Данила Черкасов, одна из самых заметных фигур в российской воркаут-среде, встретился с «Большим спортом».
Мне кажется, это уже в прошлом. А если кто-то и продолжает остро реагировать на условное приписывание человеку определенной значимости, то с точки зрения психологии здесь ничего нового – обыкновенная зависть. К тому же сейчас, когда культура воркаут находится в очень непонятном и мало организованном состоянии, это бессмысленно. То, что в свое время послужило мощным толчком к популяризации воркаута в стране, для меня уже пройденный этап. В настоящее время есть другие интересы и пути развития. На происходящее с воркаутом в России поглядываю одним глазом.
Как и раньше, сейчас нельзя дать объективную цифру. Прежде всего, надо определиться с критериями – кто эти люди, занимающиеся воркаутом: профессиональные и начинающие атлеты, отрабатывающие элементы для участия в соревнованиях, или обычные жители города, которые периодически выходят на площадки для поддержания должной физической формы? На этот вопрос у меня нет четкого ответа. И кто бы вам чего не сказал – это будет неправда. Чиновники в том числе, несмотря на то что у них есть какие-то цифры. В свое время, для красивой отчетности, им приходилось составлять журнал тренировок, используя базу данных людей, которые о воркауте толком ничего не слышали. Как сейчас – не знаю. Точных цифр у меня нет. Могу сказать лишь одно: количество людей в Москве, вообще занимающихся на постоянной основе чем-либо, ничтожно мало. Субъективно – 3–5% от общего числа проживающих.
Если позволите, то хочу выразить уважение прошлому руководителю департамента культуры Москвы Капкову Сергею Александровичу. Не Собянину, на встрече с которым я презентовал проект Workout, не городскому департаменту спорта. Именно Капков заложил в свое время тенденцию строительства немалого количества воркаут-площадок на территории парков, их количество продолжает расти. Сейчас я не могу выразить должного уважения чиновникам. Разве что тем, кто отвечает за благоустройство спортивных площадок на территории округов и районов. Однако выказывать уважение за то, что должно быть само собой разумеющимся, – странновато. Вот если бы они смогли активизировать на них активность на постоянной основе (так, чтобы массово, а не точечно) – это было бы совсем другое дело.
Если говорить о соревновательном воркауте, то количество и качество новых участников весьма невелики. Даже на последнем чемпионате мира в Москве общий уровень спортсменов не поразил. Ежегодно на просторах сети появляются перспективные уличные атлеты, но в масштабах страны это немного. Пока нет той активности и вовлечения, как это было четыре–шесть лет назад. Возможно, что-то изменится с появлением мощной организации. И ею точно не может стать российская или мировая федерация воркаута. Но они могут выступать отличным подрядчиком для тех, кто видит, как можно развивать наш вид дальше. Что для этого нужно? Большой бюджет, но точно не от чиновников. Самым оптимальным были бы некое меценатство или бренд, который хотел бы завоевать большую аудиторию, при этом неся социальную ответственность перед обществом.
Вы тренируете людей вне зависимости от уровня их подготовки. Лет шесть назад я смотрел сюжет на ТК «Россия-2», где вы гарантировали ведущему, большому и явно неспортивному мужчине, что через год он будет делать «флажок». Как ведете человека к такой цели?
Того парня больше не видел. Видимо, у него появились иные цели. При работе со мной их сразу нужно озвучивать. Дальше я предлагаю варианты тренировок, провожу пару занятий. Смотрим – нравится или не нравится. Затем выстраиваю программу под человека: контролирую и отслеживаю результаты. Если у него сложности с питанием, то направляю к специалисту, рекомендую сделать анализ крови.
Ваша любимая тренировка – как она выглядит?
Это поднятие 300-килограммовой покрышки, отжимания на брусьях с дополнительным весом 60–80 кг, выпады с человеком весом 40–50 кг на спине, берпи с высоким подъемом коленей к животу, немного классических отжиманий – 50– 70 повторений за раз. Количество подходов и повторений варьируется. Как видим, я почти не перечислил ничего из того, что отражало бы классический воркаут в нашей стране. Акцент на силовой работе с отягощениями, разбавленной мощным кардио в виде усложненных берпи.
В какой момент стоит добавлять отягощения?
Тогда, когда вы можете с собственным весом подтягиваться 15–20 раз. Отжиматься на брусьях 25–35 раз. Приседать 30–50 раз. Давайте будем отталкиваться от этих цифр, если речь идет о постепенном и грамотном физическом росте. Но могут быть и свои исключения. В конечном итоге я предлагаю выйти на уровень, когда вы гармонично сможете совмещать и работу с собственным весом, и работу с железом, не забывая про огромный пласт функциональных занятий, включая йогу, stretching, TRX. Да тот же самый кроссфит все чаще и чаще меня соблазняет.
На YouTube сейчас популярны «зарубы»: кто больше пожмет, бодибилдинг против кроссфита, калистеника против силачей старой школы и так далее. Вас приглашали участвовать? Интересен такой формат?
Нет, меня не приглашали, так как я не особо медийный, если брать количество подписчиков. Само шоу будет набирать обороты. Картинка красивая, подача на уровне. Есть вопросы к тому, будет ли в таких «зарубах» соблюдаться качество выполняемых упражнений. То, что я видел однажды, – это никуда не годится, лишь бы урвать победу. Ладно, ты удовлетворишь личные амбиции и победишь, но по ту сторону экрана сидит молодежь, которая будет копировать. За этим надо как-то следить и пропагандировать техничность.
Кстати, о копировании. Популярные атлеты, рассказывая о своем «идеальном питании», невольно соблазняют зрителей на эксперименты: «я буду делать так же!» Франк Медрано – веган. Крис Херия практикует периодическое голодание (16/8 – полный отказ от еды на 16 часов и 8 часов, когда есть можно): таким образом он дает передышку желудку, который, по его убеждению, не должен переваривать пищу 24/7. Юстына Грачык, боец Bellator и диетолог, назвала такое голодание бредом: «Мы теряем мышечную массу, это огромный стресс для организма, люди просто его убивают». Сама Грачык питается минимум четыре раза в день: «главное – разнообразие и большая калорийность продуктов». Вам есть что сказать по этой теме? Экспериментировали с чем-то?
Мое питание – полный гедонизм. И поесть я люблю много. Если тренировки интенсивные, тело всегда дает знать, что его надо заправить как можно быстрее да побольше. В ход идет все, что люблю. У меня сейчас нет красивого телосложения, с определенным жировым и мышечным соотношением. У других есть – у единиц. Дело это муторное, нужно заморачиваться.
Я не люблю давать советы по питанию. Но очень уважаю эволюцию и историю человеческого вида. Если бы Медрано со своим веганством оказался в каменном веке, то, риторический вопрос, пищей для кого бы он стал? Голодание от Херии – да пускай хоть випассану практикует. Если при этом его уровень физического развития не падает, а только растет, почему нет? Другое дело – будет ли реально какая-то корреляция между тем, что он физически прогрессирует из-за питания, голодания или прочего поглощаемого. Но калорийность для достижения результатов – вещь очевидная. А далее практикуйте разные варианты. Прислушивайтесь к телу, отслеживайте его реакции, делайте собственные выводы.
Турникмен из Минска Максим Трухоновец сказал, что «в Белоруссии тяжело развиваться в медийном плане и как-то монетизировать свое увлечение». Как с этим в России?
У Максима сейчас 105 тысяч подписчиков в Instagram. Он может зарабатывать через свой паблик до 100 тысяч рублей в месяц (1500 долларов). Но для этого нужны знания или грамотный человек, который возьмет на себя все вопросы по поиску потенциальных рекламодателей, с которыми необходимо вести переговоры. 100-тысячная аудитория (если без ботов) – это очень мощный ресурс для монетизации. Но чтобы быть в плюсе, надо уметь договариваться и себя продавать. Не раз сталкивался с тем, что атлеты занижают стоимость рекламы в два–четыре раза. И их можно понять: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Поэтому мы постоянно наблюдаем в сети рекламу спортивного питания, футболок-маек сомнительного качества, ленточные амортизаторы, разные версии готовой еды (как правило, оплата только едой), гири с разными мордами. В общем, надо иметь навыки и минимум понимания, что и сколько может стоить, особенно если это ваш труд и личное время. А чтобы все это понять, надо будет найти специалиста по личностному росту! Порочный круг, чтоб его. Видите, ментальный рак подкрадывается к нам все ближе и ближе, и это не паранойя.
Вы часто троллите людей, которые пишут мотивационные, как им самим кажется, посты в Instagram, а также тренеров личностного роста и персонажей, которые тратят десятки тысяч на то, чтобы послушать Тони Роббинса. Объясните, что вас раздражает.
Раздражают современные тренеры личностного роста. Не все. Только 99% из 100. Потому что есть 1% тех, кто по-настоящему знает свое дело. Остальные – вариация мошенников, которые, прочитав книжки и пройдя курсы других мошенников, уверовали, что способны успешно справляться с запросами тех, кто хочет радости, счастья и богатства. Научиться красиво говорить – не проблема. Красиво, но при этом недорого одеваться – тоже. Как и бросать в толпу заученные фразы, умные психологические термины. В принципе, вот и готовый тренер личностного роста. Скажите: вот зачем гуру лезть из кожи вон, чтобы к нему стекались? Его умения, результаты – сработает сарафанное радио. Не нужна никакая реклама. Хотите мощный пример того, каким должен быть специалист в этой области?
Давайте.
Один из любимых моих сериалов – «Миллиарды». Там есть специалист по работе с персоналом – Венди Роадс. Она помогает сотрудникам хедж-фонда разбираться в насущных проблемах, очень грамотно формируя мотивацию всех членов команды, которые приносят фирме миллионы долларов. Вот это настоящая работа мастера.
Венди – человек с огромным опытом, психиатр по образованию. Чтобы заниматься личностным ростом, его однозначно надо иметь. По крайней мере, вы будете хоть как-то понимать, что при работе с человеком неэффективно использовать стандартные схемы с тренингов. Это глупо. Это обман людей.
Есть еще бизнес-тренеры, это полный… Люди, которые не имеют собственного бизнеса (инфобизнесы и SMM-конторы сюда относить не будем), готовы вам помочь создать бизнес с нуля. Если это не мошенничество, то что? Тысячи лет развитию человеческой цивилизации, но общий уровень адекватности и трезвости восприятия очень низкий, что мы и видим в связи с появлением огромного числа тренеров и желающих посещать их курсы. Возвращаясь к вопросу. Меня раздражает тотальное распространение некомпетентных «специалистов», которые формируют такую же армию некомпетентных с еще более низким КПД. Скоро каждый третий будет тренером личностного роста и бизнес-тренером, а экономика в стране как будет опираться на природные ресурсы, так и продолжит, дополнившись лишь «наимощнейшими» продуктами в сфере лендинга и SMM.