путешественников по количеству заказов и возможным ограничениям на таможне", - рассказала соосновательница одного из порталов Дарья Ребенок.
Но перед тем, как дать согласие на покупку заказов, путешественнику все-таки стоит внимательно изучить правила ввоза-вывоза товаров в ту или иную страну, чтобы на момент переговоров с заказчиком можно было учесть возможные ограничения, вероятные налоги и дополнительные оплаты. "Помимо этого есть список запрещенных товаров. Туда входит, например, оружие. И каждый заказ проверяется на предмет законности к ввозу. Все запрещенные товары сразу же убираются из системы, и об этом оповещаются покупатели, разместившие заказ", - отметила Дарья Ребенок.
За целостность товара непосредственно при доставке отвечает путешественник. Если же товар во время транспортировки был поврежден или потерян, сервис возвращает все деньги на карту заказчику. Если товар поврежден не по вине путешественника и тому есть доказательства, то деньги возвращаются и путешественнику. Бывалые путешественники советуют брать заказы в ручную кладь, а не сдавать в багаж, если это возможно.
Если правильно использовать возможности таких сервисов, то можно получить большие возможности для поездок. Некоторые из них позволяют путешествовать практически бесплатно. Например, цена билетов в Берлин примерно 300 долларов, что равно десяти заказам с вознаграждением 30 долларов. То есть, взяв эти 10 заказов, путешественник может окупить расходы на билет. Плюс к этому сервис помогает узнавать страну назначения изнутри. Иногда, чтобы найти необходимый заказ, приходится пройти настоящий квест, познакомиться с местными жителями, увидеть страну, что называется, по-настоящему.
Популярность сервиса по доставке зарубежных товаров через путешественников в России обусловлена тем, что у нас покупка импортных товаров обходится втрое дороже за счет накруток ретейлеров. Большинство интересных товаров вообще не представлено: различные лимитированные коллекции, товары, которые продаются локально и не экспортируются. Да и нередко стоимость доставки в западных интернет-магазинах оказывается слишком высокой.
За и против
По мнению одних экспертов "Российской газеты", интернет-сервисы для покупок и путешествий - перспективное направление, поскольку оно снижает риск потери посылки и помогает быстро доставить нужный товар. "Доверять таким сервисам можно, об этом говорит число россиян, которые прибегали к ним. Кроме того, всегда есть возможность пожаловаться организаторам, - отметила первый вице-президент российского Клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. - Фактически это аналог агрегатора такси - Uber и аренды жилья за границей - Airbnb. Сейчас действительно становится популярно действовать через интернет-посредника, который берет небольшой процент за свои услуги".
Другие же эксперты усмотрели в новой системе риски как для заказчиков, так и для путешественников. Сервисы защищают пользователей с помощью платежной системы и рейтинга покупателей и путешественников. "Получается, что они ограничили свою ответственность лишь контролем за расчетами между заказчиком и путешественником, поэтому здесь будут все те же риски, что и при обычной сделке с малознакомым человеком, который бы привез для вас импортный товар, - заметил эксперт независимого центра "Общественная дума" Сергей Литвиненко. - Самое здесь сложное - отказаться от сделки. В обычном магазине это можно сделать без проблем, а по ряду товаров есть еще и несколько дней на то, чтобы убедиться, что покупка подходит по цвету и фасону. Здесь же скорее всего придется брать то, что привезли, даже если расцветка или размер окажутся совсем не такими, как хотелось изначально".
Если кто-то из участников сделки окажется мошенником или просто недобросовестным исполнителем, его аккаунт получит "черную метку" или вообще будет заблокирован. Но кто может гарантировать, что нарушитель не создаст новый аккаунт?
По мнению Сергея Литвиненко, развитие таких проектов в будущем могло бы быть полезным, если бы не одно "но": за счет подобных сделок теряются таможенные сборы и налоги, что может привести к серьезным потерям бюджета.