Митинг в поддержку арестованного и этапированного в столицу губернатора превратился в протест против неуважения центром самой дальней окраины страны.
«Москва - вон! Москва - вон!» - многотысячно и отчаянно кричал Хабаровск, складывая большой смачный кукиш в направлении столицы.
В этот момент центр города блаженствовал в радостном параличе. Сладкий миг первых минут народных волнений, когда вокруг царит веселый одушевляющий бардак. Полицейские безропотно помогают демонстрантам перекрыть движение. Автомобилисты, запертые в пробки, как будто рады бунтарскому плену и приветственно гудят. Все улыбаются и кричат странные вещи…
В этот момент объект критики - Москва - мирно спала. На другом конце земли в свои 4 часа утра. И отчего бунтует Дальний Восток, по своему обыкновению не понимала. Честно говоря, и я грешным делом недооценил Хабаровск, уже подумывая о его капитуляции. Ой, зря!
Еще сутки назад, казалось, город смирится с арестом своего популярного губернатора Сергея Фургала. Причем по причине самой обыкновенной. По русской смиренной традиции легче проглотить обиду, поворчать и в решении - подставлять ли под полицейские дубины спину или мудро дождаться решения справедливого российского суда - выбрать очевидное…
А тут - на тебе!
В 11.30 по местному времени, за полчаса до момента икс, о котором перешептывался весь хабаровский интернет, город вдруг заголосил.
«СТОЛИЦА ВСЕГДА НАС НЕДОЛЮБЛИВАЛА»
Власти накануне перекрыли площадь турникетами, объявив, что ее срочно надо продезинфицировать от ковида. Люди просто аккуратно убрали ограждения и направились к зданию краевого правительства.
Через 15 минут количество митингующих удвоилось, они своей нарастающей массой стали заполнять соседние дороги, несчастных полицейских, сиротливо стоящих среди демократического шторма, просто вежливо обходили.
А потом случилось неизбежное - митинг превратился в гигантскую змею-колонну, которая неспешно двинулась в сторону Амура. В обрамлении уже окончательно запертых у обочины машин, сигналящих что есть мочи...
Солнце. Ни ветерка. Гуляем. Кричим. По пути веду психологические беседы с «одноколонниками».
- Понимаю, вы злы из-за ареста Фургала, - говорю я пареньку в маске (хвала ковиду, анонимно бунтовать теперь очень удобно), когда он снова выпалил: «Москва вон!». - Но Москва-то в чем провинилась?
- Да все себе тащите, - буркнул он. - Ничего нам не оставляете. Заводы, рыбу, лес. Хороший губер был Фургал, и того вы утащили.
- Вы, москвичи, наглые, высокомерные, - сказал кто-то за спиной. Поворачиваюсь.
- Не ты конкретно, старик, - неловко улыбается мужичок. - Ты, я вижу, в норме. Но Москва всегда нас недолюбливала. Вот, к примеру дочь моя сдает ЕГЭ, и выясняется, что для Дальнего Востока задачи сложнее, чем для Питера и Москвы. Справедливо?
- Или вот смотри, - атакует меня следующий хабаровчанин. - Почему, думаешь, за Фургала так народ встал? А потому что у нас наконец-то появился нормальный губер. Я рыбак. И уж я-то знаю, что при Шпорте (предыдущий глава края. - В. В.) рыбы в реках не было. У нас в магазинах рыба исчезла! Потому что весь лиман выкупили московские крупные фирмы, и все выгребли подчистую. Спасибо Фургалу, он разогнал эту шайку и рыба появилась.
- И дороги стали делать нормально, - поддакнул кто-то.
- И чиновников сократил, - вздохнул третий. - Ну чего вы в Москве в нас вцепились? Почему жить нам не даете?!
А ЕСЛИ ОН ВСЕ-ТАКИ УБИЙЦА?
В этот момент демонстрация растянулась по всему Хабаровску так, что голова рисковала догнать свой собственный хвост.«Сво-бо-ду! - требовал Хабаровск. - Сво-бо-ду!» А я тихо подбирался к самому больному вопросу о Фургале.
- А если он убийца... - задумчиво повторил мой новый знакомый Семен, густо покрытый модными наколками. Он начал было, как все: «А почему ждали 15 лет» - но я это терпеливо переждал.
- И все-таки, - твержу упрямо. - Да, может, Москва и сфальшивила, может, придержала папочку до лучших времен. Да, Москва окаянная играет в иезуитские игры - закрывая глаза на воровство своих и не прощая чужих. Но ты, Семен, представь - а если твой любимый губер реально убийца?
- Тогда да, тюрьма - это будет справедливо, - расстроенно кивнул он. - Вот только как можно твердо доказать, что было 15 лет назад? И кто докажет так, чтоб я поверил?
- Суд.
- Наш, российский суд?!! - засмеялись все вокруг и как-то вдруг охладели ко мне. Дескать, все понятно - москвич…
«ВЫ КАК БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Торжественно обошли весь город...
- Мам, а почему мало полицейских? Я видела в интернете, таких, как мы, бьют, - сказала девочка маме.
- Потому что мы хорошие люди, - засмеялась мама. - Мы прогуливаемся, не озоруем, ведем себя прилично. А дядя полицейский тоже хотел бы с нами погулять, но ему форма мешает...
От такой наивности потеплело в душе. Ну как скажешь этим двум детям - не разгоняют, потому что губернатора в крае нет, а брать на себя ответственность - дураков тоже. Вот пришлют нового - тогда, наверное, сразу будет, как и положено на Руси.
И так шли, пройдя по кругу, вернулись к зданию правительства. Где митинг покипел-покипел, поругал Москву. Собрал подписи под петицией. И прекратился, как тропический ливень - сам собой.
Я побаивался, что митингующие возьмут (ну коль все теперь можно) и здание правительства, которое никто не защищал. Но не взяли. Да и зачем? Ведь само хабаровское правительство вдруг обратилось к незаконной манифестации с изумительным для современной России посланием:
«Уважаемые жители Хабаровского края! Спасибо за вашу поддержку. Такого единодушия еще не видел ни Хабаровский край, ни Дальний Восток, ни Россия. Мы уверены, что вы будете услышаны.
Все началось с мирной акции поддержки. А ваше шествие по центральным улицам Хабаровска уже сравнили с Бессмертным полком.
Сейчас мы обращаемся к вам с просьбой - не допустить беспорядков и задержаний. Вы свою позицию высказали. Мы ее разделяем вместе с вами и уважаем, это дорогого стоит.
Но мы призываем вас к благоразумию. Агрессия может навредить всем, в том числе и губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу. Мы просим вас разойтись по домам и вернуться к своим родным и близким. Не слушайте провокаторов и не поддавайтесь их призывам».
Хабаровск, продемонстрировав Москве свою силу, успокоился. А я продолжил изучать, в чем все-таки обвиняют Фургала. Ведь уголовное дело возникло именно здесь, в славном бандитском Хабаровске начала 2000-х, с его законниками, воровским общаком, Крабом, Пряником и странным выстрелом у Кировского РОВД.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
«Думали, успокоятся. Но нет...»
В воскресенье Хабаровск выдал вторую волну протестов «Свободу Фургалу!». Этого опять-таки никто не ожидал. После субботнего многотысячного митинга с требованием вернуть на место арестованного губернатора края Сергея Фургала (а это потрясло отвыкшую от столь буйных провинциальных волнений Россию), казалось, город успокоится.
Он и успокоился. Но его разбудили снова.
Первые тревожные слухи, что готовится очередной залп недовольства, пришли утром. По сетям распространилось видео, как отряд омоновцев в касках и с щитами заходит в здание администрации и, видимо, занимает там круговую оборону.
Затем на площади появилась небольшая группа молодых людей (около 150 человек) и с криками «Мы пришли сами», «Свободу Фургалу» снова подошла к администрации. А дальше произошло удивительное...
Митингующих было очень мало. Город явно не захотел больше митинговать и предпочел остаться дома/на даче.
Но по городу из-за какой-то кучки бузотеров вдруг пошла новая цепная реакция. Водители, где бы они ни были (я в этот момент ехал по окраинам Хабаровска), как и вчера, нажали на свои клаксоны. Хабаровск опять загудел.
Группка эта долго моталась по трассам, то и дело возвращаясь к администрации. А водители, видимо, исходили из логики: зачем мне идти куда-то, пусть вон лучше молодежь бегает, а посигналить во имя справедливости - это можно.
И десятки тысяч машин, автобусов, троллейбусов (даже уборочная техника) орали весь воскресный день.
А молодежь (часть из которой, как говорят местные журналисты, называет себя навальнистами) беспрепятственно ходила по городу и даже сцепилась по пути с каким-то гражданином, утверждавшим, что если губер - убийца, то должен сидеть в тюрьме.
Тогда один из митингующих снял рубаху и вызвал врага на ютуб-мордобитие (из-за запредельного количества видеокамер). Прохожий с подозрительной готовностью согласился.
Разняли. Когда количество митингующих снизилось до критического, решили разойтись.
Но на прощание было объявлено: теперь Хабаровск будет гудеть ежедневно с 18 часов вечера. То есть по дороге Хабаровска с работы. Когда Москва только просыпается и смотрит новости - что там в стране?
- И сколько это будет продолжаться, - спросили мальца в марлевой повязке.
А тот засмеялся:
- Да хоть бы и год!