Украинское командование с 13 октября вынужденно вводит резервы в бои на донецком направлении, сообщили "Известиям" офицеры российской армии, которые находятся на линии боевого соприкосновения. Это стало следствием беспрецедентной активности ВС РФ в районе Авдеевки - одного из наиболее укреплённых районов украинской обороны. Массированные удары нашей артиллерии и авиации по позициям противника начались почти неделю назад - 9 октября. Боевики ВФУ пытаются отвечать на этот огненный шторм террористическими обстрелами городской инфраструктуры Горловки, Донецка и Ясиноватой. Корреспонденты "Известий" разбирались, в чём стратегическая ценность Авдеевки и какие цели преследует операция по её освобождению.
Попасть на линию боевого соприкосновения в Авдеевке сейчас практически невозможно. Очень высокая напряжённость боёв, объясняет руководство российских подразделений. В пятницу, 13 октября, украинское командование начало вводить в бой значительные резервы, рассказали нам офицеры российской армии, которые ведут бои на этом направлении. Но наши собеседники уверены, что все поставленные задачи будут выполнены. Для всего Донецка новый раунд боёв у Авдеевки начался внезапно. Рано утром 9 октября город проснулся от звуков канонады и сильных взрывов.
Это ВС РФ наносили удары по выявленным украинским позициям. Как признаются местные жители, столь масштабных ударов не было со времён начала специальной военной операции. Собеседники "Известий" в российских Воздушно-космических силах рассказали: 9 октября по укреплениям ВФУ в Авдеевке был нанесён массированный удар одними из самых тяжёлых авиабомб в арсенале российской боевой авиации - полуторатонными фугасами.
Украинская артиллерия после такого массированного удара двое суток практически молчала. Но уже в среду, 11 октября, ВФУ начали обстреливать Донецк. В основном в ход шли реактивные системы залпового огня. Боевики выпускали пакет "Града" в сторону столицы Донбасса и быстро отходили.
В четверг, 12 октября, небо над столицей Д HP затянул чёрный дым. В этот день российские войска поразили хранилища топлива, которые украинское командование замаскировало на авдеевском коксохимическом комбинате. По словам российских военных, находившихся в это время на линии боевого соприкосновения, зрелище взрывов было "просто апокалиптическим".
Авдеевка - город-спутник Донецка, до 2014 года - часть единой агломерации. В начальный период противостояния в Донбассе, когда местное ополчение не могло контролировать длинную линию фронта, город был захвачен украинскими националистами. Таким образом, украинские войска получили плацдарм прямо у ворот столицы ДНР. В ходе дальнейших боёв 2014-2015 годов, а также в начале СВО фронт удалось отодвинуть от границы Донецка, но враг всё ещё удерживает Авдеевку. Есть его позиции на территории авдеевской промышленной зоны со стороны трассы Донецк - Горловка. Это затрудняет сообщение между двумя самыми крупными агломерациями ДНР. Как когда-то Мариуполь, Авдеевка - не только важный рубеж обороны для ВСУ, но и город с особым идеологическим значением. После его захвата особые права и власть в нём получил "Правый сектор" (запрещённая в России экстремистская группировка). Последующие восемь лет город был его экономической и военной базой. А проходящий по окраинам участок линии боевого соприкосновения стал местом постоянных провокаций и нарушения минских договорённостей, где националисты зарабатывали политический вес и тренировали свои отряды, а правительство Украины их руками решало задачи по разжиганию войны.
Постоянные бои в районах Ясиноватой и Донецка также позволяли украинским боевикам держать под угрозой фильтровальную станцию, которая оказалась на нейтральной полосе, и насосную станцию, находившуюся менее чем в километре от линии фронта. От этих объектов зависело водоснабжение миллионов человек в Донецке и ближайших посёлках - причём как в ДНР, так и на подконтрольных Украине территориях. Боевики ВФУ, обстреливая персонал станций, могли по желанию оставить без воды как своих, так и чужих, а потом устанавливать свои условия по допуску ремонтных бригад или замене уничтоженного ими оборудования.
Одновременно с этим - в ходе подготовки к силовому решению проблемы Донбасса-украинские войска с 2015 года приступили к строительству укреплённых позиций. Они могли использоваться и для наступления на Донецк, и для удержания возможной блокады города.
С началом СВО украинские боевики не только не ослабили своих позиций на донецком направлении, но и продолжи ли усиленно строить укрепления и концентрировать войска. В новых обстоятельствах - когда российские войска освободили всю территорию Л HP, для руководства Украины оказалось крайне важной - прежде всего пропагандистской - задачей удерживать контроль над окраинами Донецка и сохранять возможность обстреливать его из ствольной артиллерии.
Помимо объектов инфраструктуры регулярно удары наносятся и по жилым кварталам. По сути, пока линия боевого соприкосновения не отодвинута за Авдеевку, миллион человек всё ещё остаются в заложниках у украинских артиллеристов. Подавляющее большинство обстрелов Донецка происходит именно с этого направления, и там, в городской и промышленной застройке, базируются украинские войска.
Штурм подготовленных районов обороны и промышленной зоны в лоб практически бесперспективен, поэтому сейчас артиллерия и авиация ВС РФ продолжают "размягчать" оборону противника.
Бои за Авдеевку не только могут обезопасить Донецк, но и открыть дорогу к дальнейшему полному освобождению Донбасса. Пользуясь огневым контролем над частью трассы Донецк - Горловка, украинские боевики на днях разрушили один из мостов под Горловкой, дополнительно усложняя сообщение между двумя городами.
Однако этими действиями улучшить своё положение противник не смог. В ходе попыток контрнаступления все его атаки на донецком направлении провалились. Уже очевидно, что инициатива переходит к нашим войскам, которые усиливают давление на Авдеевку одновременно с двух направлений.
Впрочем, стоит обратить внимание, что разговоры об образовании авдеевского котла преждевременны. Более того, уже несколько раз за время СВО данное выражение вбрасывалось в публичное поле безо всяких реалистичных оснований. Подобное шапкозакидательство граничит с издевательством над ждущими прекращения обстрелов сотнями тысяч жителей прифронтовой полосы и одновременно даёт врагу повод для пропаганды и поддержания морально-психологического состояния.