23 апреля в "Олимпийском" состоится сольный концерт Басты (сценический псевдоним Василия Вакуленко). Это будет первый сольный концерт рэп-артиста в истории главной московской площадки. Борис Барабанов попросил Василия Вакуленко перечислить события, альбомы и концерты из истории отечественного хип-хопа, которые можно назвать не менее историческими.
Точкой отсчета в истории русского хип-хопа стало появление Богдана Титомира и Мистера Малого — в особенности Мистера Малого. Рэп начал себя проявлять на русском языке. Мне было 12 лет. Я в этот период слушал тяжелый рок вроде Black Sabbath, который мне ставил отец, альтернативу — Rage Against The Machine, H-Blockx, Clawfinger. И тут появилась какая-то новая странная музыка. Много лет спустя я использовал в альбоме своего проекта N1NT3NDO сэмпл из песни Мистера Малого "Буду пагибать молодым".
1993
альбом группы Onyx “Bacdafucup”
Многие говорят, что самое большое влияние на русский рэп оказала группа Wu-Tang Clan, но я думаю, что важнее были Onyx. Эта музыка захлестнула всю страну. Она была принята русскими людьми на 100%. На всех стенах был нарисован их логотип — круг с косыми глазами. Их музыка была доступнее для понимания, чем Wu-Tang Clan, это была забойная мощь, которая все перевернула. Сейчас Onyx — это просто сумасшедшие старики. Хотя когда я увидел их живьем впервые, это был шок. Ну а потом мы как-то сидели в Ростове с Фредро Старром, и он стал рассказывать, что Пафф Дэдди — "двухстволка", Канье Уэст — "чистый гей", а Фифти Сент бегал им за травой. Смешно. Такая стариковская волынка. Onyx давно не в игре в США, сбитые и умершие от голода летчики.
1995
песня Кулио “Gangsta's Paradise”
В России эта песня играла везде, причем еще не все понимали даже, что такое gangsta, не знали оригинала Стиви Уандера. Говорили, что песню Кулио украл, причем именно целиком, всю концепцию, а не только припев Стиви Уандера. С Кулио я тоже знаком. Он приходил к нам на студию. Сейчас он тоже отошел от дел.
1997
сингл Уоррена Джи и Сиссел Киркьебо “Prince Igor”
Это тоже абсолютный радиоформат, народная песня, да еще с фрагментом из "Князя Игоря" Бородина. Как и многих подростков, меня формировало то, что было в общем доступе, что звучало из каждого утюга. Вот сборник "The Rapsody Overture", на котором рэп мешали с классикой, был тогда у всех. Для русского уха очень важна мелодичность. И я честно могу сказать, что песню "Моя игра" я написал под непосредственным влиянием трека "Prince Igor".
1999
альбом Михея «Сука-любовь»
Михей — это подарок свыше нам всем. Это музыка из параллельного пространства. Человек из Донецка, опередивший время на несколько лет. 5Nizza, "Бумбокс", группы, поющие в таком или подобном ключе,— все это было позже.
2000
песня Лигалайза и группы«Легальный Бизне$$» «Пачка сигарет»
Песня Лигалайза с использованием сэмпла из группы "Кино" для массовой популярности рэпа была даже более поворотной вещью, чем первый альбом "Касты". "Каста" была важна для людей, находившихся внутри рэп-сообщества, а появление всенародно любимого припева в рэп-контексте — это было гениально, конечно.
2002
фильм Егора Кончаловского «Антикиллер»
"Антикиллер" я называю рэп-фильмом. Ростов, "Каста" — все сошлось гениально.
2003
музыка Сергея Шнурова к фильму Петра Буслова «Бумер»
Может быть, вы удивитесь, но группа "Ленинград", с моей точки зрения, очень важна для истории русского хип-хопа. Цельный посыл неформатной, популярной, запрещенной, но нужной всем музыки. Я уверен, что 90% рэперов, пишущих о жести, смотрящих на мир под каким-то нестандартным углом, испытывают влияние группы "Ленинград". Суть та же, что у хип-хопа: делать то, что идет вразрез с мнением злых редакторов и программных директоров. В саундтреке "Бумера" слышно, что Шнур еще и отлично читает. Но разбирать на составные части, на читку, пение, гитары, не хочется. "Ленинград" хорош как целое.
2004
альбом группы «Кровосток» «Река крови»
Гениальный альбом, его слушали бандиты, его слушали менеджеры, слово "жесть" — это оттуда. Художники, люди совершенно не из рэп-среды, подошли к делу иронично, просто взяли эти краски. "Река крови" получила распространение благодаря сарафанному радио. Впервые стало ясно, что интернет может распространить неформатную музыку, которую нельзя представить себе ни на одном радио. У такой музыки появился шанс. Опыт "Кровостока" в итоге помог мне понять, как продвигать мой собственный проект "Ноггано".
2005
участие Noize MC в уличном фестивале «Сникерс Урбания»
Это был большой праздник для нас — появление молодого фристайлера такого уровня. Выигрывая рэп-баттлы, он удивлял всех. На Западе, чтобы стать рэпером хорошего уровня, фристайлить на улице просто необходимо. У нас эта культура развивалась по-другому. И вот появился Иван Алексеев, Noize MC. Я не фанат его песенного творчества. Но то, что он делал как поэт-импровизатор, переоценить невозможно.
2007
альбом группы Centr «Качели»
Первый концерт группы Centr был огромным событием. В них была необъяснимая магия. Три понятных и вместе с тем спорных и интересных типа. Я к тому времени уже собирал 500-700 человек. И вот их концерт: пришли все, кто имел отношение к этой культуре,— и просто не поместились в зал, многие остались на улице. После их альбома рэп начали слушать все. Это была революция.
2008
альбом Ноггано «Первый»
Этот персонаж привел к хип-хопу людей, которые хип-хоп вообще не слушали. Я сам удивился, когда обнаружил, что это сработало. Баста — это была долгая, кропотливая, порой неблагодарная работа. А Ноггано я делал, ничего не продумывая, не рассчитывая на взрыв, только для тех, кто интересовался хип-хопом. И вдруг этот диск оказался везде.
2012
лейбл Тимура Юнусова (Тимати) Black Star заключает контракты с L'One и Егором Кридом, самыми популярными на данный момент российскими хип-хоп-исполнителями
У меня спокойное отношение к музыке Тимати. Мы разные, о вкусах не спорят. Но у его лейбла в России, пожалуй, самый западный подход к музыке. У Тимати профессиональная коммерческая структура, которая работает на результат. Он смог отмыться от образа смешного расписного юноши, который у него был во времена "Фабрики звезд", и создать свою империю.