Российские компании сократили расходы на лоббирование своих интересов в США в полтора раза в первой половине 2017 года. Зато количество активных лоббистов выросло — в том числе из-за новых санкционных инициатив США.
Расходы российских компаний (включая зарубежные «дочки») на официальное лоббирование своих интересов в США в первом полугодии 2017 года сократились на 34%. Они составили $470 тыс. (около 27 млн руб. по среднему курсу за период), подсчитал РБК по базе лоббистских раскрытий сената США.
В прошлом году за первое полугодие российские компании заплатили американским лоббистам $715 тыс., а за 2016 год их траты на продвижение интересов в Вашингтоне достигли почти $1,5 млн. Хотя лоббистские расходы сократились, количество российских компаний, зарегистрированных в соответствии с американским законом о раскрытии лоббистской деятельности, в 2017 году увеличилось. На прошлой неделе оператор МТС возобновил сотрудничество с вашингтон- ской GR-фирмой Prime Policy Group, прерванное в 2013 году, и сразу перевел ей $50 тыс. за услуги во втором квартале. В этом же месяце американская «дочка» Трубной металлургической компании (ТМК) IPSCO Tubulars наняла юридическую фирму King & Spalding — для лоббирования вопросов, связанных с принятием в конгрессе США закона о пересмотре российских санкций (Russia Sanctions Review Act of 2017). Акт призван закрепить существующие санкции против России и существенно ограничить возможности президента США Дональда Трампа по их смягчению или отмене.
Вашингтон — Воронеж
А в прошлом месяце лоббировать свои интересы в США начал российский бизнесмен Сергей Пойманов — экс-владелец крупнейшего в России производителя гранитного щебня, воронежского «Павловскгранита». В 2016 году Пойманов был признан банкротом как физлицо. Кредиторы «Павловскгранита» недавно утвердили механизм распродажи имущества бизнесмена на торгах, сообщал местный портал «Банки Воронежа».
Сам Пойманов в мае был арестован по обвинению в злоупотреблении полномочиями с целью вывода активов из-под контроля крупнейшего кредитора «Павловскгранита» — Сбербанка. Суд над ним проходит в Воронеже.
Причиной лоббирования интересов Пойманова в США может быть иск, поданный в конце 2016 года американской компанией PPF Management против Сбербанка, его президента Германа Грефа и ряда других ответчиков. PPF Management требует от ответчиков $750 млн, обвиняя их в «рейдерском захвате» «Павловскгранита». В лоббистском раскрытии юрфирмы Greenberg Traurig, представляющей интересы Пойманова и уже получившей $10 тыс., цели лоббирования описаны абстрактно: «Законодательный и административный мониторинг и разъяснительная кампания, касающиеся отношений США и России». РБК направил запрос в Greenberg Traurig. Лоббированием в конгрессе и федеральных агентствах США в интересах Пойманова занимается бывший сенатор-республиканец Тим Хатчинсон.
МТС опять платит лоббистам
Prime Policy с июля 2017 года поручено «представлять МТС в Вашингтоне» — большей конкретики в ее раскрытиях найти невозможно (Prime Policy не ответила на запрос РБК). Но за это компания уже получила от МТС $50 тыс. Prime Policy уже представляла интересы МТС в американских органах власти в 2012–2013 годах. Более 39% акционерного капитала оператора, входящего в группу АФК «Система», находятся в свободном обращении в виде американских депозитарных расписок (ADR).
Расписки МТС на Нью-Йоркской фондовой бирже с начала мая подешевели на 17% из-за судебного спора «Роснефти» с АФК «Система». Инвесторы опасались, что конфликт может затронуть и МТС, чьи акции в собственности «Системы» в конце июня были арестованы по требованию «Роснефти». Но источник, близкий к МТС, говорил РБК в июле, что «с МТС все будет в порядке, потому что это международная компания, торгуется на Нью-Йоркской бирже — это обстоятельство обезопасит ее в конфликте с «Роснефтью».
В 2012 году МТС лоббировала в США вопросы, связанные с ее бизнесом в Узбекистане, из которого она в итоге вышла в августе 2016-го. Узбекские сделки МТС, а также других операторов — VEON (бывший VimpelCom) и скандинавской Telia были предметом антикоррупционных расследований Минюста США и Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов говорит, что «первое, что приходит на ум», зачем МТС могли потребоваться услуги лоббистской фирмы в США, — расследование, связанное с деятельностью в Узбекистане.
Но представитель МТС Дмитрий Солодовников заявил РБК, что представительство интересов оператора в США необходимо, поскольку компания торгуется на NYSE. «Это не новое сотрудничество, а продление ранее существовавшего, — уточнил он. — Никакого отношения к Узбекистану и «Роснефти» оно не имеет». «МТС с помощью лоббистских компаний может решать акционерные вопросы, поскольку многие инвесторы компании из США», — поясняет аналитик «Открытия» Александр Венгранович.
Санкции — это главное
РБК учитывал не только лоббирование российских компаний и граждан, но и подконтрольных им американских компаний. Поэтому в расчет включены лоббистские затраты инвестиционного подразделения Сбербанка в США Sberbank CIB USA Inc., американского дивизиона ТМК — Ipsco, оператора коммерческих пусков ракеты «Протон» International Launch Services (подконтролен Центру имени Хруничева).
Большинство российских компаний лоббируют вопросы, связанные с наложением и применением антироссийских санкций США, включая действующие исполнительные указы экс-президента Барака Обамы и санкционные законопроекты конгресса. Санкции указаны предметом лоббирования НОВАТЭКа и подконтрольной ему проектной компании «Ямал СПГ», TMK IPSCO, Сбербанка и ВТБ, а также Газпром- банка, который, впрочем, перестал тратить деньги на американских лоббистов в этом году. Представитель TMK IPSCO Мишель Лумис сказала, что не будет комментировать «обсуждения в Вашингтоне в отношении санкционного законопроекта конгресса, до тех пор пока они продолжаются».
ВТБ тоже не потратил ничего, судя по лоббистской базе конгресса, но у него есть и другой контракт — с американской юрфирмой Sidley Austin, который в этой базе не раскрывается. Он раскрыт в базе Минюста США по закону о регистрации иностранных агентов (FARA). За последнее отчетное полугодие с октября 2016 года по март 2017-го Sidley Austin получила от ВТБ чуть более $300 тыс. Компания предоставляет ВТБ «юридические консультации по законам и регулированию США», а в октябре 2016 года ее представители встречались в интересах своего российского клиента с сотрудниками Госдепартамента США «для обсуждения воздействия американских санкций на российские институты». Пресс-служба ВТБ не ответила на вопрос, встречались ли представители Sidley Austin с людьми из администрации Дональда Трампа. «Деятельность Manatos & Manatos и Sidley Austin связана с продвижением бизнес-интересов группы ВТБ в США. Сумму вознаграждений, равно как и их работу, мы не комментируем», — сообщила пресс-служба ВТБ.
Газпромбанк в первом полугодии 2016 года потратил на лоббистов в США $300 тыс. (за весь год — $600 тыс.), а в этом году приостановил лоббирование, следует из раскрытий в базе сената (пресс-служба Газпромбанка не ответила РБК почему). Сократил эти расходы и Sberbank CIB USA. Последний с 2016 года пользовался услугами уже трех лоббистских фирм, включая Podesta Group известного американского лоббиста Тони Подесты. Его брат Джон — давний советник Хиллари Клинтон и руководил ее предвыборным штабом во время президентской кампании 2016 года. Sberbank CIB USA был клиентом Тони Подесты всего полгода, до сентября 2016го, и заплатил за это время $170 тыс. Все три фирмы должны были «помогать [Сбербанку] в прояснении сферы применения санкций», введенных Обамой, «оценивать возможные способы облегчения санкций». «Привлечение внешних консультантов для нас является частью стандартных бизнес-практик», — сообщила РБК пресс-служба Сбербанка, отказавшись уточнить детали лоббистской деятельности. Компания SGR LLC, представляющая интересы Сбербанка сейчас, не ответила на запрос.