На встрече стало ясно, что самолеты Boeing и Airbus останутся в России, но летать они будут только по внутренним маршрутам. Стоит какому-либо лайнеру оказаться за рубежом, и его немедленно арестуют.
Несмотря на то, что большинство перелетов из России и обратно отменили после того, как страны ЕС закрыли воздушное пространство для наших лайнеров, остался целый список государств, куда из России можно улететь напрямую. До недавних пор это были Азербайджан, Армения, Египет, Турция, Сербия, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Израиль, Марокко. В начале апреля премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что Россия расширяет этот список. «Мы возобновляем авиасообщение с 52 странами, включая Аргентину, Индию, Китай, ЮАР и другие дружественные для нас государства», - сказал премьер.
Хватит ли в стране воздушных судов для этих перевозок? Пока чиновники настроены оптимистично. Многие лайнеры уже внесены в российский реестр и перестрахованы российскими компаниями. Министр транспорта РФ Виталий Савельев сообщил, что сейчас в российском реестре уже почти 800 самолетов.
Экспертов больше всего волнует вопрос безопасности: иностранные лайнеры останутся без технического обслуживания, которое осуществляли компании-производители. Сможет ли отрасль заменить иностранных специалистов? Чиновники считают, что пока волноваться рано. «Парк иностранных бортов, переводимых в российский реестр, достаточно молодой: средний возраст самолета менее 15 лет, что позволяет продолжить его эксплуатацию без ущерба безопасности авиаперевозкам», - отметил вице-премьер Юрий Борисов. Чуть позже он уверенно сказал, что решение проблемы есть.
Некоторые специалисты все-таки сомневаются, что можно обслуживать парк иностранных самолетов исключительно своими силами. Им возражают представители профильных госструктур. Они уверены, что при наличии достаточного финансирования смогут производить копии иностранных комплектующих или закупать аналоги. Но в каких именно странах и по каким схемам, чиновники пока не говорят.
ЛЕТАТЬ БУДЕМ БОЛЬШЕ И ДЕШЕВЛЕ
Президент Путин заявил, что объем внутрироссийских перевозок по сравнению с прошлым годом надо значительно увеличить, а число перевезенных пассажиров должно составить не менее 100 миллионов человек. Только так можно поддержать авиационную отрасль и дать толчок к ее развитию. Но как добиться, чтобы граждане бросили полюбившиеся поезда и отправились в аэропорты?
Для достижения этой цели правительство собирается запустить масштабную программу компенсации части стоимости авиабилетов на внутренних маршрутах. Причем речь идет о рейсах, которые состоятся в самый активный период перелетов - с апреля по октябрь. Пока чиновники не говорят о подробностях. Сколько денег удастся сэкономить путешественникам, решившим воспользоваться услугами авиакомпаний? Вероятно, этот вопрос еще окончательно не решен.
Еще одна приятная новость: Владимир Путин распорядился компенсировать стоимость перелета тем россиянам, кто приобрел билеты, но из-за санкций не смог улететь. «Если в прошлые периоды мы выдавали сертификаты, то сейчас сложнее реализовать эту программу, потому что многие маршруты просто закрыты, мы ограничим возможности граждан использовать эти сертификаты, поэтому нужно выдать деньги», - заявил президент.
РОССИЙСКАЯ АВИАЦИЯ ПОШЛА НА ВЗЛЕТ?
Месяц назад «Мир новостей» писал о том, что президент Татарстана Рустам Минниханов предложил наладить выпуск самолетов, которые были разработаны еще в советское время. Речь идет о Ту-214 и широкофюзеляжном Ил-96. Надо отметить, что Минниханов является не только главой региона, где находится главная площадка знаменитого Казанского авиазавода (филиал ПАО «Туполев»), но и председателем совета директоров этого предприятия.
В начале апреля в Казань приехал вице-премьер Юрий Борисов, посетил авиазавод, после чего стало ясно, что возобновление производства «тушки» рассматривается уже не умозрительно. Вероятно, сейчас просчитывается, какие ресурсы для этого необходимы.
На широко разрекламированный «Суперджет-100» пока рассчитывать не приходится. В этом проекте явная нехватка отечественных комплектующих, поэтому его производство в ближайшее время под большим вопросом. На самолете нужно как минимум поменять французские двигатели на российские. Но они еще даже не прошли сертификацию. По словам Юрия Борисова, запрет поставки деталей в Россию также сдвигает на 1-2 года и начало серийного производства самолета МС-21.
Возобновление производства отечественных самолетов поддержали в Ростехе. «В условиях серьезных ограничений по эксплуатации гражданских самолетов иностранного производства масштабные задачи стоят перед отечественной авиационной промышленностью. Причем решать их необходимо в очень жесткие сроки», - заявил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. А недавно выступил советник премьер-министра Татарстана Назир Киреев. «Ответ получен - нам дают добро», - сообщил он. Теперь отечественная авиация вполне может опять услышать команду «На взлет!».
Тем не менее на ряд вопросов четких ответов мы так и не получили. С какой скоростью планируется восстанавливать наш авиапарк? При самом благоприятном развитии ситуации он начнет пополняться через пару лет: сначала - МС-21, еще через пару лет - «Суперджет-100». А новых-старых советских самолетов придется ждать гораздо дольше. Итого: две-три машины в год, ну хорошо - пять. Так сколько же нам еще летать на американских и европейских лайнерах, вдобавок лишившись технического обслуживания и запчастей? Неужели из трех машин будем собирать одну, как во времена дикого капитализма?
Хорошо, скажут нам, за рубеж пока особо летать не будем, пусть к нам летают иностранные авиакомпании. Но тут опять-таки возникает деликатный вопрос: кто будет страховать их машины? Наши «партнеры» наверняка откажутся это делать, а мы можем предложить только рублевую страховку. Устроит ли такой подход компании из ЮАР и Аргентины?
Как видите, мы находимся в самом начале непростого пути и сделали только первые шаги. Будем надеяться, что в правильном направлении...