По данным Стоматологической ассоциации России, в последние годы к стоматологам обращается всё больше людей пожилого и даже старческого возраста, подчас с немалым букетом хронических заболеваний. В общем это радует: увеличилась продолжительность жизни, и люди, невзирая на возраст, хотят хорошо выглядеть. Ведь хорошие зубы, красивая улыбка – залог здоровья и успеха. Но терапевтическое, а тем более хирургическое лечение в современной стоматологии немыслимо без обезболивания, то есть использования местных анестетиков, компоненты которых могут вызвать нежелательные реакции у таких пациентов. Поэтому, если есть проблемы с сердцем, почками, артериальным давлением, аллергией и любыми другими нарушениями, о них нужно обязательно заранее предупредить врача. В группу риска также входят люди, испытывающие повышенную тревожность и страх перед лечением, а также беременные и кормящие женщины.
Развитие современной стоматологии привело к тому, что большие по объёму, сложности и длительности вмешательства проводятся в амбулаторных условиях. Теперь для качественного местного обезболивания необходимо использовать новые, более эффективные и безопасные методы обезболивания и седации. Для этого нужны не только современные препараты, но и высокий профессионализм врача. К сожалению, так бывает не всегда и не везде.
Но этому специально учат стоматологов?
Конечно. В этом году мы празднуем 100-летие Университета и 35-летие нашей кафедры. Студенты на третьем году обучения осваивают все виды местного обезболивания. Этот курс включает не только практические навыки, но и знания фармакологии, анатомии, анестезиологии. На пятом курсе особое внимание уделяется группам риска – людям с хроническими заболеваниями, беременным и пожилым. Постдипломное образование даёт навыки по оказанию неотложной помощи в нештатных ситуациях. Нужно учитывать и то, что некоторым людям становится плохо ещё до начала лечения. То, что кто-то делает на лице, психологически всегда воспринимается острее. К тому же у многих есть неудачный опыт прошлого лечения, часто – в детстве. Поэтому каждый стоматолог обязан уметь заговаривать зубы.
То есть как?
Система комбинированного обезболивания подразумевает местную анестезию, применение седативных средств, плюс доброе слово. Для «доброго слова» существует даже специальный термин – «ятрогенная премедикация». Это очень важно и полностью зависит от врача. Будет не так страшно, если он всё объяснит: «Сейчас мы сделаем то-то, а потом будет так-то, вы почувствуете то-то». Спокойный голос, уверенные интонации, участие. Местный анестетик снимает чувствительность в месте введения, но он не снимает страха перед вмешательством. Поэтому пока пациент рассказывает про свой зуб, нужно оценить его общее состояние: измерить давление, пульс, и т. д. Это всё даёт время, чтобы снять вегетативный компонент болевого реагирования, когда сужаются зрачки, проступает пот, колотится сердце. Разговоры – часть лечения и профилактики осложнений. Неслучайно непереносимость местного анестетика, подчас указываемая пациентами, зачастую не является истинной аллергической реакцией, а имеет стрессовый характер.
Квалифицированный врач обязан учесть все противопоказания и найти оптимальный способ обезболивания.
Но ведь настоящие аллергические реакции всё-таки есть?
В своё время их было достаточно много на прокаин (новокаин), который уже практически не используется. Лидокаин – тоже препарат старой генерации (изобретён в 1946 году), но именно он применяется в медицине пока чаще всего. Самое новое сейчас – артикаинсодержащие анестетики. Артикаин был синтезирован в 1976 году, а производить и широко использовать его начали только в начале двухтысячных, ровно через сто лет после новокаина. Это принципиально новый препарат. Множество международных и наших исследований доказали, что на сегодняшний день он лучший. Более эффективный, более безопасный, менее болезненный при введении, быстрее выводится. По показаниям сейчас применяют и мепивакаинсодержащие анестетики, которые также безопасны. Но нужно учитывать, что помимо анестетика для пролонгирования его действия и некоторого усиления эффекта в анестезирующем препарате используются вазоконструкторы (адреналин) и стабилизаторы (сульфиты натрия и калия). И порой нежелательные реакции возникают именно из-за адреналина. Особенно в случае, если игла попадает в сосуд. Внутрисосудистое введение препарата является крайне неприятным осложнением, так как сопряжено с целым рядом последствий: прямым токсическим действием местного анестетика и вазоконструктора на сердечно-сосудистую и нервную системы. К сожалению, внутрисосудистая инъекция является не редким явлением при проведении анестезии. Чтобы предотвратить введение в кровеносное русло высококонцентрированных веществ, используемых для местного обезболивания, необходимо обязательно проводить аспирационный тест. Аспирация – всасывание среды, в которой находится кончик иглы. Врач слегка подаёт поршень шприца на себя, чтобы убедиться в отсутствии в нём крови. Поэтому при проведении анестезии важен не только сам препарат, но и руки врача. Введение анестетика – целая наука: под каким углом, каким шприцем и какой иглой.
Здесь тоже есть новые технологии?
Конечно. Сейчас основная задача – повсеместное распространение карпульной технологии. Карпула – это стерильный цилиндрик с анестетиком, произведённый в заводских условиях. Она безопасна благодаря точности разведения и готова к употреблению, ничего не надо переливать или смешивать. Её устанавливают в специальный шприц со сверхтонкой иглой и вводят. Это даёт возможность стоматологу любой специальности делать анестезию. Разработан и безыгольный инъектор. Особенно это актуально для детей и людей, которые боятся игл. По принципу действия он похож на инсулиновую ручку: через сопло диаметром 0,15 мм энергией сжатой пружины в десну впрыскивается анестетик. К сожалению, в России этот метод ещё очень мало распространён.
Но анестезия всё равно ассоциируется с риском. Как его снизить?
По статистическим данным, среди пациентов амбулаторного стоматологического приёма многие страдают различными общесоматическими заболеваниями, и частота осложнений у них достоверно выше. Поэтому самое главное для местного обезболивания – тщательный сбор анамнеза: пациент обязательно должен рассказать врачу о своих проблемах со здоровьем. В некоторых зарубежных клиниках невозможно даже зарегистрироваться и завести историю болезни, пока руку не вставишь в рукав для измерения давления! У нас в некоторых клиниках уже установлены мониторы, и пока доктор лечит, идёт постоянный контроль ЭКГ, пульса, давления, сатурации. Стоматолог при наличии такого контроля спокойно делает своё дело. Чтобы лечь в стационар, нужно собрать двадцать справок, а у врача-стоматолога таких данных нет – только то, что человек сам скажет. Нужно учитывать и то, что с возрастом обменные процессы замедляются и нужно больше времени, чтобы лекарство сработало. Снижаются и компенсаторные возможности, а наличие нескольких сопутствующих заболеваний требует приёма медикаментов, которые могут разным образом взаимодействовать с анестетиками. Если действительно есть лекарственная аллергия на местную анестезию, можно использовать общее обезболивание (наркоз). Но для его проведения у тех, кто вас лечит, должна быть специальная лицензия и штатный врач-анестезиолог.
Может быть, это выход для тех, кто панически боится лечить зубы?
Нет. Местное обезболивание было, есть и будет ведущим в нашем деле. К общему обезболиванию должны быть специальные медицинские показания. А для тех, кто боится, необходимо применение препаратов, которые снимают боль, тревогу, страх. Лечение у стоматолога всегда должно быть комфортным и безопасным. Лично я посвятил этому 50 лет своей врачебной, научной и педагогической деятельности, руководствуясь лозунгом: «Безопасность пациентов через образование врачей!».
Препараты, влияющие на местные анестетики
- Действие усиливается: Адреналин, бикарбонат, гиалуронидаза, магний
- Действие ослабляется: Гистамин, атропин, барбитураты, серотонин, глюкоза
На ком учатся стоматологи?
Сегодня студенты изучают стоматологию и обезболивание на специальных манекенах с обратной связью. Они точно воспроизводят реакции человеческого тела и сразу дают возможность понять: здесь не так надавили, здесь не тот хват, здесь надо быстрее. Сенсорные фантомы вздрагивают от боли, пищат и даже разговаривают с доктором. По глазам манекена можно читать эмоции – ожидание, волнение, боль.
Виды анестезии
Инфильтрационная анестезия
Инъекционное введение анестетика в мягкие ткани десны. Наиболее распространённый вид обезболивания при удалении фронтальных зубов. Снижает болевую чувствительность в среднем на час. Неэффективный метод для удаления жевательных зубов.
Проводниковая анестезия
Анестетик вводят в область ветвей тройничного нерва, которые обеспечивают чувствительность дёсен и зубов. Препарат действует через несколько минут после инъекции, онемение сохраняется ещё на протяжении двух часов. Используют при сложных хирургических вмешательствах на десне и коренных зубах.
Интралигаментарная анестезия
(разновидность инфильтрационной)
Обезболивание путём введения анестетика между зубом и десной. При таком способе введения расходуется значительно меньшее количество препарата, что особенно важно для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Седация закисью азота
(требует обязательного врача-анестезиолога и специальной лицензии)
Нарушение сознания поверхностное. Закись азота поступает интраназально (распыление в носовой полости). После прекращения введения действие препарата заканчивается, состояние и реакции стабилизируются. Методика позволяет снизить уровень страха и беспокойства. Чаще выполняют пациентам с высокой тревожностью, при проведении травматичных и продолжительных стоматологических процедур.