Горькая страшная истина — от психа никто не застрахован. Но разве возможно разъяснить это родителям из маленького поволжского поселка Вешкайма, потерявшим во вторник двоих детишек? Сумасшедший молодой человек ворвался в детский сад с ласковым названием «Рябинка», убил двоих детей и нянечку, ранил воспитательницу и покончил с собой. Наверное, хорошо, что госказне не придется тратить деньги на экспертизу, конвой, зарплату судье, адвокатам и т.д. И очень плохо, что попытка уберечь дошколят от визита подобного психопата если и была сделана, то скорее чисто символическая.
12.45 — время послеобеденного сна. В «Рябинке» пять групп, всего на момент трагедии в садике находились 72 ребенка и 21 взрослый. Сразу следует пояснить, как устроена охрана детского сада. Как таковой охранник работал здесь лишь с вечера до утра. В семь часов сторож уходил, а у входа в сад становился сотрудник, который проверял, чтобы в учреждение не проникли посторонние. В детсаду есть график дежурств у двери, и сотрудники несли вахту у входа по два часа в день. В 8.30 дверь в сад закрывалась, а желающие попасть в здание могли позвонить в домофон, и дежурный нажимал на кнопку. На случай ЧП в детском саду была оборудована «тревожная кнопка», сигнал с которой поступал на пульт охранного предприятия. Увы, «тревожная кнопка» на этот раз не спасла. И не могла спасти. 26-летний Руслан Ахтямов (три дня назад у него был день рождения) проник в детский сад в 12.44 с черного хода. Ему попалась на глаза младший воспитатель детсада Елена Карпова, которую он ранил выстрелом в руку. После этого убийца поднялся на второй этаж, где находились воспитанники. Уже точно понятно, что убийца не выбирал конкретную жертву. И вел огонь из охотничьего ружья, не глядя, в кого палит. Наверное, малыши, пятилетние Вова и Катя, даже не успели понять, что происходит. И воспитательница Ольга Митрофанова не смогла остановить изверга. Когда на шум прибежал другой работник детского сада, Ахтямов был уже мертв.
Жертвы
На самом деле кровавое утро Руслана началось еще раньше. После того как его мать ушла на работу, парень встретился с соседом, 68-летним Александром Дрониным. Вместе они собирались на охоту. Но уже теперь понятно, что охотиться Ахтямов собирался не на животных, а на людей. Сначала он отнял ружье у Дронина. Застрелил спутника (труп уже после бойни в садике нашли на мусорной куче). И только после этого направился в «Рябинку». А поскольку сначала «опознали» оружие, а уже потом стрелка, даже появились предположения, что убийца именно Дронин. Погибший Александр — местный предприниматель. Незлобивый, хотя и с норовом. В прошлом руководил предприятием по очистке воды, потом обанкротился. Об убитых детях воспитатели вспоминают со слезами на глазах. «Веселые, улыбчивые», — как еще охарактеризуешь мальчика и девочку пяти лет от роду? Володя воспитывался в многодетной семье Крыловых. Мальчика назвали в честь деда, у него сводные 9-летняя сестра и 11-летний брат, которых мама родила в первом браке. Женщина трудилась продавщицей в магазине, отец — механизатором. 5-летняя Екатерина также была не единственным ребенком в семье: у супругов Сосниных есть еще взрослый приемный сын. Мама девочки тоже трудилась в магазине, отец уезжал на заработки — трудился вахтовым методом. Погибшая воспитательница Ольга Владимировна Митрофанова одна воспитывала дочь. Девочке сейчас 11 лет. Злая ирония: и Ольга Митрофанова, и мать убитой девочки Регина Соснова, и Руслан Ахтямов учились в одной и той же школе. Об Ольге и Регине вспоминают только хорошее. «У Регины свое хозяйство, разводит кроликов, поросят. Очень работящая. И в магазине все успевает и на дому, — рассказывают соседи. — Она же из многодетной семьи, знает, как обо всех заботиться». В этой же школе учатся сестра и брат Володи. Папа погибшего малыша, с трудом сдерживая слезы, пришел забрать старших вскоре после трагедии. А вот рассказы об убийце — расплывчатые, туманные. Оно и понятно: в школе будущий стрелок проводил совсем немного времени.
Убийца
Руслан Ахтямов был на домашнем обучении с 7-го по 9-й класс. Это связано с особенностями его поведения. Как стало известно «МК», 26-летний преступник, убивший двух детей и воспитательницу и покончивший с собой, отличался замкнутостью. Он всегда боялся людей, не общался с одноклассниками и ни с кем не дружил. Знавшие семью Ахтямова отмечают, что мама буквально тряслась над своим сыном. «Залюбленный ребенок», — так характеризовали его соседи. При этом другие жители поселка и одноклассники с пониманием относились к проблеме подростка и никогда не дразнили его. Мать Ахтямова, как говорят соседи, в одиночку тащила всю семью, отец же толком ей не помогал. Женщина пыталась социализировать сына, настояла, чтобы он пытался учиться дальше. И после окончания 9-го класса подросток пошел учиться в Карсунский политехнический техникум. Руслан решил пойти по стопам матери — выучиться на бухгалтера. Однако вскоре у него начали проявляться серьезные проблемы с психикой. В итоге ему поставили диагноз «психическое расстройство, обусловленное повреждением или дисфункцией головного мозга». Только в прошлом году Ахтямов-младший посещал психиатра трижды, в июле, августе и сентябре. В итоге Руслан был вынужден заканчивать учебное заведение заочно. В такой ситуации, конечно, хочется о многом спросить родителей. Но к 17.00 вторника отец погибшего стрелка из детского сада Рушан Ахтямов не был найден. Да и вообще мужчина появлялся в поселке нечасто, поскольку в основном подрабатывал на стройках. Однако в те разы, когда он появлялся в Вешкайме, Рушан почти не бывал на улице трезвым. Периодически он получал «пьяные» травмы, терял мобильные телефоны. «Только и знает на печи лежать», — примерно так говорили о нем в поселке. В 2019 году отец будущего убийцы проходил обследование у психиатра, но никаких проблем со здоровьем у него выявлено не было.
А что же мать? Татьяна Валентиновна — бухгалтер местного управления образования, которую все характеризуют как «вполне приличную женщину». И она рассказала много интересного.
Мать
— Татьяна Валентиновна, где сейчас находитесь?
— Дома нахожусь.
— Вы с мужем связывались?
— Нет, у него телефона нет, я не могу сказать, где его найти.
— Когда последний раз его видели?
— Я видела его в обед.
— А сына?
— Утром.
— Что-то страшное, тревожное, необычное в поведении наблюдали?
— Нет, не наблюдала, в том-то и дело, что не наблюдала.
— Мы установили, что он в прошлом году у психиатра наблюдался. Он какие-то лекарства пил?
— Нет. У какого психиатра? Он давно уж в больнице не был.
— В июле, в августе и сентябре - три обращения зафиксировано. В связи с чем у него расстройство возникло?
— В 2021 году?!
— Да именно так. Вы об этом не знали? Тогда скажите, когда по-вашему он последний раз в больнице был?
— Давно, очень давно.
— Ну когда: 5, 10 лет назад?
— Лет 5 назад, наверное.
— Карсунский техникум он посещал?
— Нет, нет. Он туда несколько месяцев только ходил.
— А когда и почему перестал ходить?
— Не смог он и не захотел. Потому что он… он не может с людьми общаться.
— А в последнее время чем занимался?
— Он все время у бабушки был, моей мамы, ей там по хозяйству помогал. Вчера вот огород копал.
- Еще раз поподробнее про вчерашний день.
- Вчера я была на работе, позвонила мама, у нее давление поднялось. Я позвонила Руслану, мы с ним вместе побежали. Он из дома прибежал, я с работы. У нее было очень высокое давление. Она начала в себя приходить, мы вышли в огород, начали копать. И он мне сказал: не надо никого нанимать, я сам всё докопаю в субботу. Вот такой был день.
— Когда он домой пришел?
— Я вперед пришла, а он вечером, потому что докапывал. Я утром ушла на работу, я рано ухожу, в 7 утра.
— Утром попрощались?
— Он вышел в туалет и опять лег. Вы только бабушку не тревожьте, пожалуйста...
— Не будем, не будем. Вы его при каких обстоятельствах сегодня видели?
— Как прошло всё утром - и всё. Ушла на работу. А он говорил, что докопает огород до конца.
— Какие планы у него были, может быть, он хотел куда-то устроиться на работу?
— Понимаете, с работой проблема. Я же говорю, он с людьми не общается.
— А увлечения у него какие-то были?
— Нет, особых увлечений не было.
— С Дрониным (Александр Дронин, владелец ружья, которое использовал Ахтямов, застрелен Ахтямовым – прим авт.) он как общался?
— Это друг мужа, поэтому он с ним где-то пересекался.
— Когда у вашего сына в последний раз изменения в поведении были?
— Я не могу сказать, может, я что-то не заметила. Муж каждый день пьяный. Психика ужасная у обоих из-за этого.
— Какой диагноз ставили Руслану?
— Это давно было, никак не могу найти документы.
— Где он наблюдался?
— Да он даже не наблюдался, несколько раз мы ездили в Карамзинку (поселок имени Карамзина, где находится областная психиатрическая больница – прим. Авт.), это было так давно… После этого было всё вроде бы нормально. Начал учиться, на права собирался сдать. Я обрадовалась, что он вернулся к жизни.
— В связи с чем он в Карамзинку ездил?
— Ему диагноза не поставили там.
— А как он туда попал?
— Он в 8-м классе нормальным был, выходил на улицу, общался с мальчишками, а потом ба-бац - и замкнулся, и всё.
— На фоне чего?
— Он говорил, что у него что-то в школе произошло. Перевели в 9-й класс, там совсем другие товарищи, начали курить, он никак не хотел курить, они его приучили. Вот тогда у него произошел какой-то сдвиг. Я даже ходила к гадалке, она тоже сказала прос двиг. Лечились, ему таблетки выписывали. Столько лет всё было нормально.
Потом в 9 классе он уже дома учился. Больше не ходил в школу после этого.
— То есть Руслан дистанционно сейчас учился?
— Да. В техникуме он учился дистанционно. В прошлом году закончил.
— Какую специальность получил?
— Просто бухгалтер. Хотя бы техникум у него.
— С детским садом «Рябинка» что его могло связывать?
— Ничего, совершенно ничего.
— Почему с Дрониным он пошел? Вы знали, куда, какие у них планы?
— Может, пострелять. Мне мужа надо просить, а его нет, и не знаю, где. И телефона у него нет, он вечно по пьянке их теряет.
— Руслан и Александр Дронин ходили раньше стрелять? Как они вообще связывались?
— Но это было очень давно. Не знаю, думаю, что через отца.
— Чем ваш сын увлекался? В компьютеры играл, книжки читал?
— Да, в компьютеры. Но я бы не сказал, что он много за компьютером сидел, он больше у бабушки был.
— А вы сотрудница социальной службы?
— Администрации. Управление образования, главный бухгалтер.
— Ваш муж безработный?
— Да. Честно говоря, он пьет. Когда напьется, это полный кошмар... Познакомились мы давно. Он местный, я к бабушке своей приезжала сюда из Ульяновска. А моя мама все время в Ульяновске работала, в отделении перевозки почты.
— Сейчас как узнали о случившемся? К вам сотрудники полиции пришли?
— Да.
— На ваш сын приехал в детский сад? Деньги были у него?
— Не знаю. Может, копейки какие-то у него были, на продукты там…
— Руслан не интересовался случаями, которые были в Керчи, в Перми (нападение стрелка Владислава Рослякова на политехнический колледж в октябре 2018 года, убит 21 человек, нападение стрелка Тимура Бекмансурова на Пермский госуниверситет в сентябре 2021 года, убиты 6 человек – прим. Авт.)? Отношение свое не высказывал на этот счет?
— Нет. Я не понимаю, я думала, это у него прошло. Ничего с ним такого не было с 8 класса. Он просто стал замкнутый. Он хотел ходить с кем-то на работу. Но отец все время пьяный, а друзей нет.
— Романтические отношения были?
— Нет, про девчонок вообще никогда не разговаривал.
— Не выпивал он?
— Нет, вообще не пил.
— И все-таки, ваше мнение: что случилось?
— Вообще не понимаю. Когда сказали, я даже поверить не могла, что это мой сын.