На минувшей неделе в Сети появилось несколько документов и видеоролик, в которых рассказывается о намерении основателя популярного мессенджера Telegram Павла Дурова создать «блокчейн блокчейнов» TON (Telegram Open Network). А сейчас возникают различные предположения об объеме средств, которые Дуров может привлечь в рамках токенсейла (продажи токенов в ходе ICO). Называют суммы от 600 млн до 1,2 млрд долларов.
Блокчейн TON должен стать основой для криптовалюты Gram — платежной системы, привязанной к мессенджеру Telegram, криптобиржей и удобной платформой для исполнения смарт-контрактов — конечно, лишь в том случае, если разработчикам удастся выполнить все, что описано в соответствующей White paper («Белая книга»; документ, в котором описываются цели проекта, приводятся расчеты и краткое техническое обоснование; в криптомире это единственный документ, доступный инвесторам), а сама White paper действительно написана одним из братьев Дуровых. До официального подтверждения со стороны Павла Дурова нельзя быть уверенным, что основатель Telegram действительно намерен выйти на рынок ICO и работает над чем-то, кроме самого мессенджера. Хотя соблазн у него весьма велик.
Разброс в предполагаемых объемах привлечения капитала вызван тем, что СМИ ссылаются на разные источники, а потенциальный доход инвесторов поражает воображение. В White paper есть формула определения стоимости Gram, согласно которой стоимость первого токена будет примерно равна 0,1 доллара, а цена каждого последующего будет увеличиваться на одну миллиардную часть. Это означает, что со временем стоимость токенов может достичь невероятных значений — конечно, в том случае, если все токены покупаются по номинальной стоимости, без учета спроса и предложения. По сведениям из неназываемых источников, Дурову уже поступили заявки на приобретение токенов на 850 млн долларов.
Telegram проведет ICO в первом квартале 2018 года. Проданные токены после запуска TON будут обменены на Gram из расчета один к одному. «Возможна оптовая предпродажа токенов TON группе институциональных инвесторов за фиатную валюту по средней цене за токен или выше, в зависимости от периода наделения правами и объема сделки», — так расплывчато сказано в White paper о том, что приобретут крупные инвесторы.
Поиском решения, способного обеспечить доступность, тиражируемость и высокую скорость проведения транзакций, занимается Николай Дуров; разработка самого блокчейна ведется со второй половины 2017-го, а запуск тестовой версии блокчейна состоится уже во втором квартале 2018 года.
Чем Gram лучше биткойна, Visa и MasterCard?
До сих пор официальной реакции со стороны Дурова или Telegram не поступало, поэтому можно только строить предположения о том, действительно ли Дуров выйдет на ICO, создаст собственную криптовалюту и платежную систему. На запрос «Эксперта» в Telegram не ответили. Но если предположить, что за опубликованными документами действительно стоят братья Дуровы, а заявленные технологические решения осуществимы, то проект может оказаться успешным. «Доступная на сегодня информация о платформе TON выглядит многообещающей, авторитет технической команды компании не вызывает сомнений, так что мы ожидаем увидеть интересное и практичное решение», — сказали «Эксперту» в пресс-службе Сбербанка.
На 132 страницах технической части White paper описываются решения самых распространенных и, как до сих пор казалось, непреодолимых проблем, которые присущи любому блокчейну.
Предполагается, что TON, в отличие от всех аналогичных платформ, будет состоять из множества цепочек данных, а в блоках этих цепочек будет храниться не вся история всех транзакций (как сейчас в традиционном блокчейне), а лишь ее части, или «осколки». Это решит проблему нехватки места для хранения записей в блокчейне (с этим уже столкнулся блокчейн биткойна) и позволит существовать в рамках единой сети цепочек нескольким проектам. В их числе:
— TON DNS (услуга присвоения имен, удобных для чтения, для счетов, смарт-контрактов, услуг и сетевых узлов; с TON DNS доступ к децентрализованным услугам может быть аналогичен просмотру интернет-сайта);
— TON-хранение (распределенная платформа для хранения произвольных файлов);
— TON Proxy (сервис для доступа к сети и анонимайзер);
— TON-платежи (платформа для мгновенных денежных переводов через TON-экосистему).
Наибольшим сомнениям в криптосообществе подвергли масштабируемость и скорость обработки транзакций, которыми должен обладать TON. До сих пор скорость обработки транзакций считалась наиболее слабым местом блокчейн-систем. Так, в биткойне обрабатывается семь операций в секунду, в Etherium — 15, а в Ripple, самой быстрой блокчейн-платформе, — 1500 транзакций. В традиционных платежных сервисах Visa и MasterCard проходит около 25 тыс. операций в секунду. TON обещает обрабатывать миллион транзакций в секунду — именно эта способность позволит встроить в блокчейн-платформу систему микроплатежей, которая будет развиваться и в рамках мессенджера Telegram. Обеспечить доступность блокчейн-сервисов для любых устройств (даже для не самых мощных смартфонов) и скорость обработки операций в блокчейне призвана технология Instant Hypercube Routing.
Помимо высокой скорости обработки операций платежные системы предоставляют своим пользователям гарантию исполнения платежа. По всей видимости, именно для выполнения этого условия Telegram и нужен блокчейн в качестве основы для платежной системы внутри мессенджера.
Высокая комиссия за совершение транзакций — еще одна проблема многих открытых блокчейнов и криптовалют на их основе. Дуров предлагает установить фиксированный размер комиссии за исполнение в рамках смарт-контрактов любых операций по счету клиента. Плата будет взиматься за использование памяти блокчейна для хранения в ней учетных данных пользователя. Перед совершением любого действия комиссия будет списана со счета, а в случае невозможности оплаты из-за отрицательного баланса счет будет уничтожен вместе со всей историей о действиях пользователя. Такая система позволит решить проблему хранения и обработки бесконечно большого объема данных и обслуживания одноразовых счетов пользователей. Ранее с похожей идеей выступал Виталик Бутерин — основатель сети Etherium.
Отличием криптовалюты Gram может стать также механизм инфляции, заложенный в код. После продажи или майнинга определенной доли монет их количество будет увеличиваться, а стоимость — расти из расчета инфляции два процента в год. В результате к 2035 году число монет увеличится вдвое, до десяти миллиардов единиц. По мнению авторов идеи, это послужит хорошим стимулом для майнеров и решит еще одну проблему биткойна — конечность количества монет. «Планируется, что это будет сеть с PoS-майнингом, где награда зависит не от вычислительных мощностей, как при майнинге, используемом в блокчейне биткойна, а от накопленных средств в кошельке участника. Компьютер с установленным софтом для Gram будет узлом сети», — пояснил «Эксперту» Виктор Аргонов, аналитик компании Exante.
Монетизируй это
Особую красоту замыслу придают идеи дальнейшего развития блокчейна TON в виде платежной системы, встроенной в мессенджер Telegram. Прототипом этой задумки авторы документов видят китайский мессенджер WeChat со встроенным в него маркетплейсом. Предполагается, что маркетплейс TON не будет замкнутой системой и позволит вводить и выводить средства.
Сейчас зарабатывать в Telegram можно двумя способами — или размещая рекламу на своем канале, или запуская бот. «Бот — это что-то вроде смарт-контракта, ты можешь дать задание боту достать какую-то музыку и за это заплатишь ему какие-то деньги», — поясняет Алексей Дектярев, глава проекта по сопровождению ICO Melania.iо.
На самом деле такая платежная система и маркетплейс могут быть развернуты и сейчас, для этого не нужно создавать блокчейн и собственную криптовалюту. «Вообще, сам Telegram обладает очень гибкой инфраструктурой, в отличие от “ВКонтакте”, который может быть только социальной сетью, изменить в нем что-то очень сложно. В Telegram можно запустить криптовалюту, засунуть какие-то маркеты, информацию и все, что угодно. Это такая экосистема, которая постоянно под надзором, постоянно меняется, ее постоянно докручивают», — поясняет Алексей Дектярев.
Анонимность может все испортить
Правда, остается неизвестным, как будет решена проблема анонимности — главного преимущества Telegram сегодня. В White paper TON рассказывается о внедрении нового инструмента Secret ID. «Чтобы минимизировать риск мошенничества, предлагается обязать участников проходить авторизацию. Но это расходится с антисистемным имиджем как большинства криптовалют, так и Telegram. Авторизация сделает новую систему платежей неприменимой для сторонников анонимности, и лишит ее даже тех преимуществ перед Visa и MasterCard, которые дают классические криптовалюты вроде биткойна, не говоря уже о специализированных анонимных валютах типа Monero и Dash», — обращает внимание Виктор Аргонов. «Если убрать анонимность, то криптовалюты теряют свой смысл», — заявил журналистам в кулуарах Гайдаровского форума, который прошел на минувшей неделе в РАНХиГС, Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России.
И здесь возникает первый вопрос к авторам White paper: как будет организована работа платежной системы и маркетплейса с точки зрения регулирования? Если система будет открытой, то ей так или иначе придется взаимодействовать с банками — чтобы переводить деньги, с магазинами — чтобы проводить платежи, и т. д.
Поскольку TON — международный проект, при реализации заявленных опций организаторам придется учитывать законодательные нюансы каждой из стран. «В каждой юрисдикции требования в отношении функционирования платежных систем могут существенно различаться. Некоторые юрисдикции применяют более консервативный подход, в то время как другие юрисдикции могут быть более гибкими», — поясняет старший юрист компании EY Андрей Глебашев. В России, например, функционирование платежных систем в социальных сетях не регулируется отдельно, но особое внимание уделяется способам обработки персональных данных.
Исходя из действующей в России практики, эксперты EY видят три варианта работы такого платежного сервиса, к каждому из них предъявляются разные требования со стороны регулятора и участников рынка. А к моменту предполагаемого запуска кошелька в четвертом квартале 2018 года и запуска криптовалюты в мессенджере в первом квартале 2019-го требования регулятора могут измениться. «Лицензирование платежной системы зависит от фактического механизма ее функционирования. С одной стороны, платежная система может отвечать критериям, установленным ФЗ “О национальной платежной системе”, а деятельность одного из организаторов такой системы может квалифицироваться как деятельность оператора электронных денежных средств. В данном случае нужна банковская лицензия. С другой стороны, наш опыт говорит о том, что в некоторых случаях платежная система может функционировать так, что критерии, установленные ФЗ “О национальной платежной системе”, выполняться не будут, и, как следствие, такая система в некоторых случаях не будет требовать получения банковской лицензии. Наконец, возможен вариант, когда организаторы платежной системы осуществляют свою деятельность через партнера, у которого уже есть необходимая банковская лицензия. Поэтому до запуска платежной системы требуется провести детальный анализ на предмет необходимости получения лицензии и применимых требований», — рассуждает Андрей Глебашев.
Если же говорить о требованиях других стран к платежным системам на блокчейне, то прогнозировать развитие событий еще труднее. «Многое будет зависеть от успеха проекта. Если Gram всерьез, как заявляет Дуров, бросит вызов Visa и MasterCard, то ее заставят получать лицензии в разных странах, а то и в каждом штате США. Путь Gram к мировому господству будет тернист и сопряжен не только с техническими, но и с политическими вопросами», — полагает Виктор Аргонов.
Стабильный Gram?
Главное требование к любой валюте, которая является средством платежа, — ее относительная стабильность. Без возможности спрогнозировать стоимость валюты на ближайшую перспективу никто не будет принимать ее при расчетах за товары и услуги. Все участники криптосообщества очень хорошо помнят истории, когда за пиццу или поездку в такси пользователи платили десятки и сотни биткойнов. Сегодня же волатильность биткойна превышает все разумные пределы — с такими колебаниями «курса» ни одна валюта не будет желанным средством платежа. «Всякая нестабильная валюта не может быть платежным средством, — рассуждает Владимир Фролов, научный руководитель основанной на блокчейне платежной системы Copernicus Gold. — Абсолютно стабильных не бывает, но относительно стабильны фиатные валюты. Криптовалюты прекрасно живут в зоне спекулятивной экономики. И когда утверждается, что на базе криптовалюты можно построить платежную систему, это несколько некорректно. То есть ты либо делай стабильную валюту и делай платежную систему, либо делай криптовалюту, которая априори не очень стабильна, и делай спекулятивную площадку».
Относительной стабильности курса при создании криптовалюты добиться можно — для этого она должна быть обеспечена, например, золотом или другим активом с малой волатильностью либо блокчейн должен быть централизованным, как в Ripple.
«Мы знаем криптовалюту Ripple — она централизованная, она принадлежит команде, у них всё под контролем. Они могут сжечь сколько-то токенов, выпустить, контролировать, держать, влиять на курс. Огромная популярность, миллиардные вложения. Если Дуров пойдет по этому пути, ему не нужно будет создавать какой-то блокчейн и так далее. Блокчейн он тоже может создать, но только это будет уже децентрализованная система. Он выпускает его в открытое плавание, как биткойн выпустили, и всё», — поясняет Алексей Дектярев.
В обнародованных документах утверждается, что TON будет децентрализованной сетью, а для управления его стоимостью в код заложена инфляция. В обращение поступит ограниченное число монет — 44%, еще 52% токенов будет храниться в резерве, а 4% достанутся разработчикам. Все эти меры должны помочь сдерживать курс новой валюты, но не факт, что это сработает.
«У проекта Дурова есть важное преимущество — готовая крупная сеть, где можно запустить и масштабировать проект, — сеть пользователей Telegram. К тому же Павел дорожит своим имиджем честного и бескомпромиссного стартапера, поэтому вряд ли станет просто присваивать средства, полученные через ICO. Скорее всего, сбор будет успешным и проект действительно будет делаться. А выстрелит ли он полноценно — вопрос второй. Ведь планируется не просто новая криптовалюта, а конкурент Visa и MasterCard», — говорит Виктор Аргонов.