Кредитование всегда было одним из главных драйверов роста авторынка. Новые машины так приобретали свыше 50% россиян, авто с пробегом – примерно 15% покупателей. В 2022-м и 2023-м рынок кредитования проходил через самые, может быть, серьезные испытания за всю свою историю. Уход иностранных партнеров и, как ответ на это, создание собственного перестраховочного пула – лишь «цветочки». «Ягодки» же – непрерывно менявшаяся ключевая ставка Центробанка.
В течение прошлого года ЦБ повышал ставку пять раз – с 7,5% весной до 16% в декабре. Естественно, это тут же сказывалось на автокредитах. Рынок показывал рекордные темпы роста с апреля по август, затем предсказуемо началось замедление, а потом спад. Плюс к тому в конце 2023-го перестали действовать государственные программы льготного кредитования и лизинга: все лимиты финансирования были исчерпаны уже к середине ноября.
В декабре случился небольшой рост: было выдано 108 тыс. автокредитов на 155,6 млрд рублей (на 6% больше, чем месяцем раньше). Объясняется это довольно просто: уже в начале месяца стало ясно, что ЦБ в очередной раз поднимет ключевую ставку – что и произошло 15 декабря, – и покупатели постарались оформить кредит до этой даты. Но, хотя выдачи декабря превысили ноябрьские, в том числе за счет традиционной активизации дилеров и банков в конце года, это не отменило общего негативного тренда, который наметился на рынке автокредитования.
По итогам 2023-го был установлен абсолютный максимум по объему выдачи автокредитов. За 12 месяцев рост числа автокредитов, по данным аналитической и консалтинговой компании Frank RG, составил 87%. В деньгах тоже получилась рекордная сумма – 1 трлн 539 млрд руб., что превышает объемы выдач в 2021 и 2022 годах на 40% и 119% соответственно. Средний чек в сегменте автокредитования вырос более чем на 20%, превысив 1,44 млн руб.
Кстати, рост в деньгах связан в основном с увеличением средней суммы кредита. В свою очередь, это произошло из-за общего роста цен на фоне ослабления курса рубля, повышения утильсбора и т. д. Согласно данным Росстата, стоимость легковых автомобилей на российском рынке за 2023 год увеличилась на 12,17%. По данным независимых исследований, например, «Авто.ру», цена за год выросла гораздо больше: нового автомобиля – на 17,3% (до 3,7 млн руб.), подержанного – и вовсе на 28% (до 2,2 млн руб.).
Спрос населения на автокредиты в 2023-м по сравнению с предыдущим годом увеличился более чем на треть, а средний чек – на 40%, подсчитали эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»). Средний размер чека составил 1,64 млн руб. Если смотреть по категориям, то для новых машин он вырос до 1,95 млн руб., на авто с пробегом – до 1,48 млн руб.
Из-за роста кредитных ставок многие граждане отложили приобретение машины. Да и банки стали строже подходить к отбору клиентов и пересматривать свою риск-политику в целом. Количество тех, кто в декабре сразу получал одобрение, по словам самих банкиров, снизилось на 10–20% по сравнению с июлем. И это при том, что никаких дополнительных требований к условиям подачи заявки не было.
В июле средние минимальные ставки автокредитов, по данным Frank RG, находились на уровне 13,2% по новым автомобилям и 15,26% – по подержанным. В ноябре они достигли 15,5% и 18,12% соответственно. В конце года ведущие банки предлагали клиентам кредиты на приобретение автомобиля в диапазоне от 17% до 35% годовых. Сейчас реальная средняя ставка на покупку авто – в районе 24–25% годовых. И она сильно зависит от марки, модели и истории заемщика. Простите, но далеко не каждый потянет такой кредит.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), наибольший объем выданных автокредитов в 2023 году зафиксирован в Москве (118,7 млрд руб.), Московской области (92,4 млрд), Санкт-Петербурге (78,6 млрд), Краснодарском крае (62,2 млрд) и Татарстане (59,6 млрд). По сравнению с 2022-м самый значительный прирост в сегменте автокредитования отмечен в Белгородской области (+136%), Чувашии (+131%), Ростовской области (+125%), Татарстане (+116%) и Тульской области (+112%). В Москве и Санкт-Петербурге показатель увеличился на 72% и 80% соответственно.
Резкий рост показателей по автокредитам год к году объясняется прежде всего эффектом низкой базы из-за радикального падения их выдачи в 2022-м, уверен директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. Кроме того, в 2023 году увеличению количества выданных кредитов способствовало возобновление госпрограммы льготного автокредитования (по этой программе продано 27 тыс. отечественных автомобилей), а также расширение предложения новых моделей. Банками – лидерами по выдаче автокредитов в прошлом году стали «Тинькофф», Альфа-банк, ВТБ, Газпромбанк, Совкомбанк, Росбанк, «Уралсиб», «Зенит», «Открытие».
В топ-5 марок на рынке новых автомобилей вошли Lada, Chery, Haval, Geely, Changan. В сегменте подержанных автомобилей список самых популярных марок иной: Kia, Hyundai, Renault, Nissan, Lada. Автомобили с пробегом пользуются большим спросом, несмотря на то что стоимость подержанных машин также существенно выросла. Тем не менее они остаются более доступными для покупателей. И 58% автокредитов было взято именно на покупку авто с пробегом.
Автокредиты в цифрах
Cредний размер кредита на новую машину в 2023 году достиг 2 млн руб. На покупку отечественных автомобилей в среднем брали 935 тыс. руб., китайских – 2,2 млн руб., корейских – 2,6 млн, японских машин – 3,4 млн, автомобилей европейских брендов – 3,8 млн руб.
Для машин с пробегом заемщики в среднем оформляли кредиты на 1,5 млн руб. На подержанные автомобили пришлось две трети всех кредитных сделок по количеству и 58% – по сумме выдач.
Средний срок кредитования за 2023 год вырос и теперь составляет 74 месяца вместо прежних 70.
Сдерживающие факторы
Увы, но в этом году рынок автокредитования ждет существенное снижение темпов роста или стагнация. По оптимистичному сценарию он увеличится на 7–9% по объему выдач в денежном выражении, по базовому – повторит результат прошлого года. И это при том, что рынок новых автомобилей может вырасти примерно на 10–15%. Рост не рекордный, но все-таки…
В ближайшие месяцы вряд ли ожидается существенная положительная динамика. Новые госпрограммы субсидирования автокредитования не смогут поменять ситуацию кардинально, ведь и перечень автомобилей, которые можно приобрести с их помощью, и список людей, которые рассчитывают на господдержку, очень короткие. Высокая ключевая ставка приведет, скорее, к большему числу отказов банка в кредите (из-за высоких рисков), но не к полной остановке выдач. Безусловно, сократится и число потенциальных клиентов, которые готовы воспользоваться автокредитом при покупке машины.
Впрочем, банкиры рассчитывают на то, что даже при нынешних ценах россияне не откажутся от покупки машины, а значит, просто не смогут обойтись без кредитных средств. Ведь еще остался отложенный спрос, неудовлетворенный в предыдущие годы. Кроме того, рынок подрастет за счет расширения ассортимента российских и китайских машин, а также увеличения числа кредитных программ – их будут субсидировать и производители, и дистрибьюторы.
Основным сдерживающим фактором роста и рынка авто, и рынка автокредитов будет высокая ключевая ставка. Представители ЦБ рассказывали, что для достижения цели по инфляции жесткую денежно-кредитную политику придется сохранять в течение всего года. По базовому сценарию Центробанк прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 12,5–14,5%. Понижение, по мнению ряда экспертов, может начаться во втором полугодии. То есть при благоприятном развитии событий можно рассчитывать на ее снижение до 9–10% к концу 2024-го.
Сегодня спрос на автокредиты остается достаточно высоким. Это происходит на фоне ожиданий населения, что рост цен на машины продолжится. Так что пока для большинства граждан кредит остается единственным способом приобрести автомобиль. По прогнозам экспертов, в 2024-м в сегменте автокредитования средние ставки будут составлять около 20% по новым машинам и до 35% – по подержанным.
Госпрограмма льготного автокредитования окажет значимую поддержку авторынку, но очевидно, что, во-первых, выделенных лимитов хватит только на часть года, и, во-вторых, эта поддержка не сможет переломить тренда, который задает жесткая денежно-кредитная политика.
Автомобиль по льготе
В ноябре 2023-го было объявлено, что правительство выделит еще 42 млрд руб. на программы поддержки спроса на автомобили на ближайшую трехлетку (2024–2026 годы). Вкупе с дальнейшим насыщением рынка новыми марками и моделями это должно подстегнуть спрос и в конечном итоге привести к снижению цен из-за роста конкуренции.
В теории так оно, наверное, и есть, но на практике есть множество причин, почему роста рынка может не случиться. Например, из-за колебаний курса рубля, дальнейшего роста ставок… Да мало ли поводов в нашем непредсказуемом мире, которые способны привести к новому витку роста цен и, как следствие, снижению продаж.
Так что возобновление госпрограммы льготного автокредитования – это, безусловно, хорошо, но она не сможет компенсировать рост ставок. Потому что это не прямое снижение цены авто для клиента, ведь деньги направляют не непосредственно ему, а через уполномоченный банк. Который вправе предложить клиенту наряду с интересной скидкой и не очень интересную кредитную программу, а также целый ряд дополнительных услуг (типа страховок жизни, от потери работы и т. д.). Будет ли при этом в итоге автомобиль дешевле для покупателя? Вопрос спорный.
Запланированный на этот год объем господдержки в размере 17,3 млрд руб., конечно, значительно больше, чем в 2023-м. И это должно привести к росту продаж прежде всего отечественных автомобилей. Потому что список доступных моделей ограничивается продукцией АвтоВАЗа, УАЗа и одной моделью (в самой дешевой комплектации) Haval. Видимо, новая программа будет востребована у клиентов как минимум на уровне прошлого года. Тогда первый транш по госпрограмме в объеме 5 млрд руб. был израсходован всего за 1,5 месяца. Так что в 2024-м 17,3 млрд руб. будут, скорее всего, использованы уже в первом полугодии.
Но вряд ли госпрограмма окажет существенное влияние на ситуацию на рынке, учитывая ее ограничения по суммам кредитования и особенно по категориям заемщиков. Их список резко сократился за последнее время. Остались за бортом массовые программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В списке соискателей сохранились лишь врачи, педагоги, инвалиды, а также участники СВО и члены их семей. Совсем недавно по распоряжению президента были расширены условия программы льготного автокредитования для жителей Дальнего Востока: теперь ею смогут воспользоваться семьи с детьми.
Основной объем сделок будет проходить в рамках рыночных программ. Но, кроме того, вся надежда на развитие программ с китайскими и российскими автопроизводителями с субсидированием ставок.
До того как ведущие иностранные автокомпании свернули свой бизнес в России, они активно продвигали собственные кредитные программы. Эти финансовые предложения создавались специальными, аффилированными с брендами, кредитными организациями – так называемыми кэптивными банками. Такие кредиты могут оказаться более выгодными при покупке машины конкретной марки, ведь банк берет на себя уплату части (или даже всей) ставки. Альтруизм тут ни при чем: если клиент берет кредит по этой схеме, то обязан обслуживаться у дилера марки по фирменным стандартам.
Так вот, специальные кредитные программы от автопроизводителей не исчезли с рынка. Правда, теперь их предлагают в основном отечественные и китайские бренды. Специальные предложения есть для покупателей Lada и по всем китайским маркам, включая Haval, Chery, Exeed, Omoda и Geely. Например, производители из КНР в сотрудничестве с банками предлагают программы рассрочки или сниженной процентной ставки. В целом условия кредитования для клиентов весьма привлекательные, и сейчас около 70% новых автомобилей продается по этим специальным программам. Таких результатов, кстати, не было у брендов, ушедших из России.