ТОП 10 лучших статей российской прессы за
March 21, 2018

Семеро по лавкам

Рейтинг: 0

Автор: Елена Лория, Наталия Беришвили. Известия

Как сделать многодетность нормой, а не исключением и не допустить снижения численности населения на миллион человек в год

По оптимистичному прогнозу демографов, к 2050 году население России вырастет до 150 млн человек. За счет чего этого можно добиться - повышения рождаемости или притока мигрантов? Почему малодетность стала мировой тенденцией и даже Китай столкнулся с демографическими проблемами? Как ввести моду на многодетность и поможет ли этому дородовой сертификат на только зачатого ребенка? На эти и другие вопросы на круглом столе "Известий" ответили демографы, врачи и психологи.

МОДА НА ДЕТЕЙ

"Известия": В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин говорил о тяжелой демографической ситуации в стране и сокращении численности населения трудоспособного возраста. Поэтому задача на ближайшее десятилетие - увеличить естественный прирост населения. Есть ли рецепт, как можно сподвигнуть женщину на рождение нескольких детей? Ведь материальная сторона -это не всегда решающий момент.

Ирина Агличева, практический психолог, эксперт по вопросам семьи, детства, научный сотрудник Московской педагогической академии дошкольного образования: В последних исследованиях от 2010 года прогнозы по демографии отрицательные. Несмотря на это, демографическая ситуация за последние годы немного улучшилась, мы видим взаимосвязь в первую очередь с государственными мерами финансовой поддержки - материнским капиталом. Для российских женщин эта мотивация оказалась одной из самых сильных. Но немало и других причин. Иногда основным мотиватором для женщины является мужчина. Достаточно исследований, которые говорят об этом.

Например, существуют две модели - многодетная и малодетная. У женщин, которые нацелены на многодетность, изначально ценности сформированы так, что они предполагают рождение двух, трех и более детей. Эти женщины обычно рано выходят замуж, у них короткие интервалы между рождениями.

Женщины с высшим образованием, планирующие карьеру, как правило, выбирают малодетную модель.

"Известия": Дмитрий Николаевич, вы ежедневно сталкиваетесь с молодыми мамами. В чем отличие многодетных женщин от малодетных?

Дмитрий Дегтярев, заместитель директора по научной работе ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Минздрава России: Я согласен с Ириной Владимировной в том, что это люди с исходно разной мотивацией и, возможно, воспитанные в немного разных средах. Если человек сам вырос в многодетной семье, а их не так много, у него эта модель перед глазами. У них нет барьера - "сегодня надо делать карьеру, а завтра думать о детях". Если человек рос в семье один или с еще одним ребенком, сама жизнь планируется иначе. Всегда ощущаешь, что является для женщины приоритетом, придет ли она "за следующим ребенком" уже через год или нет.

Есть еще один момент. У женщин из малодетных семей есть психологический фактор - боязнь родов. Но сегодня мы обезболиваем практически все роды. И при выписке женщина говорит: да, наверное, я к вам еще приду.

Ирина Агличева: Действительно, страх родов, а еще страх иметь детей идет от эгоистической части нашей личности, это достаточно изучено со времен Фрейда. А еще очень сильная мотивация - мода на детность. Совершенно точно, очень эффективно на эталоны детности влияет социальная реклама, в которой демонстрируются счастливые звездные семьи с детьми; киноиндустрия с презентацией фильмов о семьях с детьми и многое другое. Большую роль играет госполитика, направленная на сохранение человеческого капитала.

"Известия": Одно время была стигматизация многодетных, существовал стереотип, что это семьи асоциальные, не всегда благополучные, малообеспеченные. Такое отношение еще сохранилось в обществе? Ирина Агличева: Конечно. И в этом есть доля правды. Существуют общественные организации, объединяющие женщин, которые рожают много, бывает, что и от разных мужей. Материнство для части из них, как правило, компенсация личностных проблем. И здесь встает вопрос о качестве человеческого капитала, где, разумеется, большой вклад вносят система образования, культура.

"Известия": Если посмотреть со стороны, многодетные семьи в массе своей либо малообеспеченные либо очень состоятельные. Представители среднего класса редко бывают многодетными. Это так?

Дмитрий Дегтярев: Да, есть определенная поляризация населения. Больше двух детей у тех, у кого благосостояние выше среднего, или у тех, кто о собственном благосостоянии не очень сильно задумывается. Но это необязательно бедные люди. В семьях священнослужителей четыре, пять, шесть детей - абсолютная норма.

Среднее число детей в семьях, с которыми мы обычно сталкиваемся, - двое.

Ирина Агличева: Демографы говорят, что финансовые и другие меры поддержки не сильно влияют на демографическую ситуацию. Но мне, например, очень нравится тема "детской премии", дородового сертификата. Она тесно связана с признанием жизни с зачатия. Политика государственной поддержки семьи даже на нулевой стадии была бы, на мой взгляд, эффективной. Почему бы не выделять женщине 100 тыс. рублей на каждого зачатого ребенка? Она будет знать об этом заранее. Допустим, она получит свидетельство о зачатии, встанет на учет. Конечно, должны быть описаны критерии, как, куда и на каких этапах беременная может потратить деньги.

"Известия": А если беременность неудачная, то придется вернуть 100 тысяч?

Ирина Агличева: Это уже вопрос экспертов, представителей профильных ведомств - как и на что распределить выдачу средств.

Анатолий Вишневский, директор Института демографии НИУ ВШЭ: Это мне кажется немного странной идеей. Есть вещи, к которым государство нельзя подпускать даже близко. В Румынии при Чаушеску была "гинекологическая полиция". Какие-то вещи должны оставаться недоступными полиции, государству и даже Церкви.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни