Вышел в прокат фильм «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева. Казалось бы, от простого байопика, реконструкции ждать ничего не следует. Но фильм — больше, чем биографическая драма. Это оживший миф, новая русская сказка про то, как русский колобок покорил космос.
Именно колобком, улыбчивым, круглым, светлоголовым и добродушным, показан Алексей Леонов. С первых кадров подкупает, насколько похож на него актер Евгений Миронов.
И с первых же кадров фильм завербовывает даже самых предубежденных скептиков. Летит неисправный самолет. Пилот не знает что делать.
Неожиданный и рискованный выход будет найден. Наш колобок окажется круче зарубежных суперменов. У него есть особое магическое орудие — русский характер.
Что это такое? Это и святая простота, и взаимовыручка, и умение действовать вопреки. Его напарника, Павла Беляева, отстранили от полетов по состоянию здоровья. Но Леонова не устраивает такой расклад.
Он бросается под колеса автомобиля Королева, чтобы вернуть другу космос. Он нарушает инструкцию и не выходит на связь с Землей, когда раздувшийся скафандр не помещается в шлюз. Он застревает в шлюзе, но снова действует не по инструкции и благодаря помощи друга исхитряется стравить давление в скафандре...
— Снимать фильм было адски трудно. Правдиво рассказать реальную историю, не наврать в мелочах труднее, чем снимать полеты в невесомости, — признался «ВМ» режиссер картины Дмитрий Киселев.
«Время первых» рушит наметившуюся тенденцию в фильмах о покорении космоса. Космонавт на орбите — это не затянутое в скафандр существо, решающее вопросы идентичности. Это инженер, готовый в нужный момент чуть ли не ногтями порвать обшивку корабля, отсоединить нужный провод, стравить давление в скафандре и вручную посадить корабль. Таковы Алексей Леонов и его напарник Павел Беляев.
Впрочем, и у космонавтов бывают минут отчаяния. Больше половины фильма занимают не космические приключения двух друзей, а их медленное умирание после приземления. Они в лесу, их не могут найти.
Поисковая операция прекращена из-за плохой погоды, а Левитан по радио вот-вот объявит, что космонавты погибли.
«Почему у нас все через жопу?!» — в сердцах воскликнет Леонов. То, через какое место все происходит у нас, показано предельно честно и беспощадно. Накануне взлета корабля погибает один из инженеров.
Брежнев настаивает на запуске неподготовленного «Восхода-2». Когда друзьям удается выжить в космосе, Земля не дает разрешения на посадку: корабль может приземлиться на территории Европы, а противник не должен знать космических секретов. И это еще не все...
— Главная идея фильма: космос начинается на Земле. Человек выходит на свою орбиту еще в детстве, — говорит кинокритик Алексей Коленский.
Леонов был ребенком, когда семью раскулачили. Пришли соседи, сначала забрали мебель, потом отняли дом. Мать с кучей детей оказалась на улице. Затем сосед вернулся и снял с маленького Алеши штанишки. Быть может, именно в тот момент Леонов вообще перестал испытывать чувство страха. Но — не озлобился, не посвятил жизнь припоминанию обид. Просто шагнул — выше всех.
...Это фильм о будущем. Фильм — для всех нас. Чтобы взлететь выше всех, нужно преодолеть свой космос, нужно превозмочь свою обиду и уже тогда — выйти в невесомость, где не действуют земные законы несправедливостей и предопределенности. И на твоей стороне вдруг окажется самый сильный союзник. Уже после прилета выяснится, что в момент выхода Леонова в открытый космос солнце светило иначе. Это позволило космонавту выжить в свинцовом скафандре. Случайность?
Навряд ли.
КСТАТИ
Фильм снят по задумке Евгения Миронова, который выступил сопродюсером. Роль командира корабля Павла Беляева исполнил Константин Хабенский, Сергея Королева сыграл Владимир Ильин, Германа Титова — Алексей Морозов.
Две трети фильма сняты режиссером Юрием Быковым («Дурак», «Метод» и др.), заканчивал картину Дмитрий Киселев («Черная молния», «Елки»). Консультант фильма — летчик-космонавт Алексей Леонов.