В четверг наконец должны быть официально объявлены дата и место проведения первого полноценного российско-американского саммита с участием Владимира Путина и Дональда Трампа. О том, что детали встречи президентов России и США окончательно согласованы, стало известно в среду по завершении визита в Москву советника по национальной безопасности главы Белого дома Джона Болтона. На итоговой пресс-конференции ему пришлось нелегко: ярому критику Кремля и лично президента Путина пришлось несколько раз публично отречься от своих прежних заявлений и всячески оправдывать необходимость встречи двух лидеров. Тем самым он предвосхищал вопросы, которые ему будут заданы.
Джон Болтон приехал, чтобы подготовить саммит президентов России и США, и журналисты, конечно, жаждали узнать, когда эта встреча, оживленно обсуждаемая уже несколько месяцев, наконец-то состоится. Прессе пришлось потерпеть. Сначала американский гость встретился с министром иностранных дел Сергеем Лавровым — но за закрытыми дверями. Затем его принял первый заместитель секретаря Совбеза Юрий Аверьянов — и тоже непублично. На начало главных переговоров в программе Джона Болтона — с Владимиром Путиным — журналистов все же пустили, но и тут интрига не разрешилась.
Российский президент зашел в зал после своего помощника Юрия Ушакова, Сергея Лаврова и министра обороны Сергея Шойгу. Поприветствовав гостя (тот был в компании посла США в РФ Джона Хантсмана и сотрудников Совета национальной безопасности Фионы Хилл и Джо Вэнга), Владимир Путин констатировал, что «российско-американские отношения находятся не в самой лучшей форме». И тут же дал понять, что Россия тут ни при чем. «Считаю, что это в значительной степени результат острой внутриполитической борьбы в самих Соединенных Штатах»,— сказал он.
После чего добавил: «Ваш приезд в Москву вселяет в нас надежду на то, что мы можем сделать хотя бы первые шаги к восстановлению полноформатных отношений между нашими государствами. Россия никогда не стремилась к конфронтации». И, видимо, чтобы показать гостю, насколько неконфронтационно настроена Россия, Владимир Путин поздравил его с тем, что США получили право на проведение чемпионата мира по футболу в 2026 году. «Пока нам удается организовать это соревнование должным образом. С удовольствием поделимся с вами нашим опытом»,— предложил российский президент.
Джон Болтон ответил, что «очень рад снова быть в Москве», и дважды поблагодарил своего собеседника за то, что тот нашел время принять его. О ситуации в российско-американских отношениях он высказался сдержаннее российского президента, отметив лишь, что между двумя странами «есть определенные разногласия». «Ранее, когда у нас были серьезные разногласия, наши переговорщики встречались. Это было важным залогом обеспечения стабильности в мире,— напомнил он.— Президент Трамп привержен достижению этих целей». В конце своего краткого ответного слова Джон Болтон — то ли искренне, ли из вежливости — сказал, что «с удовольствием узнает о том, как России удается столь успешно проводить чемпионат».
Переговоры в Кремле продлились почти два часа, после чего Юрий Ушаков вышел к журналистам и, наконец, сказал долгожданное: Москва и Вашингтон согласовали время и место проведения встречи президентов. Раскрывать детали он, однако, не стал, но пообещал, что в четверг это одновременно сделают Кремль и Белый дом. Юрий Ушаков уточнил лишь, что главы государств встретятся в «очень удобном для обеих сторон месте» — «в третьей стране».
Как ранее сообщал “Ъ”, в качестве наиболее вероятного места саммита назывался Хельсинки. Что касается времени, то президенты, видимо, встретятся в период с 14 по 16 июля. По словам помощника российского президента, Владимир Путин и Дональд Трамп по итогам саммита могут принять совместное заявление, «которое могло бы обрисовать дальнейшие шаги двух сторон и в плане улучшения двусторонних отношений, и в плане совместных действий на международной арене, и в плане обеспечения международной стабильности и безопасности».
Среди главных тем предстоящей встречи он выделил: ситуацию в двусторонних отношениях, конфликт в Сирии и тематику разоружения. Юрий Ушаков подчеркнул: российский президент «придает предстоящей встрече очень большое значение и будет к ней готовиться». И уже от себя добавил: «Эта встреча давно планировалась, она имеет огромное значение и для России, и для Америки в двустороннем плане. Но она имеет огромное значение и для всей международной обстановки. Я думаю, что это будет главное международное событие этого лета».
«Сейчас я работаю на президента Дональда Трампа»
Выступая на пресс-конференции в «Интерфаксе», Джон Болтон начал с того, что перечислил (зачитав по бумажке) лидеров европейских стран, которые за последние месяцы встречались с Владимиром Путиным. Вспомнил и про Ангелу Меркель, и про Эмманюэля Макрона, и про Себастьяна Курца. По его словам, все эти люди, несмотря на разногласия с Кремлем, не избегают личных встреч с российским президентом, и Дональд Трамп также считает, что пора провести с ним полноценный саммит.
Это выглядело немного странно. Советник президента США, по сути, оправдывался за то, что его босс встретится со своим коллегой, пусть и не из самой дружественной на данный момент страны. В конце концов, провел же Дональд Трамп недавно саммит с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, а отношениям Москвы и Вашингтона, слава богу, еще далеко до уровня противостояния между США и КНДР. Но вскоре выяснилось, зачем господину Болтону были нужны эти оправдания: он просто предвосхищал вопросы, которые ему будут заданы.
И конечно, взявший слово корреспондент американского канала CNN тут же поинтересовался, на каком основании в Белом доме сочли «уместной» встречу Дональда Трампа с Владимиром Путиным, ведь «Россия не изменила свое поведение ни по одному из пунктов, за которые была наказана санкциями». Корреспондент уточнил, что он имеет в виду «аннексию Крыма, атаку на малайзийский Boeing MH-17, операцию в Сирии и вмешательство в американские президентские выборы».
На это Джон Болтон ответил: «Если смотреть на возможные области нашего сотрудничества, то президент Трамп и президент Путин считают, что нужно обсуждать и вести дискуссии по общим проблемам и выявлять области для сотрудничества, потому что двусторонние отношения между Российской Федерацией и США влияют на стабильность во всем мире». Он подчеркнул, что «нет ничего необычного в такой личной встрече и ведении такого диалога».
Не согласился Джон Болтон и с мнением о том, что сам факт саммита Дональда Трампа и Владимира Путина дает основания говорить о некоем сговоре предвыборного штаба американского президента и Кремля.
«Много людей говорили или намекали, что встреча Трампа и Путина каким-то образом показывает связь между (президентской.— “Ъ”) кампанией и Кремлем. Но это чушь»,— сказал он.
«Не думаю, что это полезно. Как я уже сказал, президент признает факт, что есть определенная критика решения о проведении этой встречи, но он считает, что такая личная встреча важна»,— добавил Джон Болтон.
Корреспондент “Ъ” поинтересовался у Джона Болтона, стоит ли от встречи двух президентов ожидать каких-то конкретных договоренностей, например в сфере контроля над вооружениями и разоружения. Чиновник ответил уклончиво. По его словам, «сам факт проведения саммита — это уже результат». В то же время он не исключил, что до чего-то конкретного лидеры двух стран все же договорятся.
Он и на большинство других вопросов старался отвечать максимально обтекаемо, в особенности на многочисленные просьбы прокомментировать свои прежние крайне жесткие высказывания в отношения Кремля и лично Владимира Путина. Напомним, после первой встречи президентов РФ и США на полях саммита «двадцатки» в Германии, Джон Болтон (он тогда не был на госслужбе и выступал от имени Американского института предпринимательства) обвинил российского лидера во лжи и предупредил, что иметь дело с Россией «весьма рискованно». «Я не комментирую свои ранние высказывания. Сейчас я работаю на президента Дональда Трампа и следую его повестке»,— несколько раз повторил в среду Джон Болтон. По его словам, за минувшие годы он сделал «тысячи заявлений», но в данный момент важно только то, что говорит Дональд Трамп.