Число граждан РФ с доходами выше среднего уровня увеличилось за прошлый год на 9,4 млн человек, порадовала аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza. А вы почувствовали, что разбогатели?
Аудиторы уточняют, что за точку отсчета FinExpertiza берет 45 тысяч рублей. Все, что выше, — это по доходам уже средний класс, который в 2022 году составил 36,2% российского населения.
А в Европе доля среднего класса такая: в Норвегии — 80%, Испании — 64%, Финляндии — 75%, Люксембурге — 75%, Германии — 72%, Италии — 67%, Великобритании — 67%, Франции — 74%, Нидерландах — 79%, Дании — 80%. Но важнее разрыв в суммах доходов. Наши 45 тысяч рублей — это меньше не только средней зарплаты в таких странах, как Албания и Болгария, но даже «минималки» в странах Балтии, не говоря о Западной Европе.
Зато нас греет магия цифр в прогнозах и отчетах. Вот Минэкономразвития обещает, что по итогам 2023 года зарплаты в реальном выражении с учетом инфляции вырастут на 5,4%, а в номинальном — на 10,9%. А Росстат утверждает, что средняя зарплата в стране в номинальном выражении уже в декабре 2022 года составила 64 191 рубль в месяц, то есть в полтора раза больше, чем требуется для перехода в средний класс. Но это как средняя температура по больнице. Если доходы 10% наиболее обеспеченных граждан в тот месяц составляли 165 695 рублей, то 10% самых бедных заработали по 10 535 рублей.
Смотрим дальше. По данным все того же Росстата, теневой фонд оплаты труда в 2022 году составил 19,5% от общего объема оплаты труда наемных работников. А в ходе социологических опросов лишь 86% россиян, занятых в экономике, говорят, что получают всю зарплату официально. Как считает декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев, «зарплату в конвертах хотя бы частично получают чаще всего строители, продавцы, разнорабочие, дворники, курьеры, грузчики, неквалифицированные рабочие, работники малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, водители и таксисты». В правительстве обсуждаются меры по снижению уровня теневой занятости. Среди предлагаемых действий — мониторинг трудовых отношений в компаниях с использованием больших данных и установление KPI по снижению уровня теневой занятости в отдельных отраслях. Хотя более эффективными могут стать налоговые преференции для предприятий, которые платят белую зарплату.
Но неожиданный эксперимент по выявлению высоких зарплат у россиян был проведен при создании благотворительного фонда «Круг добра», учрежденного указом президента в 2020 году для финансирования медицинской помощи детям с орфанными (редкими, но тяжелыми и дорогими в лечении) заболеваниями. Основным источником наполнения фонда решили сделать поступления от повышенного на 2% НДФЛ на зарплаты свыше 5 млн рублей в год. «Речь идет об отчислениях с зарплат 200-300 тысяч человек, занятых в основном в газо- и нефтедобывающих отраслях, банковском секторе и обрабатывающей промышленности», — заявил эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. Но теперь появились данные о некотором снижении общей суммы взносов, перечисляемых в фонд. Похоже, некоторые богатенькие Буратино начали экономить, уводя в тень часть своих фактических доходов. Это можно считать ответом на настойчивые предложения о введении в стране прогрессивной шкалы НДФЛ.
Снижение теневой занятости возможно только через «движение навстречу друг другу» бизнеса и государства, считает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. В пример он привел эксперимент в отрасли общепита: с 2022 года предприятия этой сферы освободили от НДС, а также расширили для них критерии отнесения к МСП с 250 до 1,5 тысячи человек. В результате выведение из тени этой отрасли идет очень успешно, констатировал он. Эксперимент по обелению проводится также среди клининговых компаний — ряд из них вошли в специальный реестр ФНС и согласились платить налоги выше среднеотраслевого уровня. Действовать нужно методом не только кнута, но и пряника, уверен Шубин.
Есть и более серьезный аспект этой же проблемы. По данным Росстата, за последние семь лет доля оплаты труда в ВВП (включая «ненаблюдаемые» зарплаты) снизилась с 48,2 до 39,1% по итогам 2022 года. Куда в основном пошли эти средства? В прибыль предприятий, в повышение размера дивидендов, получаемых акционерами. Но не инвестировались в создание высокооплачиваемых рабочих мест. И в этом есть претензия общества к российскому бизнесу. Однако претензии имеются, а о мерах ничего не слышно.
Где же нужно трудиться, чтобы хорошо зарабатывать? Центр профориентации для школьников и взрослых «ПрофГид» составил некий рейтинг высокооплачиваемых вакансий на популярных площадках трудоустройства hh.ru, «Работа.ру», Avito, SuperJob.ru. Наиболее предпочтительными оказались два сектора: IT-специалистов и топ-менеджеров. Причем зарплаты руководителей среднего и высшего эшелона нередко бывают выше, чем в IT, и не только в обеих столицах. В Москве за работу на должности директора по продажам стройматериалов и оборудования готовы платить 800 тысяч до вычета налогов; в Новосибирске директору по продажам недвижимости — от 200 до 500 тысяч на руки; директору по продажам автомобилей и спецтехники в Челябинске — 300 тысяч чистыми.
Далее в рейтинге стоят летчики и менеджеры, бухгалтеры, аудиторы и инженеры. В толковых словарях последней профессии дают такую расшифровку: «специалист, который создает и совершенствует технику, механизмы, устройства, коммуникации». Диапазон зарплат довольно широк: от 100 тысяч рублей, которые предлагают главному инженеру в Екатеринбурге, специалисту в области АСУТП в Сыктывкаре и куратору общестроительных работ в Уфе, — и до 160 тысяч рублей, на которые могут рассчитывать ведущий инженер-технолог в Ростове-на-Дону и инженер-конструктор в Твери.
Но в том же рейтинге на четыре ступеньки выше стоят менеджеры, которые на рынке труда оцениваются куда дороже: до 170 тысяч рублей — в Воронеже, от 150 тысяч рублей — в Краснодаре и Ростове-на-Дону, от 120 тысяч рублей — в Иркутске. Это свидетельство недооценки российским бизнесом значения высоких технологий при зарабатывании денег, включая потенциальную пользу от повышения уровня образования и квалификации персонала. Один из результатов — 29-е место России в мировом рейтинге по индексу уровня образования населения. И низкая производительность труда в экономике: по оценке «S+Консалтинг», втрое ниже, чем в Германии, и впятеро ниже, чем в США.
Кстати, по данным кадрового портала hh.ru, при поиске рядовых кадров две трети российских работодателей не требуют от соискателей наличия образования, компенсируя отсутствие любого диплома необходимостью иметь опыт от одного до трех лет. Правда, это лишь при найме сотрудников на зарплату не выше 105 тысяч рублей — своеобразного «потолка» для таких соискателей. Почти четверть вакансий без требований о стаже приходится на розничные сети: продавцов, менеджеров по продажам или по работе с клиентами. Также среди специальностей без образования — рабочий персонал, водители, экспедиторы, складские работники, курьеры и диспетчеры.
Что удивительно: только треть вакансий для IT-специалистов содержит требование об образовании, сообщили в SuperJob. Среди соискателей также становится меньше кандидатов с дипломом, хотя пока они составляют большинство. К примеру, окончивших вуз программистов PHP сейчас на рынке 75%, а в 2020 году было на 3% больше. Популярность высшего образования в этой сфере снижается за счет большого количества выпускников онлайн-курсов.
На какое же будущее следует рассчитывать нашим согражданам? Ведь сегодня почти половина (47,2%) российских семей заявили, что не готовы к неожиданным тратам — например, расходам на срочное лечение или незапланированный ремонт. Это следует из результатов комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в 2022 году. По сравнению с 2020 годом (исследование проводится раз в два года) показатель незначительно уменьшился — тогда непредвиденные траты были не по карману 51,1% домохозяйств. Свести концы с концами очень легко и сравнительно легко могут 26,3% российских семей, с небольшими затруднениями — 37,7%, со сложностями и большими сложностями — 35,9% домохозяйств, следует из данных статистического ведомства.
Но доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский уверен: обеспеченных россиян куда больше, и даже в регионах жалованье в размере 75 тысяч рублей — далеко не предел. «Следует понимать, что речь идет о данных по заработной плате, которую гражданин получает только в одном месте. Однако далеко не секрет, что многие россияне трудятся в нескольких местах. Где-то получают 80 тысяч, где-то — 70 тысяч, — утверждает эксперт. — За примерами далеко ходить не надо: посмотрите на новые дома, посмотрите на индивидуальное жилищное строительство в пригородах, посмотрите на машины, которые ездят по нашим дорогам».
Так, может, нам следует верить не цифрам в отчетах, а своим глазам?