Праздники кончились, мы возвращаемся к работе, но многие отмечают, что усталость не избыта, а, напротив, даже увеличилась. Неужели правда, что после отпуска человеку требуется еще один отпуск, чтобы теперь отдохнуть от... отдыха? В чем причина послеотпускной апатии и нежелания входить в рабочий ритм? Постараемся ответить на этот вопрос, тем более что явление это, как выясняется, носит международный характер.
Жизнь большинства из нас описывается маятником «работа — дом». Любой «зигзаг», выпадение из привычного ритма воспринимается как событие. Чем больше таких событий происходит, утверждают психологи, тем больше энергетических встрясок получает человек, тем с большей радостью воспринимает так называемую обыденность. А ведь именно восприятие всего происходящего с радостью и есть тот код к счастливой жизни, который так прост и очевиден, но доступен, увы, не всем. Те, кто его для себя открывает, счастливы — ежедневно. Кто еще не открыл его для себя — ждут отпуска, и в том числе длинных новогодних каникул, с великой надеждой на перемены. Но случаются они не всегда.
Мы все устаем от работы, даже самые отъявленные трудоголики, не желающие признавать необходимости эмоциональной перезагрузки, и потому чаще лодырей «выгорают». Но что не так с отдыхом? Почему он не приносит желанного облегчения, и на работу даже после длинных праздников мы выходим с ощущением едва ли не большей усталости? А потому, говорят специалисты, что отдых не меньшая наука, чем умение радоваться трудовым будням.
Безделье утомляет больше, чем труд
— Давайте представим себе нашу работу как ежедневный подъем в гору, — предлагает психолог Владимир Ковалев. — С утра мы бодро бежим вверх, затем делаем паузу, потом идем с большим напряжением, может быть, монотонно, затем видим вершину. Допустим, мы ее достигаем — даже через «не могу». И испытываем блаженную усталость — состояние человека, доделавшего дело и получившего от этого удовольствие. Мы садимся на этой вершине, смотрим на мир, мечтаем о вершинах новых, ну а когда устало засыпаем, наши мышцы гудят, по телу пробегают токи, и мы расслабляемся. Таков ритм жизни человека, занятого созидательным, нужным трудом. Но от чего расслабляться человеку, который в гору не шел, а смотрел на вершину горы у ее подножия? У него и усталость от прожитого в мечтах дня будет иной. Отсюда — первый закон отдыхающего: хорошо отдохнуть может только тот, кто устал именно хорошей, блаженной усталостью, испытал удовлетворение от работы, а не бил баклуши.
От последнего, кстати, то есть от безделья, уверяет Ковалев, устаешь гораздо больше, чем от работы. Человеку претит любая монотонность. Однако если это монотонные, но оправданные конечным результатом действия, то от них устаешь тоже позитивно, а вот от монотонной бессмысленности и усталость получается бессмысленной. А поскольку, объясняет Ковалев, в наше время многие устают от работы, а точнее от имитации бурной деятельности, именно такой, бессмысленной усталостью, то и мечты об отдыхе у таких людей сводятся к мечтам о тупом ничегонеделанье.
— Вы понимаете, искусство отдыхать — это наука, которую каждый постигает сам. Она не описана в учебных пособиях, помощником в ее освоении может стать только личный опыт. Но беда в том, что мы далеко не всегда даем себе труд проанализировать причины и следствия происходящего с нами. И просто не задумываемся, почему от одного отпуска или отдыха длиной в несколько дней у нас остается ощущение и удовлетворенности, и яркости прожитых моментов, а другой не можем вспомнить вовсе, — объясняет Ковалев. — К тому же у нас отсутствует культура отдыха как таковая. С давних времен отдых для нас — лежание на диване или посиделки за обильным столом, а никак не поход в музей или на выставку.
Согласитесь, тут с Владимиром Александровичем спорить трудно. Для большинства из нас отдых и правда ассоциируется с лежанием перед телевизором, а в случае с Новогодьем — еще и бесконечным ублажением себя бесконечной едой и выпивкой. И каков обычно итог? Увы, он печален. Намеченные планы — не выполнены, даже шкаф, который так хотелось разобрать, так и остался неразобранным. Да что там, даже звонки друзьям — и те не сделаны, потому что и они откладывались на потом. Итог «отдохновения» — набранные килограммы, шум в ушах от выпитого и ощущение мгновенно пролетевших праздничных дней. «Как вчера все началось — и уже кончилось!» — констатируем мы, с тоской бредя на работу, где опять будет «одно и то же».
Не верьте своим ощущениям
Специалист уверяет: мы сами виноваты в том, что недовольны результатами «отдохновения». Человеческий организм требует перемен места и пространства, ему нужны эмоциональная подпитка и смена впечатлений. Просмотр телевизора нон-стоп смены впечатлений не даст. А вот если с утра вы с радостью, а не по принуждению гуляли, потом сходили в музей, пообедали, зашли в кино или в гости, а вечером немного посмотрели телевизор, ощущение от прожитого дня будет полным.
— Трудоголики отдыхать не умеют и в условиях даже минутного ничегонеделанья способны испытывать чувство вины за то, что ничем не заняты, — рассказывает Владимир Ковалев. — Между тем отдых нужен и им. Поскольку они думают, что, если во время отдыха загрузят себя работой, вина их станет меньше, им полезно переключаться, например, с умственного труда на физический и наоборот: точили детали — поотгадывайте кроссворды.
Но вообще в случае с отдыхом ни в коем случае нельзя доверять исключительно своим ощущениям, они могут быть ошибочными, поскольку мозг склонен к «подкладыванию» самых простых решений, уточняет психолог.
— Понимаете, в чем парадокс? Допустим, вы устали. Первое, что подскажет вам мозг, — полежите. Но рациональный подход скажет иное: неспешная получасовая прогулка переключит вас и расслабит куда быстрее и эффективнее, чем просто «лежка».
Как в этом частном случае, так и в глобальном смысле вопрос правильного отдыха требует включения рациональности. Смотрите: разум подсказывает, что бездумный просмотр телевизора «очищает мозги»? Но на самом деле все с точностью до наоборот: просмотр телевизора или интернета, лазанье по сайтам и чатам только кажется безобидным и расслабляющим занятием, на самом же деле несчастный мозг вынужден в такой ситуации дико напрягаться, поскольку вы обязываете его обрабатывать огромную кучу различной информации. Вы, а точнее мы с вами, просто бездумно его грузим!
Активность должна быть разумной
Теперь стоп: не спешите делать вывод, что качественно отдыхает только тот, кто занимается некой деятельностью каждую минуту. Например, отправившись на курорт, стремимся объять необъятное, посещая немыслимое количество экскурсий и «культовых точек».
— Этот перебор с активностью спровоцировала современная псевдокультура, которая требует незамедлительного выкладывания в соцсети своих впечатлений, — уверена психолог Ирина Бессонова. — Активное сообщество отреагирует на это массой лайков и комментариев, и кто-то непременно испортит настроение, заметив: а что, вы были там-то — и не посмотрели того-то? Главным становится не наше впечатление от увиденного, а впечатление, произведенное на окружающих. Кстати, уже доказано, что впечатления, увиденные исключительно через камеру смартфона, стираются быстрее, но это так, к слову... А у «выкладывания» есть и еще одна «оборотная сторона». Приведу личный пример. Когда-то мы с мужем отправились во Францию, где в Париже посмотрели огромное количество всего, но не зашли в Лувр. Нам обоим почему-то очень не хотелось туда идти, равно как и штурмовать Эйфелеву башню. В результате нас просто «запинали» за то, что мы не выполнили классической туристической программы, тем самым якобы испортили свой отдых, во что мы сами поверили! Словом, те, кто излишне зависит от чужого мнения, склонны устраивать себе чрезмерно «заорганизованный» отдых, закономерно приводящий к усталости. Еще момент: все мы разные, кто-то любит, а кто-то не любит путешествия. Если вы их не любите, зачем отправляетесь в них — лишь для того, чтобы быть «как все»? Но ведь в таком случае впечатление от отдыха будет отрицательным, ибо он «не ваш»!
Попытка заняться здоровьем и перепробовать миллионы спа-процедур или вдруг накачать себе за считаные дни бицепсы-трицепсы — это, рассказывает Ирина Бессонова, оказывается, тоже одна из распространенных ошибок, которую совершают в основном молодые люди.
— Девушки мечтают выйти на работу и услышать от коллег: «Как же ты похудела!», а юноши — послушать комплименты по поводу неожиданно выросшего «рельефа». Итог — такой же: отдыха как такового не случается. Случается некое иное перенапряжение, и исключительно непозитивное.
Уходя на отдых с завышенными ожиданиями, мы живем в предощущении идеала и даже теоретически отвергаем для себя возможность, что что-то может пойти не так. И страшно раздражаемся, если что-то идет не по плану: в соседнем номере храпят, достопримечательности — не такие «достопримечательные».
— От случайностей не застрахован никто. Надо учиться принимать любые несущественные неожиданности с позитивом, — уверен Владимир Ковалев, — а уж если сами себе наобещали с три короба, стоически примите то, что не выполнили и одной десятой. Для любого отдыха ценна как запланированность, так и спонтанность, способность корректировать обстоятельства. Не получилось уехать, остались в городе? Хорошо. А, вы мечтали покататься на санках и коньках, а снега не было и на катке много народу? Введем корректировки: сегодня — едем в «Коломенское», где не были давным-давно, завтра — в «Царицыно», а потом «метнемся» в Коломну, до нее рукой подать. И эмоции будут бить через край.
Как бы ни было, все позади: отдых завершился. А сплин — нет. Любопытно, как отнесется наш специалист к предложению западных коллег, посоветовавших тем, кто выходит на работу после долгих праздников, делать это медленно, а в период адаптации больше спать и есть, чтобы не подвергать себя новым стрессам?
— Отрицательно отнесусь! — без размышлений ответил Владимир Ковалев. — Этим можно только усугубить ситуацию, продлить внутреннюю спячку. Но правда в том, что перед тем, как выйти на работу, всегда надо закладывать некий «домашний день» — для тех, кто отдыхал слишком бурно и устал от этого, и день с небольшим приключением — для тех, кто вместо отдыха провалялся на диване, давясь закусками.
Хватит ныть
Итак, мы выяснили: ощущение усталости от отдыха может быть следствием как неудачных или попросту бездумно проведенных праздничных дней, так и в случае завышенных ожиданий от них. Однако психологи уверены: и то и другое связано с тем, что мы плохо сами себя слушаем и слышим. И можно сколько угодно спорить по поводу фразы «отдых — это смена деятельности», соглашаться с ней или опровергать ее, неизменным остается одно: отдых — это тоже своего рода работа, но никак не безделье. Но поскольку все ошибки уже совершены, остается лишь надеяться исправить их в будущем, теперь важно разобраться — что делать с усталостью от отдыха и как ее избыть в максимально короткие сроки.
— Если вы востребованы и любите работу, для вас переключение на нее не станет проблемой. Вы вновь поменяете роли, и это обеспечит больший энергетический заряд. Если этого не происходит, придется ответить самому себе на три не слишком приятных вопроса.
— Первый, говорит психолог, и самый неприятный — почему так не хочется на работу? Потому что она нелюбимая? Так найдите в ней плюсы. Вас держит там исключительно зарплата? Ну тогда вряд ли вы проработаете там очень долго, даже если и несколько бравируете тем, что вас держит на месте исключительно оклад: самообман ведет к душевному фиаско. Если же это и правда так — займитесь поисками иных мест, иначе выгорите: заниматься в постоянном режиме можно лишь тем, что любишь.
— Второй: вам и отпуск в указанное время не в радость, и выход на работу в положенный срок не в удовольствие, потому что вы фрилансер по духу, не любите режим, считаете себя способным жить вне любых навязанных вам «установок»? Отлично. Может быть, в вас и правда дремлет несостоявшийся пока индивидуальный предприниматель. Так попробуйте! Получится — хорошо, обретете счастье. А может, напротив, вернете все на круги своя и научитесь ценить работу, приносящую стабильный заработок, и даже начнете испытывать искреннюю благодарность своему работодателю?
— Третий: а нет ли у вас ощущения, что вы вообще слишком часто недовольны происходящим? Тогда дело не в неправильно проведенных праздниках и не в плохой работе, а исключительно в вашем не самом, прямо скажем, симпатичном характере — увы.
А как у них
— Ту аморфную меланхолию, в которую люди нередко впадают после праздников, западные коллеги называют по-разному. Более общее название этой проблемы — постотпускное стрессовое расстройство. У него, кстати, есть вполне романтичное название: рost-vacation blues. Благодаря игре слов «блю»-«блюз» переводят это и как «послепраздничный блюз», и как тот самый «постканикулярный синий» — помните «цвет настроения синий»? Именно послеотпускную тоску в момент выхода на работу и называют «синим настроением»! Есть также понятие PTD (post-travel depression), депрессия после путешествий. Западные люди в среднем чувствительнее к себе и своим личным ощущениям, чем наши соотечественники, поэтому у них к «синему настроению» относятся со всей серьезностью.
— Мысль о том, что кончилось золотое время, угнетает. А та жизнь, в которую снова приходится вписываться, кажется пустой, скучной, незавидной со всех точек зрения, — констатирует Владимир Ковалев. — Россияне эту ломку испытывают, но справляются с ней, как правило, сами. Но вот недавно мне попалась на глаза статья, в которой клинические психологи Алехандра Салазар и Кристина Мартинес Тод рекомендуют читателям в том случае, если в течение десяти дней после выхода на работу у них не происходит внутреннего восстановления, не стесняться обращаться к специалистам.
Устают от отдыха и способны затосковать от перспективы выхода на работу, как оказалось, и англичане, и французы, и швейцарцы — кто угодно. И проблемы в отпуске они испытывают те же: недосыпают, «широко гуляя», переедают, злоупотребляют алкоголем, устают от чрезмерного количества встреч или... лежания на диване. Так что лень вовсе не чисто русская черта.
— Западные специалисты дают своим пациентам ровно такие же рекомендации, как и мы: не «выпрыгивать» на работу сразу, а только после «домашнего» дня и, если возможно, с середины недели, а не с понедельника, ставить себе для начала краткосрочные выполнимые цели, отдыхать в обеденный перерыв, жить по режиму, помнить, что, по одной из теорий, кофе не столько бодрит, сколько вызывает тревожность, так что пить его ведрами не стоит, а также — как ни банально звучит — сохранять позитив, — уверен Владимир Ковалев. — Ну и скажу о главном. Надо искать свой код счастья, позволять себе те «выпрыгивания» из заложенной схемы, о которых мы говорили в самом начале. Ну и еще. Вам помогут изменить и жизнь, и отношение к ней. Когда мне говорят про «чертову работу», я всегда спрашиваю — а хорошо ли вам было бы без нее? Обычно, всерьез задумавшись над этим вопросом, человек приходит в себя и признает: нет, плохо.
КСТАТИ
Доказано, что после двух недель отсутствия в офисе коэффициент интеллекта (IQ) постоянного офисного работника снижается примерно на 20 пунктов, в связи с чем падает и его работоспособность. На восстановление активности заинтересованному в работе человеку хватает двух дней, менее заинтересованному — семи. Признаки «выпадения» из рабочего ритма известны: забытые логин и пароль электронной почты, путаница в днях и числах, ошибки в цифрах и расчетах, рассеянность, раздражительность.
В ТЕМУ
Самым продуктивным рабочим временем считаются периоды с 10–11 часов утра до 12–13 часов дня, это время также называют «золотыми часами труда», а также с 16 до 18 часов. Самая низкая активность у работников отмечается с 14 до 15 часов дня. Очевидно, это было известно и в советские времена, когда именно на этот период на большинстве предприятий назначался обеденный перерыв.