В России в связи с реализацией проекта по «чипированию» шуб запускается массовое производство отечественных меховых изделий. В Минпромторге считают, что это приведет к снижению цен на рынке из-за экономии на транспортно-логистических затратах и захеджирует риски от валютных колебаний.
Запуск производства меховых изделий из отечественных материалов в России стал возможен после старта проекта по чипированию шуб, что в перспективе должно легализовать рынок этих изделий. Об этом «Известиям» рассказали в компании «Снежная королева».
По данным производителей, сейчас около 80% товаров из натурального меха ввозится в страну и реализуется на внутреннем рынке нелегально, при этом на отечественное производство приходится лишь 2–3% товаров. Нелегальный товар на рынке — без оплаты или с частичной оплатой как таможенных платежей, так и внутренних налогов — «сильно усложнял построение цивилизованных бизнес-процессов в этой области». Такое мнение высказал «Известиям» один из производителей.
По информации Минпромторга за 2015 год, рост легально ввезенной продукции составил порядка 12–15% по сравнению с 2014 годом. По данным Российского пушно-мехового союза, рынок меховых изделий в России составляет около $3 млрд, 90% его приходится на импорт. При этом ежегодно недобросовестные импортеры недоплачивают в бюджет более $200 млн, подчеркивают в Минпромторге.
Официально запрет на продажу немаркированных специальными знаками меховых изделий на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступил в силу с 12 августа. Теперь приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа немаркированных предметов одежды запрещены. К настоящему моменту в стране почти 1,4 тыс. компаний (российские и зарубежные) подключены к системе чипирования меховых изделий.
В настоящее время законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность за наличие немаркированного товара. Административные штрафы доходят до 300 тыс. рублей, а уголовная ответственность предусматривает лишение свободы сроком до шести лет со штрафом до 1 млн рублей. Изделия без чипов подлежат изъятию и уничтожению.
Компания по продаже меховых изделий «Снежная королева» решила запустить к новому осенне-зимнему сезону одноименный бренд. Изделия не только будут из отечественного меха, но и сшиты на российских фабриках. По оценкам экспертов, более 80% местного рынка наполнено нелегальными мехами, а это значит, что их практически невозможно перебить по цене.
— Эта коллекция объединит в себе изделия из натурального меха только российского происхождения, произведенные на российских фабриках, — подчеркнули в компании.
До этого компания не шила изделий из отечественных мехов. Около 80% товаров, которые продает торговая сеть, производится крупными гонконгскими компаниями с размещением заказов в Китае и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Новый бренд будет представлен изделиями из овчины, меха выдры и нутрии разнообразных видов выделки. Объем коллекции компания пока не называет, лишь уточняя, что в первый год она будет не очень большая. В «Снежной королеве» отмечают, что собственные торговые марки обеспечивают высокий процент прибыли, также преимуществом является возможность осуществления самостоятельного контроля производства, чтобы обеспечить высокое качество продукции. По мнению компании, производство меховых изделий из отечественных материалов в России позволит и значительно снизить цену.
В Минпромторге «Известиям» сказали, что массовое производство изделий в России будет намного дешевле, чем аналогичное за рубежом, «так как происходит экономия на транспортно-логистических затратах плюс снимется риск валютной составляющей».
Отметим, что «Снежная королева» развивает собственные торговые марки (СТМ) с 2004 года. Сейчас это бренды La Reine Blanche, Snow Queen, Neohit и другие. Эти марки производятся в Италии, Греции, Турции, Индии, Китае, Пакистане и других странах АТР. В России компания до настоящего момента производила костюмы, трикотаж, одежду plus size (вещи больших размеров), теперь же добавятся меха.
До сих пор производство отечественного пушного материала сокращалось. Так, по данным Минпромторга за 2015 год, в России было произведено 1,8 млн штук шкурок, из них 1,2 млн штук овчины, 458 тыс. штук норок, 61 тыс. штук песца, 10 тыс. — лисицы. Было изготовлено меховых изделий на сумму 1,7 млрд рублей за исключением головных уборов. Для сравнения, в 2014 году было произведено 3 млн шкурок, из них — 1,3 млн песца, 1 млн овчины, 481 тыс. норки и 6,3 тыс. лисицы. Было произведено меховых изделий на сумму 2,2 млрд рублей. Почему наблюдается снижение, в Минпромторге не уточнили.
Коммерческий директор Fashion Consulting Group (FCG) Ануш Гаспарян отметила, что производство верхней одежды из меха традиционно было «одной из ключевых компетенций отечественного легпрома». Она также добавила, что с начала кризиса спрос на шубы упал.
— Шуба — это крупная покупка плюс товар не первой необходимости и длительного пользования, то есть старую можно «доносить», а на новую копить, — отметила Гаспарян.
К тому же, по ее словам, с каждым годом растет рынок изделий из искусственного меха, которые отличаются более высокой износостойкостью, более просты в конструировании и пошиве и к тому же в разы дешевле натуральных.
Тем не менее эксперт считает, что с запуском массового производства шуб в России стоимость отечественных товаров снизится.
— Закупленное за валюту сырье, цены на которое для россиян выросли в два раза из-за падения рубля, удорожает стоимость готового изделия, а при условии резко упавшего спроса это неприемлемо для производителя. Производство из отечественных материалов, безусловно, снизит себестоимость изделия. Покупая импортное сырье за валюту, российский производитель лишается возможности гибко реагировать на упавший спрос, мотивировать российского покупателя скидками, уменьшая собственную маржу, ведь зарабатывает он в рублях, а для закупки нового сырья ему необходимо будет приобретать валюту, — пояснила Ануш Гаспарян.
В компании — продавце шуб Sagitta и на фабрике «Каляев» на запрос «Известий» не ответили.