В частности, рестораторы предлагают для заведений с богатым выбором (более 100 наименований) ограничиться только 20 обязательными позициями. Такие переговоры ведутся с минпромторгом, позиция бизнеса была услышана, но пока на бумагу она не легла - дискуссии еще будут продолжаться, рассказал "РГ" омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы, председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Сергей Миронов.
"Есть рестораны или винотеки, в винных картах которых большое количество позиций. Скажем, 500. То есть российских вин в них должно быть 100. А такое количество интересных вин отечественного производства, которые будут востребованы потребителем, набрать просто невозможно. Во всяком случае, пока. Ведь ресторан не может просто продублировать полку магазина", - говорит он.
Законопроект, устанавливающий обязательную долю российского вина в меню ресторанов и на полках магазинов в 20% от общего количества вин, был вынесен на общественное обсуждение на прошлой неделе.
"Пока что никаких решений не принято. Инициатива по 20% доле российских вин в винных картах обсуждается с представителями отрасли и экспертным сообществом", - прокомментировали "РГ" инициативу рестораторов в минпромторге.
Изначально Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) предлагала установить квоту в 50%, а ресторанный бизнес говорил о 10%, рассказал президент ФРиО Игорь Бухаров. По его словам, российские рестораторы - только за продвижение отечественного вина, и долгое время сами прикладывали большие усилия для этого. В России действительно научились делать достойные вина. Но надо учитывать, что во всем мире в ресторанах никто не продает вино из супермаркетов. Гости не поймут, почему вино за 500 руб. из магазина в ресторане стоит 2 тыс. руб. Для ресторанов должна быть отдельная, премиальная линейка. И такого вина у нас очень мало. Не будешь же ставить везде одни и те же вина.
Или, например, как быть ресторанам национальной кухни? Зачем ресторану итальянской или грузинской кухни российское вино, задается вопросом Бухаров. А для рыбных ресторанов нужно белое вино, и его в стране опять же не хватает.
Кроме того, когда 30 лет до этого восхваляли итальянское и французское вино, трудно в один момент заставить гостей полюбить российское, считает Бухаров.
Подобные меры по продвижению отечественного вина нужны, уверен вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель проекта Wine Retail Александр Ставцев. "Россия - винодельческая страна. Даже как-то стыдно, когда наши вина располагаются где-то на 25-й странице винной карты", - считает он.
Однако не всегда расширение представленности без других мер гарантирует увеличение продаж. При этом в ретейле ситуация еще сложнее, чем в ресторанах. Есть винотеки с 4 тыс. наименований вин - им требование в 20% отечественной продукции выполнить будет просто нереально, считает Ставцев. По его мнению, в законе точно должны быть отдельные послабления. Но для начала не мешало бы посчитать имеющиеся ресурсы - сколько у нас вин и в каком объеме они выпускаются. "Чтобы понимать, каких недостаточно, какие еще меры мы должны принять совместно в сотрудничестве винодельческого сообщества и торговли для того, чтобы покупателю было интересно выбирать российские вина", - говорит Ставцев.