19 мая президент России Владимир Путин расспросил, а точнее допросил членов правительства и парламентариев о том, как выполняется его собственное послание Федеральному собранию, ибо там было уже что исполнить. О том, как детскому отдыху возвращали 50-процентный кэшбэк и как линии метро превращались в трамвайные линии в Челябинске и Красноярске — специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников.
В среду члены правительства отчитывались, кто из них больше и лучше преуспел в выполнении задач, изложенных в последнем послании президента.
— Первое — начинается сезон летних отпусков,— признал президент.— Многие семьи выбирают или уже определили, куда поедут отдыхать, в какой летний лагерь отправят своих детей. Конечно, один из ключевых вопросов здесь — это стоимость отдыха.
Дело в том, что государство пообещало оплатить родителям, отправляющим детей в летние лагеря, часть детского отдыха, который вот-вот начнется. А постановления о матпомощи к моменту начала совещания еще не было. То есть родители покупали путевки на первую смену, которая начинается 1 июня, не рассчитывая на возвращение части денег. Вот если бы они подождали 19 мая и купили путевку уже даже в этот день, часть денег и правда вернулась бы. А так — нет, те, кто не хотел рисковать (а это большинство, даже не представлявшее, что может быть иначе и что оно в нормальной, а не такой жизни может быть меньшинством), и не могли рассчитывать на шампанское.
Между тем это могло вдруг оказаться похоже, о ужас, на саботаж идей послания.
— В послании,— добавил господин Путин,— была поставлена задача продлить до конца года программу возврата части расходов граждан на туристические поездки, в том числе она должна действовать в летние каникулы для молодых людей — финалистов и победителей олимпиад, волонтерских и творческих конкурсов. А для ребят, которые отправляются на отдых в лагерь, будет возвращена половина стоимости путевки!
— На заседании правительства в минувший четверг,— объяснял премьер Михаил Мишустин,— мы направили 5 млрд руб., чтобы родители смогли вернуть половину стоимости путевки для ребенка в летний лагерь. Кроме того, мы продлили до конца текущего года программу возмещения гражданам части затрат на путешествия по России. Ростуризму в конце апреля выделили дополнительно на эти цели более 4,5 млрд руб.
Те, кто уже купил путевки, могли вообразить, что тоже будут охвачены государственной благотворительностью. Но для этого следовало обладать хорошим воображением.
О скорейшем законодательном обеспечении новых пособий и выплат (например, о возможности родителям с детьми до семи лет включительно получать 100% заработка при уходе на больничный) доложил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.
Не стоит скрывать, что в преддверии новых выборов в Госдуму чрезвычайно важно реализовать инициативу президента и «Единой России» о бесплатном подведении газа к загородным участкам российских граждан.
— Владимир Владимирович, у меня на руках законопроект, который обеспечит на законодательном уровне решение задачи, которую вы поставили. Сегодня мы направим его в Государственную думу. Главная его суть — создание условий для подведения газа до участка гражданина,— заверил Андрей Турчак.— Хочу подчеркнуть, это прямо прописано в законопроекте: без привлечения его (гражданина.— А. К.) средств!
Такое впечатление, что Андрей Турчак и сам не очень верил в то, что он говорил (слишком роскошна инициатива.— А. К.), и убеждал сейчас, кроме всех остальных, прежде всего самого себя:
— Рассчитываем принять этот закон в текущую сессию, чтобы люди получили доступ к газу как можно скорее, чтобы не осталось никаких лазеек для злоупотребления, а процесс подключения был максимально удобным и простым для людей!
Оказывается, для всего этого достаточно принять закон в текущую сессию.
Возникла еще одна интересная коллизия.
— Уважаемый Владимир Владимирович,— добавил Андрей Турчак,— еще одно предложение, пользуясь случаем (чтоб, как говорится, два раза не вставать.— А. К.). В июне официально стартует и продлится до сентября избирательная кампания в Государственную думу. По времени она совпадает с проведением Всероссийской переписи населения, которая запланирована на август—сентябрь текущего года. Как нам кажется, если переписчики и агитаторы одновременно пойдут по домам, это создаст ненужное напряжение у людей, наложение, а где-то вызовет и прямое раздражение. К тому же переписчики и сотрудники избирательных комиссий, те, кто должен информировать о выборах,— это зачастую одни и те же люди, особенно в малых городах и районах. Это, как правило, наши учителя, работники социальной сферы.
Переписчиков будут принимать за агитаторов, с одной стороны, предостерег Андрей Турчак. С другой — предупредил, что переписчики и члены избиркомов, информирующие о выборах, одни и те же люди. Притом что информаторы и агитаторы тоже не особо отличаются друг от друга. И все они очень похожи на учителей из соседней школы. Ну а где для всего разного-то народу взять?
В общем, Андрей Турчак верно предвидел мрачную перспективу: бить будут.
— В этой связи,— искреннее сформулировал Андрей Турчак,— просим вашего поручения о переносе переписи населения на октябрь. Выборы к этому времени уже пройдут, и люди смогут спокойно и взвешенно ответить на все важные для переписи вопросы.
Во время выборов шансов спокойно отвечать на вопросы, всем понятно, никаких нет.
Президент пообещал прокомментировать попозже. Когда сможет, видимо, спокойно и взвешенно ответить на этот вопрос.
Затем выступил вице-премьер Дмитрий Чернышенко со словами:
— Уважаемый Владимир Владимирович, доброго здоровья!
Что ж, способ приветствия в сложившихся за последний год условиях следовало признать единственно верным.
Дмитрий Чернышенко рассказал о развитии новых российских курортов и о том самом возмещении половины стоимости детских путевок в лагерь отдыха.
— Выполняя ваши поручения, о чем Михаил Владимирович сказал, уже 5 млрд (руб.— “Ъ”) выделено на поддержку доступных туристических поездок для отдыха детей, их оздоровление, то есть на поездки как раз в детские лагеря, о чем вы сказали, что там существуют проблемы. Об этом я тоже сейчас скажу…— заверил Дмитрий Чернышенко.
Но все же оказалось, что дьявол-то — в деталях.
— Здесь очень важно, что мы готовы запустить уже эту меру 25 мая, то есть мы успеваем до каникул ее запустить,— разъяснил Дмитрий Чернышенко.— Те, кто купил уже путевку, могут воспользоваться новой программой и купить путевку, например, на другую смену, здесь ограничений нет. Реализация этой программы, как я сказал, 25 мая уже будет запущена. Около тысячи лагерей: 500, мы видим, уже напрямую подключились к системе, а 500 примерно через агрегаторы, через партнеров уже подключились и будут готовы по этой программе уже принять детей.
То есть те, кто уже купил путевку, на кэшбэк по ней рассчитывать все-таки не могут.
Доклад вице-премьера Марата Хуснуллина был как обычно ярок и полон оптимизма. Если коротко: все строится, а то, что не строится, уже, значит, построено.
— Было ваше поручение — разобраться по метро в Челябинске (его там начинали когда-то, в советское время, строить.— А. К.). Там много лет назад начали строить метро, и дальше стояла развилка: либо его сейчас достраивать, что очень дорого, либо его сейчас ликвидировать, что тоже дорого — порядка 10 млрд (руб.— “Ъ”). Мы нашли хорошее решение, как использовать часть метролиний для развития трамвая! — воскликнул Марат Хуснуллин.— То есть у нас центральная часть города начинает работать, дальше мы выходим наружу и интегрируемся в трамвайную сеть! То есть проект практически готов, мы его можем запускать, буквально детали дорабатываем!
Смысл по всем признакам в том, что полноценного метро в Челябинске в 2025 году, как планировали еще недавно, не будет (возможно, заработают уже построенные линии). Зато будут трамваи! Марат Хуснуллин все придумал. Проект готов.
— Также по вашему поручению посмотрели красноярское метро,— добавил Марат Хуснуллин.— Готовим проекты с точки зрения привлечения бюджетом кредитов!
В Красноярске метро начали строить в 1993 году. До сих пор никакого метро нет. По поручению президента посмотрели: видимо, и не будет.
Но все же вице-премьер дождался дополнительного вопроса про Красноярск от президента:
— Вы упомянули про Красноярск, я просил вас этим заняться. Все-таки ваша оценка какая и перспективы здесь какие по строительству метро?
Формулировка «Готовим проекты с точки зрения привлечения бюджетом кредитов!» была безукоризненна, но президенту захотелось зачем-то еще и суть понять.
— Начатые в городах-миллионниках проекты надо постараться минимальными затратами закончить, но не теми деньгами, которые они называют. Потому что, например, тот же Челябинск — первый «подход к снаряду» был 92 млрд (руб.— “Ъ”). Я послал туда своих проектировщиков, к счастью, сам метро занимался много. Они посмотрели, нашли варианты удешевления (то есть строительства трамвайных веток, а не метро.— А. К.)! То же самое по Красноярску: я уже договорился отправить туда своих проектировщиков! Считаю, что заявленная сумма в 100 млрд (руб.— “Ъ”) достаточно большая. Мы найдем решение более дешевое, более оптимальное. Но начатое надо закончить, потому что это приводит к технологическим рискам, потому что мы же под землей каналы прорыли, а их нельзя так бросать, их надо заканчивать. Поэтому это будет отдельное индивидуальное решение.
Марат Хуснуллин опять ничего толком не сказал, но он понимал, что придется что-то сказать. Ну надо было произнести, а там уж будь как будет. И вот он нашел, надо отдать ему должное, силы.
— Мы считаем,— сказал он наконец,— что метро для миллионников пока нецелесообразно, надо больше делать ставку на железную дорогу (ой, даже не на трамвайную! — А. К.). Мы все обсчитаем, и после точного уже решения я вам еще раз доложу!
— Вы сказали «нельзя бросать», но ведь бросили же в свое время,— лишний раз вдруг упрекнул это время Владимир Путин.
Он имел в виду, что вот, приходится теперь за 1990-ми годами заканчивать, убирать за ними.
— Владимир Владимирович, момент был такой,— кивнул вице-премьер.— В свое время это было на федеральном уровне вроде как, а потом передали в регионы, а регионы по деньгам не потянули. На самом деле время такое было, я хорошо это помню… Поэтому сейчас надо просто исправить, и все.
То есть похоронить последние великие комсомольские стройки, желательно хотя бы с минимальными почестями в виде трамвайных путей.
— Ладно,— кивнул господин Путин,— потом в ходе работы мне обязательно доложите, как там реально дела складываются.
И тут он все-таки вернулся к детскому кэшбэку.
— По поводу отдыха детей и возврата 50% от стоимости путевки. Действительно, многие семьи сейчас возвращают путевки за первую смену,— откуда-то знал господин Путин.— Дмитрий Николаевич сказал, что у людей есть возможность купить со скидкой во вторую смену, но тогда в первую никто не поедет или поедет меньше детей, чем можно было бы направить на отдых. Вы же понимаете, надо посмотреть на это повнимательнее! Как люди могли купить на первую смену, если постановление правительства или не вышло, или только сейчас выходит? Здесь нужно исходить из реалий, а не из бумаг. Поэтому я вас попрошу к этому вернуться еще раз и посмотреть.
Он посмотрел на Дмитрия Чернышенко. Все помолчали. Вышло дипломатично.
— С 1 июня уже первая смена начинается, а постановление, Дмитрий Николаевич, вышло?..— все же переспросил президент.
— Оно сегодня выходит, сегодняшним числом,— вздохнул господин Чернышенко.
— Сегодня выходит только...— как будто смаковал Владимир Путин.— Сегодня уже какое число-то?! А с 1 июня уже первая смена начинается… Многие купили путевки без всякого возврата. Надо подумать… Мы же обещали людям, что они получат возврат. Мы же не говорили: в первую смену, во вторую смену… Сказали: на летний отдых. Посчитайте, сколько это стоит, и нужно, значит, добавить соответствующие деньги!
И он продолжил:
— На что хотел бы еще обратить внимание, даже пометил? Вы, говоря про Долину гейзеров, сказали: туда больше народу нельзя допустить, они там все вытопчут. («Потому что, например, в Долину гейзеров на Камчатке нельзя пустить в десять раз больше народа, они просто там вытопчут все…» — и правда с болью за дело гейзеров рассказывал полчаса назад Дмитрий Чернышенко.— А. К.) Я понимаю, что ничего плохого вы не имели в виду, это понятно, но как-то меня это задело все-таки.
Они там вытопчут все» — как будто совсем какие-то люди, которых мы не хотим там видеть… А если как следует организовать работу в Долине гейзеров, так никто ничего не вытопчет!
И вдруг он в третий раз как ни в чем не бывало вернулся к детскому кэшбэку:
— Так же как с возвратом денег на путевки для детей в лагеря! Мы же не сказали, что только во вторую смену, мы сказали: на летний отдых,— правильно? Значит, нужно это сделать. Но если купили уже, давайте проработайте механизм, как поступить с теми, кто уже купил без всякого кэшбэка. Значит, им тоже нужно это сделать!
Да, он сам готов был, похоже, если все опять пойдет не так, кого-нибудь вытоптать.