За 25 лет рынка многие россияне уже не представляют свой отдых без путешествия. И необязательно за границу. Все больше людей интересуются природой своего региона и ближайших к нему территорий. А наиболее активные соотечественники, пресытившиеся цивилизованным туризмом с «все включено», сегодня предпочитают дикий, с ездой по бездорожью, нехожеными тропами, ночлегом под открытым небом и погружением в традиционный быт и культуру других народов. А уж если организатор задает путешествию миссию экспедиции, например, по изучению хищных птиц в горах Хакасии или китов у берегов Камчатки, когда маршрут путешествия в любой момент может кардинально измениться, то это просто волшебно! И за такие, как правило, далекие от комфорта приключения люди готовы хорошо платить. На предоставлении услуг подобного активного отдыха уже три года специализируется новосибирская компания «Сибирские экспедиции».
«Каждая экспедиция как произведение искусства — результат работы многих людей и часто — нескольких лет. В первую очередь нам интересна Россия, и особенно Сибирь — таинственные, малоисследованные места, люди и забытые всеми исторические древности. Оказываясь в таких местах, человек начинает чувствовать себя настоящим путешественником, героем книг детства, Индианой Джонсом. При этом все безопасно, риски просчитаны», — рассказывает основатель и директор компании «Сибирские экспедиции» Родион Житин.
Воплотить мечту
«Сибирские экспедиции» — классический пример, когда бизнес начинается с хобби. Родившийся за Северным полярным кругом в сибирском городе Дудинка, Родион Житин, как и многие земляне, в детстве мечтал бороздить бескрайние моря и открывать далекие земли. Но в отличие от большинства он оказался верен своей мечте. До открытия собственного бизнеса в 2011 году он успел организовать несколько пешеходных и велосипедных походов по Горному Алтаю, Хакасии, Прибайкалью, Казахстану, Кемеровской и Новосибирской областям. «В 2010 году совместно с новокузнецким клубом «Мустаг» я открыл для себя новый туристический формат — «путешествия со смыслом». Суть его в большой подготовительной работе: когда изучаются тонны исторической, археологической и прочей научной литературы, сверяются старые и современные карты, ищутся интересные люди — и так создается квест, исследовательская цель. И само путешествие уже не тупой объезд достопримечательностей с фотоаппаратом, а настоящая экспедиция со своей неповторимой приключенческой атмосферой», — объясняет молодой член Русского Географического Общества Родион Житин, чей стаж путешественника уже перевалил за 15 лет.
Но если для «Мустага» организация авторских путешествий — хобби, на котором компания почти не зарабатывала, то Родион увидел перспективную нишу, надежный, рентабельный и востребованный рынком бизнес. Цена предложения тут же выросла в разы, появился коммерческий сайт, а география клиентов — членов команды путешественников — расширилась до Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня жители столиц составляют не менее 70 процентов от путешествующих с «Сибирскими экспедициями». За три года Житин организовал экспедиции в Семиречье (Казахстан), Поднебесные Зубья (на границе Кемеровской области и Хакасии), северо-западную Монголию, на юг Камчатки и север Курильских островов. Путешественники под руководством Родиона Житина искали тайную базу атамана Соловьева и руны древнего Алтая, исследовали заброшенный высокогорный рудник Кокколь.
«В этом году мы организовали пять путешествий. Помимо последнего, в Монголию, запомнились два — на Камчатку и Курильские острова, где мы участвовали в научной экспедиции по изучению косаток, и в Хакасию, где сопровождали орнитологов, изучающих миграцию и поведение хищных птиц. При организации новых экспедиций я планирую делать ставку именно на научно-познавательный аспект в путешествиях», — подчеркивает Родион Житин.
Научный интерес
Касаточный проект появился среди предложений «Сибирских экспедиций» совершенно случайно. Родион познакомился с одним из участников Российского Дальневосточного проекта по изучению косаток (FEROP), из разговора с которым и родилась бизнес-идея. FEROP — организация солидная, международная, но не имеющая стабильного бюджета. Дорогостоящие экспедиции биологов, как правило, оплачиваются из средств выигранных научных грантов. Неудивительно, что при скромном финансировании ученые кровно заинтересованы в дополнительных средствах. Условия сделки науки и бизнеса просты: туристы оплачивают научную экспедицию, биологи позволяют им наблюдать за морскими животными в условиях дикой природы. Кроме косаток и других китообразных — серых и горбатых китов, финвалов и кашалотов, которые несколько месяцев в году проводят время у берегов Камчатки и Курильских островов, — в распоряжении туристов дальневосточные красоты с возможностью подняться на действующий вулкан Эбеко на Парамушире (Курильские острова), пойти в рейс на научном судне вдоль побережья Камчатки и сделать шедевральные кадры уникальной природы и животного мира.
«За все время существования компании наибольший интерес туристов был именно к экспедиции по наблюдению за косатками. Люди постоянно звонили, интересовались, появились ли свободные места. И это притом, что проект был очень дорогой. Во-первых, стартовал он в Петропавловске-Камчатском, до которого еще нужно было долететь. Во-вторых, очень дорогая и утомительная последующая логистика. Сначала около полутора суток, или 300 километров, на пароходе до Северо-Курильска, потом еще 80 километров на рыбацком судне до места изучения косаток. Так как экспедиция была летом, в разгар рыболовного сезона, то аренда рыбацкого судна только в один конец в это время года стоит 100 тысяч рублей. Правда, для нас в порядке исключения сделали ценник в 40 тысяч», — вспоминает Родион Житин.
Родион надеется, что наблюдение за косатками станет одним из постоянных предложений «Сибирских экспедиций», и как минимум раз в год люди будут приезжать на юго-восточное побережье Камчатки и западное побережье острова Парамушир.
Большие надежды у предпринимателя и на проект по наблюдению за хищными птицами — соколом, беркутом, черным грифом, белоголовым сипом, пустельгой, когда туристы участвуют в научной экспедиции орнитологов из Сибирского экологического центра. «Притом, что мы второй машиной едем следом за учеными, у нас своя программа путешествия. Наблюдать за птицами и участвовать в кольцевании птенцов — очень интересно, но чтобы разнообразить впечатления мы время от времени покидаем орнитологов и отправляемся искать красивые ландшафты, высеченные на скалах рисунки, спускаясь в пещеры или поднимаясь в горы», — объясняет технологию научно-туристического отдыха Родион Житин. Если первая «пернатая» экспедиция была в Хакасию, то вторую бизнесмен планирует организовать сразу в несколько регионов. 26-дневное «Большое Сибирское Путешествие» охватит Горный Алтай, Тыву, Красноярский край и Хакасию. Кроме наблюдения за хищниками туристам обещают исследовать Убсунурскую котловину в Тыве, пройтись по Тропе Шамана в Хакасии, посетить древнейший в мире астрономический комплекс Сундуки.
Никто не ждет
Научно-этнографический характер носит и последняя экспедиция Родиона Житина в Западную Монголию. Как и тысячи лет назад, этот край высокогорных степей остается центром кочевой цивилизации: ни процессы глобализация, ни бурное развитие информационных технологий, ни мировые войны никак не повлияли на традиционный быт людей, живущих на этих землях. А ведь «Великая Степь» — одно из самых малоизученных социально-исторических явлений человеческой истории. В степи человек сел на лошадь, изобрел колесо, здесь сформировался кочевой тип ведения хозяйства и создавались самые сильные армии в мире.
«Наша экспедиция преследовала несколько целей. Во-первых, мы хотели погрузиться с головой в кочевую культуру Сибири и Монголии, посмотреть, как живут современные кочевники, пообщаться с ними, посидеть вместе в юрте, послушать горловое пение и попробовать настоящий хаан чай, кумыс, курт и баурсаки. Прикоснуться к древнейшей истории кочевых цивилизаций Азии. Это наскальные рисунки — петроглифы, руны на скалах, керексуры, стелы и каменные воины. Во-вторых, посетить уникальный фестиваль беркутиной охоты в Баян-Улгии. И за две недели путешествия нам это все удалось», — победно улыбается Родион Житин.
Притом, что подготовительная работа над экспедицией в Монголию продолжалась почти год, в этом путешествии присутствовала большая доля импровизации и неожиданных сюрпризов, причем как приятных, так и не очень. Например, в последний момент от участия в экспедиции отказался переводчик, но потом, к счастью, оказалось, что в Монголии нет проблем с наличием такого рода специалистов.
«Всем членам нашей команды были известны реперные точки путешествия, такие как горловое пение в юрточном кемпинге Тыдтуярык или музей казахской культуры Жана-Ауле, но мы совершенно не были уверены, что местные жители будут гостеприимны. Опыт показывает, что даже лучше, когда тебя не ждут. Ты видишь людей такими, какие они есть. А монголы по природе общительны и готовы прийти на помощь», — заключает предприниматель. Именно момент неожиданности в экспедициях Родион Житин считает главным преимуществом своего коммерческого предложения. Отсюда, не бывает двух совершенно одинаковых экспедиций. В следующий раз он повезет туристов в Монголию совсем по другому маршруту. «Мы избегаем типовых программ. Мне же самому будет скучно входить в одни и те же жилища, общаться с одними и теми же людьми, видеть одни и те же ландшафты. А будет скучно мне — будет скучно всем. Это неизбежно», — с грустью констатирует бизнесмен.
За время монгольского путешествия экспедиции преодолела расстояние без малого в две с половиной тысячи километров. Примерно треть маршрута — по бездорожью. По оценке Родиона, лучше всего для авторских экспедиций в Сибири подходят два автомобиля — модернизированный российский УАЗ и японский Mitsubishi Delica. В таких поездках не так важен комфорт, как вместимость и надежность автомобиля. Помимо восьми путешественников УАЗ вместил рюкзаки, палатки и прочие необходимые в таких поездах туристические принадлежности, бензин на весь путь следования, еду и даже дрова для костра.
Неконфликтные женщины
К путешественникам у главы «Сибирских экспедиций» всего два требования — готовность пренебречь комфортом и любовь к приключениям, во всяком случае, отсутствие страха перед ними. По оценке Родиона Житина, типичный участник экспедиции — это молодая женщина 30–35 лет от роду. Мужчин в экспедиции примерно треть. Как правило, это менеджеры, дизайнеры, брокеры, были даже московские актеры. «Наши путешественники — это люди со средним московским достатком. На моей памяти был только один случай, когда в экспедиции участвовали крупные предприниматели — семейная пара из Екатеринбурга, владевшая несколькими торговыми центрами», — вспоминает Житин. Большинство из тех, кто обращается в «Сибирские экспедиции», имеют большой стаж путешествий с посещением десятка стран.
Как правило, в двух-, трехнедельной экспедиции участвуют восемь–десять человек. При большем количестве путешественников возрастает риск возникновения конфликтных ситуаций. Прежде чем утвердить команду, Родион Житин обстоятельно общается с каждым участником и минимум за неделю до начала экспедиции знакомит будущих компаньонов. Люди должны быть адекватными, с похожими характерами. Рекорд формирования команды из восьми человек — месяц. В Монголию группу сколачивали почти год. Каждый второй путешествующий становится постоянным клиентом компании.
Реклама не работает
Родион Житин не видит на рынке туристических услуг прямых конкурентов своему бизнесу. Настоящим приключенческим туризмом в России почти никто не занимается. В стране есть компании, предлагающие экзотические туры, но они не организуют наблюдение за косатками или хищными птицами. С теми же игроками, которые способны предложить туристам минимальные околонаучные программы, например, наблюдение за звездами, Житин готов сотрудничать.
До недавнего времени основным каналом продвижение «Сибирских экспедиций» была социальная сеть «ВКонткакте», сегодня же это адресная рассылка предложений по электронной почте и «сарафанное радио». Сейчас в базе контактов шестьсот адресов.
Еще один перспективный инструмент продвижения — организация в Москве встреч для потенциальных участников и уже состоявшихся путешественников. Пока Родион провел только одну такую встречу, но уже в следующем году планирует организовывать несколько таких мероприятий.
«Пробовал размещать и прямую рекламу, но результата не увидел. В последний раз это был рекламный модуль в ЖЖ, стоимостью 100 тысяч рублей. Сейчас решил сосредоточить внимание на развитии сайта, сделать его больше похожим на блог путешественника, с описанием прошедших экспедиций, с выкладкой фотографий», — говорит Родион Житин.
Калькулятор
Основные затраты Родиона Житина по организации авторских путешествий — это покупка туристических принадлежностей. Три палатки, каждая из которых рассчитана на троих–четверых человек, обошлись бизнесмену в 36 тыс. рублей; мебель для кемпинга — 5 тыс. рублей; бензиновый генератор мощностью 1,2 кВт — 12 тыс. рублей; газовые горелки, котлы и посуда — 10 тыс. рублей, спутниковый телефон с SIM-картой — 60 тыс. рублей, рации для восьми человек — 6 тыс. рублей; мобильная баня — 42 тыс. рублей. Спальные мешки Житин рекомендует покупать путешественникам самостоятельно, но готов выдать, если у кого-то нет. Новый спальный мешок стоит около 4 тыс. рублей. Аренда внедорожника с услугами водителя-гида стоит 7–10 тыс. в сутки. В экспедиции в Монголию водитель выступил соорганизатором тура. Стоимость тура зависит от количества дней и удаленности экспедиции. Так, десятидневный тур в Семиречье стоил каждому из участников 1,4 тыс. долларов; десятидневный исследовательский рейд вдоль Камчатки — 136,5 тыс. рублей; двухнедельный тур в Монголию — 1,69 долларов. В последнем случае в сумму входило: организация и планирование экспедиции, ответственность за безопасность; встреча и проводы в аэропорту или на железнодорожном вокзале; передвижение на автомобиле по всему маршруту путешествия; проживание в местах ночевки; концерт горлового пения и традиционная кухня; сборы во всех национальных парках Монголии; медицинская страховка и страховка от несчастного случая; двухразовое питание; снаряжение. За организацию путешествия Родион Житин получает доход минимум в 100 тысяч рублей. Окупаемость стартовых вложений — две–три экспедиции.
Планы
Родион Житин пока не готов к расширению границ путешествий. В следующем году география останется прежней — Сибирь, Казахстан, Монголия, Камчатка и Курильские острова. Возможно, добавится Крым с изучением там хищных птиц. Но больше появится зимних экспедиций. Предприниматель намерен расширить коммерческое предложение за счет разработки обучающих курсов для начинающих путешественников, а также тех, кто хочет открыть свой туристический бизнес с авторскими экспедициями. Кроме этого, Родион задумался над выпуском туристического снаряжения с логотипом компании. Ожидается, что первым шагом станет выпуск футболок.