сейчас — в порядке вещей даже для приличного человека.
«Сердцу не прикажешь: звезды и их же-
ны с нестандартной внешностью»,
«Богатые
тоже плачут» и даже «Секрет
успеха некрасивых женщин» — такие
заголовки появились в приличных с ви-
ду изданиях после того, как Марк Цу-
керберг выложил в Сети фотографии
жены и новорожденной дочери. Ни информация о том, что
создатель Facebook пожертвует 99 % собственного капи-
тала на благотворительность, ни трогательное письмо, ко-
торое миллиардер написал наследнице, не вызвали такого
всплеска интернет-активности, как внешние данные его
супруги. Присциллу Чан обвинили в том, что она чуть ли
не приворожила несчастного айтишника, который, кроме
экрана компьютера, и жизни не видел, — ведь не может же,
в самом деле, нормальная женщина без ТТХ куклы Барби
выйти замуж за богача. В этих бесчисленных комментари-
ях было «прекрасно» все: минимум самой Присциллы Чан,
зато полный набор комплексов и неудовлетворенных же-
ланий комментаторов. Но самое удивительное — в беседе
принимали участие не только тролли, бессмысленные и бес-
пощадные, но и приличные (что бы это ни значило) люди.
Они не поддерживали общий злобный вой, но тоже выска-
зывались и тоже судили. Сам факт статьи, которую я сейчас
пишу, доказывает:
то, что раньше происходило шепотом
на кухне, сейчас делается во всеуслышание.
Или другой пример. Можно только представить себе, что
испытала никому не известная 17-летняя Лиззи Веласкес,
случайно обнаружив на YouTube видео под названием
«Самая уродливая женщина в мире» — с собой в главной
роли. «На тот момент оно собрало четы-
ре миллиона просмотров и десятки ты-
сяч комментариев. Все эти люди обсуж-
дали меня», — вспоминает Лиззи, кото-
рая сегодня ездит по миру с лекциями
и объясняет людям банальную истину:
красота — внутри.
ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ
Внешность — это первое, что мы узнаем
о человеке, когда его встречаем. Это од-
новременно и новая информация, и сиг-
нал — свой/чужой, бить, бежать или
обниматься. Даже сейчас, когда внешние
атрибуты перестали иллюстрировать
статус и способны ввести в заблуждение
кого угодно (вспомните Стива Джобса в водолазке или
герцогиню Кембриджскую в пуловере Gap), с их помощью
продолжают выносить вердикты. Хотим мы того или нет,
внешность решает: в середине нулевых в Америке провели
исследование, которое показало, что полные в среднем за-
рабатывают меньше худых, брюнетки — меньше блонди-
нок, женщины, которые не красятся, — меньше, чем те, кто
использует макияж каждый день. Если вы выше коллеги
на 15 см, то, скорее всего, будете получать на $5 000 в год
больше, потому что высокие в наше время вызывают по-
вышенную симпатию. Конечно, выводы любых исследова-
ний, основанных на «средней температуре по больнице»,
вдребезги разбиваются о конкретные истории конкрет-
ных Наполеонов, и яркая личность всегда сильнее стереотипов,
но факт в том, что встречают по одежке — идет ли
речь о приеме на работу или общении в соцсетях.
В одной популярной лекции на TED.com спикер, она же
модель Кэмерон Расселл, выходит к публике в коротком
обтягивающем платье и на высоких каблуках и сразу за-
мечает: «Я чувствую напряжение в зале», подразумевая,
что зритель не воспримет всерьез лектора с внешностью
девушки с обложки. Затем она снимает туфли, надева-
ет длинную свободную юбку и свитер, становится менее
sexy и ближе к народу, и мы как будто слышим, как по за-
лу проносится вздох облегчения. «Я изменила ваше от-
ношение к себе за 6 секунд», — продолжает она, а я в этот
момент чувствую укол совести: я тоже, как наверняка
и многие женщины в зале, поддалась стереотипу «у мо-
делей нет мозгов» и восприняла девушку скептически.
А лекция, кстати, хорошая.
Подозрительность и критический
взгляд на чужака — эволюционный
прием, необходимый элемент системы
безопасности, но в эпоху победившей
толерантности от нас ждут другого —
улыбки, дружелюбия и гостеприимства.
И все бы ничего, если бы архаичный
инстинкт не давал о себе знать, вступая
в битву с новыми правилами жизни.
«На заре человечества злословие помо-
гало выигрывать в конкурентной борьбе
и занимать высокое положение в стае, —
объясняет психолог Ирина Маркова. —
Более того, критикуя внешность или по-
ведение другого индивида, наши предки
объединялись в группы, это был один
из механизмов создания и укре-
пления коллективного духа».
Оскорбляя другого, мы стремимся
понизить его статус и тем самым,
с одной стороны, исключить про-
тивника из списка конкурентов,
с другой — самому возвыситься.
«Когда вы критикуете внеш-
ность другого человека, вы просто-
напросто компенсируете собствен-
ную уязвимость. Не нравится, что
коллега пришла в вызывающем
декольте? Наверняка вас мучает
вопрос, способны ли вы быть такой же соблазнительной. Воз-
мущаетесь масштабами Ким Кардашьян? Значит, вам никак
не удается смириться с размерами собственной пятой точки
и вас раздражает, что американская поп-звезда сделала «за-
дним числом» имя и состояние. Высказываетесь по поводу
безвкусно одетых соотечественниц? Кажется, вам хочется,
чтобы люди знали, что вы разбираетесь в моде и можете дать
дельный совет, — объясняет Ирина Маркова. — Ощущение,
что вас не поняли и недооценили, идет рука об руку с кри-
тикой — особенно той, что присутствует
в соцсетях. Это называется проекция. Мы
замечаем в других прежде всего то, что не
можем принять в себе. Одни предпочита-
ют работать над собой, другие — проеци-
ровать проблемы на окружающих».
ПОД КОНТРОЛЕМ
По словам американского психиатра
Мюррея Боуэна, в нашем обществе во-
царился «вакуум собственного мнения».
Личное подменяется тем, что навязано из-
вне: две трети информации в соцсетях —
это репосты и рерайты, а производителей
уникального контента, по некоторым под-
счетам, всего несколько сотен. Мы легко
обзаводимся авторитетами, на мнение которых охотно ссы-
лаемся, но так и не становимся авторитетами сами — и пре-
жде всего для самих себя. Потребность в постоянном одо-
брении и восприятие собственных поступков через реакцию
окружающих называется внешним локусом контроля. А Се-
нека называл ее «низостью души, унижающейся и склоня-
ющейся перед другими», когда человек, принявший оскор-
бление близко к сердцу, «без колебания решает, что ему вы-
разили презрение, и чувствует болезненный укол». Это, по
мнению психологов, одна из характеристик инфантильной
личности. Берите шире — инфантильного общества. Выкла-
дывая тонны фотографий, мы как бы уточняем: «Ну как?
Все хорошо? Вам нравится?» — а в ответ получаем то, что
получаем, — лайки для утешения и критику от тех, кем дви-
жет архаичное чудище злословия. Мы сами его кормим,
и под «мы» я подразумеваю прежде всего журналистов.
Коллеги подтвердят: материалы из серии «Худшие образы
вечеринки N» собирают самый большой трафик.
Мы живем в уникальное время, когда внешность, отделив-
шись от личности, превратилась в самый настоящий товар,
а значит, потребитель имеет полное право ее оценивать. Ког-
да моя бабушка, увидев телесюжет про чьи-то очередные
скандальные фото из Instagram, восклицает: «Но ведь это не-
прилично обсуждать!» — я объясняю, что к реальному чело-
веку это не имеет почти никакого отно-
шения, — как было написано на открыт-
ке-демотиваторе, «за фотографией лю-
бой успешной женщины стоит 154 сним-
ка, которые ей не понравились».
Меня в этой истории больше всего бес-
покоит другой вопрос: почему мы ве-
рим негативным комментариям? Зачем
расстраиваемся и переживаем? Тролли
зачастую даже не люди, а умело сгене-
рированная программа, но реакция на
нее вполне реальна на уровне физиологии: учащенное серд-
цебиение, покраснение кожи, легкий тремор, необоснован-
ный гнев и раздражение. Писательница Элизабет Гилберт,
которая никогда не читает критические отзывы на свои ро-
маны, призывала доверять только тем «правдорубам», кото-
рые желают вам добра: «Когда кто-нибудь заявляет вам, что
«жесток, зато честен», на самом деле он хочет сказать следу-
ющее: «Мне нравится причинять боль. Пожалуйста, дай мне
возможность ранить тебя». Я никому не давала разрешения
издеваться над собой. Жестокая честность — это не добро-
детель. Я могу выслушать искреннее мнение, но только когда
оно исходит от доброго сердца, ко-
торое не жаждет крови».
В 1920-х годах бренд Camay вы-
шел на рынок с рекламным слога-
ном: «Любая женщина участвует
в конкурсе красоты каждый день
своей жизни». С тех пор, по сути,
ничего не изменилось: конкурен-
ция по-прежнему сильна, разве
что число судей выросло в гео-
метрической прогрессии. Един-
ственное, зачем участвовать, если
вы уже королева?