- А несколько месяцев. Временами - годами. Если не готовы, так скажите заранее. Но накануне визита – это такой всплеск…
- Если вариант такой, что он вышел к прессе и сказал, это просто глупость. Какой-то низковатый уровень для президента Франции. И это при той богатой истории наших отношений. Взять наши связи с Митераном, Шираком, Саркози.
- Мы не знаем, пожалел он или не пожалел, подыграл он кому или нет. Вот пускай сам перед собой в данном случае отчитывается. Это полностью на его совести.
- Крупно.
- А мы - достойно вышли из этой ситуации.
- Я считаю, что с нашей стороны просто блестяще было все сделано. И вот теперь нужно поискать момент, чтобы… Простите меня, выкладку дайте поминутную - кто будет нашего президента встречать, что мы подпишем, куда вы придете, куда вы не придете, а потом мы скажем, приедем мы к вам или не приедем. Я вот так поступил бы.
- Это Кремль должен сказать Елисейскому дворцу?
- Думаю, да.
Почему Путин выдвинул Антона Вайно?
- Владимир Николаевич, вы, наверное, единственный, кто создал школу, выпустил учебники по «протокольному ремеслу»... 30 с лишним лет вы заняты этим. Вот сейчас новые люди работают в протоколе Кремля, «Белого дома». Все они пришли по вашим следам. Антон Вайно, отработав в службе протокола, стал главой Администрации президента, можно сказать, ваш ученик…
- Не могу считать себя учителем Антона. Антон просто талантливый человек. Он пришел, когда моя активная деятельность в протоколе закончилась…
И учебников я не писал, а писал книгу, связанную с созданием протокола Российской Федерации, президентского протокола в первую очередь. В ту протокольную практику уже внесен ряд изменений, появились более широкие возможности приема гостей, места встречи... Мы же были ограничены Кремлем.
- Вайно же все равно пришел тогда, когда вы создали эту «протокольную» базу.
- Мы с Антоном познакомились в тот период, когда он работал в японском посольстве. И вот тогда обратили внимание, что он очень тонкий, исполнительный человек.
- А вы были с визитом?
- Готовили визит Бориса Николаевича. А в начале 2000-х Вайно, уже по линии протокола, работал с Владимиром Путиным. До этого прошел школу в управлении протокола президента...
- А замом главы президентской Администрации тоже стал «протокольщик» - Владимир Островенко, он же из вашего «класса».
- Когда назначили Антона и Володю, я, честно говоря, был очень рад тому, что люди, которые занимаются протоколом (а это в первую очередь точность и правильность организации, порядок), пришли на такие высокие должности.
- Их же Владимир Путин выдвинул. Почему он взял именно Антона и Владимира?
- Думаю, Владимир Владимирович очень внимательно изучил каждого из них. И их работа его устраивала. Ведь самое главное в протоколе – чтобы ты был в откровенном, прямом контакте с «первым лицом», на которое ты работаешь. Если будешь получать указания через дядю Федю или через кого-то будет идти интерпретация, работы не получится.
- Вот сейчас у них не протокольная стезя, а политическая. Они вообще потянут, они справятся?
- Потянут. Думаю, у них все будет нормально, они сбоя не дадут. Потому что у ребят уже выработалось понимание того, что такое порядок.
- А что бы вы посоветовали нынешним сотрудникам службы президентского протокола?
- Когда общаюсь с теми, кто занимается сейчас протоколом, всегда стараюсь подчеркнуть главное: ребята, ищите, пожалуйста, правильнейшие подходы к организации рабочего дня президента. Вы должны наперед просматривать, кто может задержать – какой-то звонок, какое-то обстоятельство. Вы поймите, что президент практически спит 2-3-4 часа в сутки, не больше.
- А вы что, не могли как-то воздействовать на Бориса Николаевича?
- Нет, за сон президента мы не отвечали. Мы всегда говорим, что надо больше отдыхать. Но мир у нас довольно сложный, все бывает.
Самое главное, не бояться, если куда-то опоздали, сделать анализ - почему? Опоздание – это еще не главное. Главное – предупредить принимающую сторону или того, кто сидит в кабинете и ждет, что президент задерживается. Вот это служба должна отрабатывать очень и очень четко.
«Ельцин ждал принцесcу целых 20 минут»
- ...А правда, что в Лондоне, когда вы с Ельциным приехали туда с визитом, был случай, что член королевской семьи принцесса Анна опоздала к вам...
- Да, и надолго - минут на 15-20.
- А Ельцин сидел и ждал?
- Ну, мы не сидели, мы ходили, конечно. И когда принцесса рассказала Борису Николаевичу о причине (оказалось, она села за руль, превысила скорость, ее остановили полицейские) - он просто заулыбался, говорит: тогда никаких проблем нет. И все пошло своим чередом.
А вообще-то Борису Николаевичу всегда было сложно объяснить, почему тот или иной человек опаздывает. Особенно если президент в Кремле кого-то ждал и опоздание шло на 2-3 минуты.
- Вот скажите, а почему вас не позвали – либо Трамп, либо госпожа Клинтон…
- Куда?
- В Штаты, чтобы вы там порядок навели. Потому что иногда стыдно, что у них происходит.
- Спасибо... Но я об одном прошу. Мы обязательно ищем каких-то блох там, за рубежом. А у нас что, не бывает во время организации президентских кампаний каких-то проколов?
- Такого не было, чтобы вынимали компромат какой-то 10-летней давности, что он - Трамп - про женщин плохо сказал.
- Ну и слава богу, что не было. А там больше заняться нечем, как отвлечь публику и показать, что это демократия вот такая. Какая же демократия? Это не демократия. Как можно вообще обсуждать здоровье человека? Да, она сама виновата. (Речь о Хиллари Клинтон. - А.Г.) Если ты больна, не выходи, отлежись. Вот мы говорили впрямую: да, мы нездоровы сегодня, мы в больнице. Да, у нас были такие случаи... Но на этом никто не спекулировал. По крайней мере - так зло.
- Нет, конечно!
- И пусть они там, у себя в Штатах, сами разбираются. Зачем мы на экранах наших телевизоров показываем их балаган?
«Почти все Ельцины живут в Москве»
- Как Борис Ельцин-младший поживает? (Напомню - это сын Татьяны Юмашевой. - А.Г.)
- Нормально. Работает над одним очень интересным фильмом.
- Это о дедушке, Борисе Ельцине?
- Нет... Но говорить пока рано - не знаю, как у него получится.
- У Юмашевых все в порядке?
- Слава богу, да.
- А как парнишка, который спортом занимается, сын Татьяны Дьяченко?
- Глеб? Он здесь все время - уже минимум чемпион Европы по плаванью.
- Татьяна живет в Москве или за границей?
- В Москве. Все Ельцины в Москве.
- И внуки, правнуки Бориса Николаевича тоже?
- Сейчас, мне кажется, Ваня Окулов учится за рубежом.
- А Елена Окулова - как? (дочь Бориса Ельцина. - А.Г.)
- Елена Борисовна занимается семьей, у нее много и внуков, и правнуков теперь уже… Нет, правнуков нет. А может, уже и есть. Я уже запутался. (смеется)
- А бывает, что все дети и внуки Ельцина, как это было раньше, собираются вместе?
- Регулярно. Как было при Борисе Николаевиче, все, кто свободен, в воскресенье – на обед. В дом к Наине Иосифовне.
- Как она себя чувствует?
- Прекрасно, много читает, работает над книгой. У нее очень широкий круг подруг, друзей, особенно из артистического мира. Она живет очень интересной жизнью.
- Это правда, что Наину Иосифовну немножко подвинули, немножко выселили из Барвихи? Или это все сплетни?
- Подожди... «Взяли и выселили». Как можно выселить? Во-первых, госрезиденция - есть госрезиденция, то есть, это не личная собственность. Еще когда Борис Николаевич ушел в отставку, он, получив причитавшиеся ему гонорары, начал себе строить в Горках-10 дачку. Он хоть и классный строитель, но занимался этим делом мало. Некогда было.
Вопрос о госрезиденции встал, когда Борис Николаевич умер… НаинаИосифовна уехала с прежней дачи в Барвихе и живет сейчас в Горках-10 на своей личной даче.
- На той, которую построил Ельцин?
- Да. Ее реконструировали, конечно.
- Что, плохую дачу построил?
- Дело не в этом. Потому что то, что он построил... Там не очень можно было жить. Дачей занимались довольно неплотно, что-то подгнило, что-то свалилось... Но теперь все в порядке - жить вполне можно.
- Наина Иосифовна по-прежнему пирожки с капустой печет?
- По-прежнему.
- А что еще подают, любимые пельмени Бориса Николаевича из рыбы?
- Когда пельмени, когда рыба, когда утка, - я не знаю.
- Толя Кузнецов тоже с вами? (Анатолий Кузнецов – адьютант Бориса Ельцина, который до последнего вздоха находился рядом с ним. - А. Г.)
- Нет, Толя Кузнецов давно ушел, работает в МИДе.
- А кто же теперь…
- Ребята остались, офицеры.
- А Кузнецов приходит в гости?
- Конечно.
- Он был как член семьи.
- …
- Многозначительное молчание шефа протокола.
КСТАТИ - О ПОДАРКАХ
"Ельцину в Кремль привозили... живого медведя»
- ...А вообще вы же много подарков перевидали за свою жизнь?
- Конечно.
- Самый дорогой подарок какой был?
- А как ты его оценишь, подарок? Главное – найти тему, чтобы она пришлась по душе. Мы чаще всего попадали в точку. Да, приходилось изучать - а чем увлекается руководитель того государства, куда собираемся с визитом? Но здесь бывает и другая крайность - можно попасть под хобби. Это плохо. Мы попадали под хобби. У нас вся кладовая была завалена теннисными ракетками, мячами…
Вот есть известный снимок: Борис Николаевич дарит самовар королеве Англии.
- Это по вашей подсказке?
- По моей, по совету наших ребят. Оказалось, что у королевы - русские корни.
- Вы изучали, у кого какие корни?
- А как же. Когда первый раз к ней поехали, мы везли фарфор ленинградский, бывший императорский. Она его собирает. А здесь заказали самовар, именно толстовский. И он ей пришелся по душе. Она потом прислала письмо: спасибо большое за подарок.
А взять Ширака... Что ему дарить? А он в юношеские годы, когда учился в университете, оказывается, изучал русский язык и Пушкина переводил. И тут как раз вышло полное собрание сочинений поэта, 30-томник. Мы Шираку отвезли. Когда ему дали – дикий восторг.
Вот Коль, например, увлекался камнем. Мы ему дарили камни. Когда-то – кусочек чароита, малахита...
- А правда, что однажды Ельцину в Кремль живого медведя привезли?
- Ну, было дело. Борис Николаевич ездил в Сибирь. И после этого молодые ребята, охотники привезли ему в подарок небольшого медведя.
- В Кремль прямо?
- Да... Позвонили, что везут. Как ты их не пустишь? Пропустили в Кремль. Я сижу у себя в кабинете, слышу, кто-то рычит. Ничего понять не могу. Смотрю - медведь. Я в охрану звоню: что это такое? Говорят: в подарок привезли Борису Николаевичу. Ну, медведя президенту показали, конечно.
- И как Ельцин отреагировал?
- «Немедленно отдать в зоопарк!»
О НАБОЛЕВШЕМ
«И Клинтон писал про Б.Н. гадости...»
- Как Наина Иосифовна реагирует на критику в отношении Бориса Николаевича, которой в наших СМИ все больше?
- Вот это не спрашивай лучше. Это раздираловка. Это просто она рвет себя. Я ее прошу не смотреть эти ночные передачи и тех людей, которые бурно аплодировали в те годы, когда был Б.Н. при власти, а когда его не стало... Это вообще кощунство.
- А вас зовут на такие передачи?
- Нет, меня не зовут. Они знают, что я не пойду.
- А вы считаете, что зря так на Ельцина наезжают?
- Наезжать, пожалуйста, наезжай, но только говори то, как это было, почему это было. А сказать, что ты развалил, продал все заводы… Кому продал, кто их купил?
- Абрамович.
- Значит, у Абрамовича были деньги. Когда Абрамович стал покупать? Абрамовича в 1990-е годы вообще близко не было.
- Березовский.
- Как бы по Березе ответить?.. Береза у нас человек такой, который руководил всеми президентами, которые только были у нас, он всех ставил. И доставился.
- Царство ему небесное.
- Царство небесное. Дай бог, чтобы там у него было поспокойнее, чтобы он там не шебуршился.
- Вот вы хорошо знали Ельцина... Если бы он был жив - как бы отреагировал на все это, когда его поливают? Что, он в суд подал бы или пришел бы на радио, на ТВ?
- Обратите внимание - в период, когда Ельцин был на этой земле, такой вакханалии не было. Потому что знали, что он может ответить. А когда его не стало, это очень здорово усилилось.
А ведь есть оценка - в чем была заслуга первого Президента России.
- Вы имеете в виду позицию Путина и Медведева, когда они приехали на открытие Ельцин-центра в Екатеринбурге?
- Да, и там прозвучала объективная оценка, и до этого, когда в Кремле была первая инаугурация президента Владимира Путина...
Да, у Ельцина было много ошибок, да, копайтесь в ошибках. Но вот голословные заявления... Такие заявления убивают Наину Иосифовну. Я всегда прошу ее эти программы просто не слушать.
- Вы не ответили, как бы Ельцин отреагировал на эту, как вы говорите, вакханалию.
- Рвал бы себя...
- И все?
- Нет, в суд бы он не подал, на радио, на телевидение он бы не пошел...
Как-то мы заметили - в воспоминаниях Клинтона и его сотрудников (а они ссылались на рассказы бывшего президента США) пишется всякая гадость про Бориса Николаевича. Я ему написал.
- Клинтону?
- Да. Мы написали с Наиной Иосифовной. Так он же нам не ответил.
- Но гадости-то писать перестали?
- По крайней мере, по Борису Николаевичу у меня из-за рубежа нет ничего плохого.
- Сейчас собираются и в Москве открыть филиал Ельцин-центра. Вы в курсе, что есть какое-то противостояние?
- У нас было большое противостояние и по центру в Екатеринбурге... Вам просто пример. Условно, Клинтон закончил свой президентский срок, и через два года он открыл свой центр. А мы открыли спустя 10 -11 лет после того, как закончилось правление Ельцина...
- Вы раньше просто опасались открыть его?
- Нет. У них там эта система проработана. У них есть такое понятие: какой бы ни был президент, но мы его избирали... Он руководил нашей страной.