Госдума одобрила поправки в Уголовный кодекс, ужесточив наказания за действия, связанные с военной службой и совершенные в периоды мобилизации, военного положения и военного времени. Какими могут быть последствия — разбирался РБК
Госдума 20 сентября сразу во втором и третьем чтениях одобрила поправки в законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс, в которых предлагается считать периоды мобилизации, военного положения и военного времени отягчающими обстоятельствами при совершении преступления. Поправки, вводящие в УК понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время», были внесены ко второму чтению, о чем стало известно в тот же день, когда они были рассмотрены. Законопроект принят единогласно. Совет Федерации рассмотрит его уже 21 сентября, он внесен в повестку заседания верхней палаты.
Что означают изменения в Уголовном кодексе и появление в нем новых определений — разбирался РБК.
Законопроект предусматривает несколько блоков поправок в УК. Изменения вносятся в пункт «л» ст. 63 УК (обстоятельства, отягчающие наказание). Сейчас такими обстоятельствами считаются чрезвычайное положение, стихийное или иное общественное бедствие, а также массовые беспорядки и условия вооруженного конфликта или военных действий. Поправки добавляют к ним «период мобилизации и военного положения», а также «военное время».
Теперь при совершении преступлений по ряду статей «в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий» наказание будет строже. За повреждение или уничтожение военной техники в таком случае грозит до пяти лет лишения свободы (вне периода — до двух лет). Ужесточается наказание за оставление части или неявку в срок на службу в период мобилизации и военного положения (ст. 337 УК): самовольный уход от двух до десяти суток — до пяти лет лишения свободы (в иных обстоятельствах — до одного года); от десяти дней до одного месяца — до семи лет против трех; свыше месяца — от пяти до десяти лет колонии против пяти лет.
Ужесточение не распространяется на лиц, которые состоят в запасе и без законных оснований не являются на военные сборы, уточнил в разговоре с РБК адвокат Александр Передрук. Ответственность по ст. 337 УК может наступить только тогда, когда человек прошел медицинское освидетельствование и уже стал проходить сборы, добавил адвокат. «Граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов несут уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, которая установлена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», — говорится в предложенной поправке в ст. 337 УК.
Поправки также ужесточают наказание за неисполнение подчиненным приказа начальника — в период военного положения, военного времени либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий за это предлагается наказывать лишением свободы на срок от двух до трех лет (ч. 2.1 ст. 332 УК). К такой же ответственности в условиях вооруженного конфликта будут привлекать за отказ от участия в военных или боевых действиях. Теперь за отказ от участия в боевых действиях предлагают давать от двух до трех лет колонии, а если он повлек тяжкие последствия — от трех до десяти лет.
Кроме того, поправками вводится несколько новых статей УК, связанных с преступлениями против военной службы. Так, появятся новые статьи «Добровольная сдача в плен» (ст. 352.1) и «Мародерство» (ст. 356.1). За сдачу в плен грозит от трех до десяти лет лишения свободы, если нет признаков государственной измены. При этом, если военнослужащий «принял меры для своего освобождения, возвратился в часть или к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений», он может быть освобожден от уголовной ответственности. За мародерство законопроект предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок вплоть до 15 лет.
Также вводится группа статей о нарушении условий госконтракта и неисполнении государственного оборонного заказа (ст. 201.2, ст. 201.3 285.6 УК).
Когда действуют отягчающие поправки закона
Согласно поправкам в УК, отягчающими является ряд преступлений, совершенных в период мобилизации или военного положения, в военное время, а также в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
Под военным временем, согласно ст. 18 ФЗ «Об обороне», понимается период с момента объявления войны или фактического начала военных действий. Военное положение — особый правовой режим, вводимый на территории России или в отдельных ее местностях президентом с одобрения Совета Федерации в случае агрессии против страны или непосредственной угрозы агрессии.
Термин «боевые действия» определяет организованные действия воинских частей в определенный период времени по выполнению боевых задач — в частности, к ним относятся и специальные военные операции, пояснила РБК сенатор Ольга Ковитиди. Боевые действия не обязательно связаны с военным положением или состоянием войны, добавила она. Под вооруженным конфликтом понимается вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами или сторонами.
Почему понадобилось менять УК
Автор поправок к законопроекту сенатор от Крыма Ольга Ковитиди пояснила РБК, что законопроект направлен на «восполнение пробела в Уголовном кодексе, который касается военного законодательства в период боевых действий, проведении спецоперации». Они не означают мобилизации, подчеркнула она. Кроме того, по словам Ковитиди, введение в УК понятия «мобилизация» не создает предпосылок для ее объявления.
«В соответствии с УК уголовная ответственность в военное время либо в боевой обстановке определяется законодательством о военном времени, которое в настоящее время в России не сформировано. И военная операция России, которая сейчас проходит на территории Украины, выявила целый ряд правовых пробелов в уголовном законодательстве, который нужно исправлять», — сказала Ковитиди.
Появление статьи о мародерстве соответствует международной практике, уточнила сенатор. Она добавила, что «особую актуальность» норма приобрела в условиях спецоперации, так как граждане, проживающие на территории ДНР, ЛНР и Украины, «нуждаются в защите права частной собственности». Новая норма за добровольную сдачу в плен не связана со статистикой — «она носит исключительно превентивный характер», отметила сенатор.
Президент России, согласно Конституции, вправе с одобрения верхней палаты Федерального собрания ввести военное положение при наличии угроз обороне и безопасности страны — ничего нового поправки в УК в этом смысле не содержат, в него лишь вводятся понятия, которые уже давно регламентированы другими сферами законодательства, сказал РБК председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.
Законодатели вносят дополнительные изменения в уголовное право, учитывая текущую ситуацию, отметил Корчаго. «Ученые достаточно давно говорили о том, что глава «Военные преступления», которая есть в УК, недостаточно регламентирует те или иные виды преступлений, которые могли быть совершены в период военного положения, — сказал Корчаго. — Так как сейчас появились ситуации, которые могут быть связаны и с добровольной сдачей в плен, и с совершением мародерских действий, законодатель был вынужден к этому вернуться, чтобы прописать ответственность за такие преступления».
Могут ли применяться поправки немедленно после вступления закона в силу
По мнению председателя коллегии адвокатов «Старинский и партнеры» Владимира Старинского, поправки в УК на фоне спецоперации на Украине были неизбежными. «Когда в обществе назревает какая-либо проблема, у нас изменяется законодательство — это гибкая система. Мы не можем жить по законодательству XIX–XX веков», — добавил он.
«Как только поправки вступят в законную силу, а это, скорее всего, будет в ближайшее время, можно будет привлекать людей к ответственности по этим статьям, не дожидаясь введения военного положения», — подчеркнул Старинский.
Председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев предположил, что условия вооруженного конфликта или ведения боевых действий на практике могут определяться решением военного суда по факту. «Суд будет смотреть в каждом конкретном случае и постепенно выстраивать судебную практику», — прогнозирует Князев. При этом в судебном процессе возможен спор из-за разного толкования: защита будет настаивать на том, что военное положение не введено, а обвинение указывать на происходящие де-факто боевые действия, добавил адвокат. По словам Князева, поправки сильно расширяют практику по местам боевых действий и позволяют применять ряд статей без введения военного положения.
Россия с 24 февраля проводит специальную военную операцию на Украине, ее целями являются «демилитаризация» и «денацификация» страны. На Украине объявлено военное положение, проведена мобилизация. Президент Украины Владимир Зеленский в мае говорил, что в боях задействованы 700 тыс. человек.
В России мобилизация объявлена не была. В Кремле неоднократно заявляли, что необходимости в этом нет. В конце июля Минобороны говорило, что в операции на Украине участвует только часть военнослужащих, а их численность «вполне достаточна для выполнения всех задач, поставленных верховным главнокомандующим».
Как правило, мобилизация вводится на территории всей страны, а не отдельного региона, но чрезвычайное и военное положение могут быть введены в конкретном регионе, если там идут военные действия, сказал РБК Владимир Старинский. «В соответствии с действующим законодательством зоной вооруженного конфликта могут быть признаны отдельные регионы России, также на отдельных территориях допускается введение военного положения», — поясняла Ковитиди.
С апреля в четырех регионах — Белгородской, Курской, Брянской областях и на части территории Крыма — действует высокий уровень террористической опасности. Населенные пункты в приграничье неоднократно попадали под обстрел, также сообщалось о диверсиях.
В России существуют отдельные федеральные законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (№ 31-ФЗ) и «О военном положении» (№ 1-ФКЗ).
Мобилизацию могут объявлять как до введения военного положения, так и при введении военного положения. Она может быть общей или частичной. Призыву подлежат граждане, пребывающие в запасе, но при этом не имеющие права на отсрочку.
Поводом для введения военного положения являются:
вторжение иностранного государства на территорию России, оккупация любой ее части;
бомбардировка иностранными вооруженными силами территории России;
блокада портов или берегов России;
нападение вооруженных сил иностранного государства на ВС России вне зависимости от места их дислокации;
действия иностранного государства, позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;
засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил и наемников для осуществления агрессии против России.
Кто подлежит мобилизации в случае ее объявления
Мобилизация населения объявляется указом президента в случаях агрессии против страны или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против безопасности России.
Призыву на военную службу в случае мобилизации подлежат мужчины, которые уже прошли срочную службу или обучение на военной кафедре, в таком случае их приравнивают к запасникам, отмечает управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.
Мобилизации подлежат военнообязанные россияне почти любой возрастной категории — матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет. Младшие офицеры пребывают в запасе до 60 лет. Майоры, капитаны третьего ранга, подполковники, капитаны второго ранга, полковники, капитаны первого ранга — до 65 лет, высшие офицеры — до 70 лет. Военнослужащие запаса делятся по возрастной категории на три разряда. В зависимости от разряда осуществляется очередность призыва при мобилизации.
Женщины тоже могут оказаться в ряду запасников до 45 лет, а имеющие воинское звание — до 50 лет.